Цель работы по проекту: Целенаправленная систематическая деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий.
Задачи:
- Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику.
- Оказывать научно-методическую помощь учителям начальной школы в апробации стандартов второго поколения
- Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах.
Обоснование проекта: Необходимость модернизации методической работы в школе обусловлена тем, что в настоящее время ее возможности недостаточно эффективно используются для решения новых задач, определенных в стратегии развития российского образования, в частности, для «развития учительского потенциала». Данная задача выделена в качестве одного из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также реализации ФГОС. В рамках этого проекта предусматривается: использование современных информационных и коммуникационных технологий, расширение практики сетевого взаимодействия.
В Концепции модернизации образования обозначены специальные задачи, касающиеся методических служб: построение методической работы на принципах маркетинга и сетевой организации; распространение передовых педагогических практик; создание разветвленной инфраструктуры методических служб на базе инновационных учреждений.
Вместе с тем, в практике организации этой работы в образовательном учреждении существуют явные противоречия между:
- реализуемой в руководстве школой политики «управления по результатам» и слабой ориентацией методической работы на проектирование, внедрение и оценку эффективности новых разрабатываемых подходов к обучению и воспитанию детей, повышающих их учебные и внеучебные достижения;
- потребностью педагогов во внешней объективной квалифицированной оценке уровня их профессионального мастерства и ритуальностью применения в практике методической работы технологий критериального диагностического анализа результатов и эффективности педагогической и инновационно-методической деятельности;
- расширяющейся практикой привлечения методических объединений к профессионально-общественной оценке труда учителей при проведении их аттестации, конкурсов профессионального мастерства, конкурсного отбора на получение премии Президента в рамках ПНПО и несформированностью соответствующей системы мониторинга профессиональных достижений в ходе самой методической работы;
- весьма высоким потенциалом этой работы в проектировании индивидуальных маршрутов квалификационного, социально-профессионального роста и ее сохраняющейся преимущественной ориентацией на выполнение информационно-просветительской функции и обмен опытом;
- появлением в условиях перехода на новую систему оплаты труда реальных механизмов материального стимулирования достижений в методической работе и недостаточно продуктивным использованием этих механизмов ввиду отсутствия в школах критериальной базы оценивания инновационно-методических продуктов и успешности участия учителей в трансляции своего опыта.
Названные противоречия подтверждаются результатами проведенного нами анализа теории и практики этой работы, в частности, ее качества и эффективности в МОУ гимназия с.Малая Пурга, поэтому во избежания данных противоречий разработан проект, помогающий создать комфортную среду для образования и творчества и учащихся, и педагогов.
Деятельность по проекту:
Самостоятельной задачей модернизации методической работы должна стать, на наш взгляд, разработка условий для карьерного роста педагогов, формирование у них ориентации на успех, повышение уровня карьерной компетентности. Этапы деятельности по проекту распределены по «Лестнице мастерства», каждый последующий этап дополняет и развивает, вносит коррективы и новшества в предыдущий.
«Лестница мастерства»
|
№ |
Этапы деятельности |
Мероприятия |
|
1 |
Актуализация опорных знаний. Осознание приобретения новых. |
Самостоятельная работа учителей |
|
2 |
Изучение литературы |
1. Проверка и утверждение рабочих программ учителей, работающих по ФГОС НОО II поколения. 2. Изучение требований и основных положений ФГОС II поколения |
|
3. |
Анализ педагогической деятельности для выявления положительных/ отрицательных моментов с позиции требований новых стандартов |
1. Посещение районных семинаров по вопросам внедрения стандарта второго поколения. 2. Организация и проведение семинаров, мастер-классов на базе ОУ по теме «ФГОС II поколения» 3. Взаимопосещение уроков с целью передачи и накопления опыта работы в новых условиях |
|
4 |
Создание творческих групп с целью безболезненного внедрения ФГОС |
Создание групп по следующим направлениям: - по разработке технологической карты 1. Организация обучающих семинаров по составлению технологической карты урока - по разработке системы оценивания 1. Разработка и ознакомление участников педагогического процесса с системой оценивания в ОУ - по разработке рабочих программ 1. Разработка и утверждение программ по предметам для 1-3 классов |
|
5 |
Создание комфортной развивающей среды на базе школы |
1. Освещение вопросов внедрения и реализации ФГОС на родительских собраниях 2. Размещение на Интернет – сайте материалов по вопросам внедрения ФГОС 3. Организация и проведение открытых уроков по применению требований ФГОС в условиях развивающего обучения 4. Доклады и отчеты педагогов начального звена о проделанной работе в рамках деятельности по темам самообразования |
В ходе работы по реализации данного проекта наблюдается систематическая работа всех участников образовательного процесса, которую можно представить в следующей схеме
Структура методического сопровождения инновационной деятельности учителей начального звена в рамках реализации ФГОС НОО
|
Организация методической работы в ОУ |
|
Открытые мероприятия, выставки работы учащихся |
|
Подготовка учебно-методической и организационно-педагогической документации |
|
Распространение передового опыта учителей |
|
Самообразование и самореализация |
|
Практическая помощь педагогам |
|
Проведение теоретических и методических семинаров, педсоветов |
|
Организация внеурочной деятельности по приоритетным направлениям |
|
Работа творческих групп |
|
Работа творческой группы по разработке технологической карты |
|
Работа творческой группы по разработке системы оценивания |
|
Работа творческой группы по разработке рабочих программ |
|
Ученик в условиях реализации ФГОС |
Описание конечного продукта. Прогнозируемые результаты.
- Накопление научно-практического материала, технологий воспитания и обучения с целью внедрения ФГОС в 3-4 классах.
- Привлечение родителей учащихся к проблемам воспитания и обучения детей посредством личной включенности в образовательный процесс.
- Повышение творческого потенциала и уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
- Изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса.
- Обеспеченность педагогов пакетом методических разработок по внедрению ФГОС