Цель: Автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Задачи:
1.Образовательные:
- уточнить представление детей об артикуляционном укладе звука [Р];
- упражнять в различении и четком произношении звука [Р] в слогах, словах,предложениях;
- активизировать словарь детей.
2.Коррекционно - развивающие:
- закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
- развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать лексико – грамматические категории;
- развитие внимания, памяти, мышления.
3.Воспитательные:
- формирование положительной мотивации на занятии;
- воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения друг с другом( сотрудничество,взаимоуважение);
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
Разрезная картинка «Тигренок», карточки с цифрами 2 и 3, три «тумбы» (разноцветные модули), мяч, предметные картинки для определения места звука в слове,звуковые схемы, зашумованные картинки, зеркала на каждого ребенка, ноутбук, презентация POWERPOINT, CD – диск « Веселые животные».
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие – создание эмоционально- положительного фона.
Логопед. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемсяс гостями и друг с другом!
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Мы с вами снова вместе
Я рада, рады вы,
Приветствуем друг друга
Улыбкой доброты.
Логопед предлагает детям посмотреть с улыбкой друг на друга, и подарить свои улыбки гостям.
- 1.Объявление темы. Введение в игровую ситуацию.
Логопед. Ребята, я получила по электронной почте сообщение.
Дети слушают сообщение о пропаже из зоопарка тигренка и получают фото пропавшего тигренка (дети собирают картинку, разрезанную на части).
Логопед: А вы хотите помочь найти тигренка? (Дети отвечают.)
Логопед. Возможно поиски будут трудными, поэтому к ним нужно подготовиться: сделаем артикуляционную гимнастику (болтушка, барабанщик, лошадка, грибок, гармошка). (СЛАЙДЫ)
Логопед. Я знаю стихотворение, которое может послужить нам подсказкой в поисках:
1,2,3,4,5 ушел тигренок погулять.
Он по улицам идет
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
---Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р---
Как вы думаете почему? А вы умеетерычать как тигр? (РРРРРРРР)(произнесение изолированного звука)
- 2.Анализ артикуляции звука и его характеристика. Связь звука с буквой.
- Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]? В каком положении находится язычок? Что еще помогает нам правильно произносить звук [ Р]?-воздушная струя,которая встречает преграду (зубы) . Звук согласный. Обозначается, синим цветом, буквой Р. (СЛАЙД)
- 3.Развитие фонематического слуха.
Логопед. А теперь проверим ваше внимание « Я прошу вас не зевать, звук услышать и поймать» (дети ловят ладошками, если слышат звук [Р].
Логопед. Где мы будем искать тигренка? (предположения детей)
Логопед. Здесь какие-то следы. Упражнение « Чей след?» (дети называют притяжательные прилагательные – собачий, птичий, тигриный…)
Логопед. Следы привели нас к зданию. Что это, надо отгадать.Кто выступает в цирке? (ответы детей)
Выступают здесь артисты,
Трюкачи, эквилибристы,
Дрессировщиков семья.
Догадались вы, друзья!
Логопед. Поищем тигренка в цирке? А чтобы нам было легче, предлагаю превратиться в цирковых артистов.
4.Автоматизация звука.
В слогах.
Логопед. Посмотрите, представление начинается! Выступают дрессированные собачки. (СЛАЙД)
- Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Хотите поучаствовать в номере? (ответы детей)
-Я произнесу слог, а вы его повторите, соответствующее цифре количество раз.
Ра-ра-2 дра-дра-дра-3
Ры-ры-ры-3 пра-пра-2
В словах (образование уменьшительно- ласкательных форм существительных).
Логопед. На арене выступает клоун.(СЛАЙД) Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?(ответы детей)
- Большое ведро, а маленькое…..ведерко, коробка-коробочка, торт-…..,
Картина-….,карандаш-…..,рубашка-……,помидор-…….. .
В предложениях
Логопед. Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (ответы детей) Клоун смешит людей, вот и нас хочет рассмешить. (СЛАЙД)
-Послушай, правильно ли он говорит, исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
- Дровами рубят топор.
- Сахар грызет Иру.
- Дорога едет по грузовику.
- Градусник несет врача.
- Крышка накрыта ведром.
- Забор красит Рому.
5.Динамическая пауза. Предлагаю принять участие в цирковой программе. Вы согласны? (ответы детей)
Звучит фонограмма «Веселые животные»
6. Развитие фонематического восприятия.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр. Посмотрите, какие инструменты в нем есть. Назовите те, в названии которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
7. Развитие звукового анализа.
-А представление продолжается. На арену выходят дрессированные ...тигры.
Им по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для них служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, тигр встает на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце - на третью тумбу. (логопед показывает картинки, ребенок называет ее, определяет место звука в слове).
- Давайте посмотрим, нет ли среди артистов того, кого мы ищем.
Среди зашумленных предметов с изображением животных найти и раскрасить тигра.
- Вот он оказывается, куда сбежал из зоопарка. Как вы думаете почему?(ответы детей)
8. Упражнение в правильном произнесении звука [ Р ].
Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк-ирк-ирк - все любят цирк.
Тра-тра-тра-до свидания детвора.
Пра-пра-пра-артистам отдыхать пора.
Тры-тры-тры - шары в руках у детворы.
Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.
9. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед. Пора возвращаться в детский сад и сообщить работникам зоопарка, где находится тигренок.
Ребята, скажите, выступление каких артистов вам понравилось? Что показалось вам самым трудным? Какой звук помогал нам в поисках тигренка?
И так, мы вернулись в детский сад и повторим наше правило:
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
pnbsp; 6. Развитие фонематического восприятия.
Это интересно
- Исследовательская работа по биологии: «Лекарственные растения в окрестностях МАОУ СОШ № 154»
- Театрализованное представление по правилам дорожного движения «Баранкин, будь человеком!»
- Сценарий развлечения в старшей группе "День Святого Валентина"
- Сценарий праздника «Кошкин бал»
- «Весенний праздник». Сценарий развлечения для средней группы
