Цель: проанализировать и обобщить педагогический опыт учителей начальной школы в составлении технологической карты;
Задачи:
- актуализировать проблемы модернизации начального образования;
- построение знаний о технологической карте современного урока
- создание модели оптимальной технологической карты для МБОУ СОШ №2 г.Агрыза
- вовлечь педагогов в обсуждение насущных проблем в работе с технологической картой;
Участники: педагоги и работники начального звена школы, разделенные предварительно на 4 группы.
Методы и формы работы:
Прием шляп (элемент технологии критического мышления) – возможность вовлечения каждого участника семинара в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения
Практическая работа в группах – естественная черта человеческого поведения и создание существенных, значимых гармоничных взаимосвязей как условие эффективной групповой деятельности.
Проблемный диалог - на занятии при использовании данной формы должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования вопросов для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Самооценка - представление человеком собственной значимости, важности, соотношение нашего «идеального Я» с реальным его проявлением. Адекватная, реалистичная самооценка помогает нам грамотно строить отношения с окружающим, оценивать свои возможности и риски в любой ситуации, добиваться успеха и чувствовать себя нужным, полезным и значимым.
Ход семинара
Стадия Вызова:
Ведущий знакомит участников с темой и целью предстоящего занятия:
- Актуальность нашего разговора определяется тем, что в современных условиях усиливаются требования не только к профессиональной компетентности учителя, но и к качеству современного урока.
Что такое современный урок в свете ФГОС вообще? Отобразите ваше представление о нем в графической форме: в рисунке, схеме. Расскажите всем о том, что вы изобразили.
Участники вывешивают свои рисунки на доске и рассказывают о смысле изображенного.
А теперь от общего понятия современного урока перейдем к более частному - «технологическая карта урока». Используя записанные на доске вопросительные слова, составьте вопросы, которые интересуют вас в связи с данной темой.
ЧТО?
Каковы?
В чем?
Какие?
Почему?
Педагоги формулируют вопросы, ведущий записывает их на доске. После этого аудитория выбирает три самых интересных вопроса.
Примеры вопросов, заданных учителями:
- 1. Что такое технологическая карта?
- 2. В чем отличаются дидактические требования к современному уроку?
- 3. Каковы составляющие технологической карты?
- 4. Что изменяется при подготовке и проведении современного урока в деятельности учителя и учащихся?
Стадия Содержания
Руководитель творческой группы по внедрению ФГОС II поколения выступает с мультимедийной презентацией, в которой раскрыты основные особенности современного урока и составления технологической карты.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
|
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
|
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
|
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока) |
|
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
|
Формулирование заданий для учащихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
|
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
|
Нестандартное ведение уроков |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей учащихся |
|
|
Взаимодействие с родителями учащихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей учащихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
|
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ учащихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
|
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
|
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
|
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- освобождается время для творчества учителя;
- обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана);
- обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности учащихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности учащихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности. .
Формулировки деятельности учителя и учащихся
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Проверяет готовность учащихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит учащихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке |
Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
В педагогической деятельности часто встречаются ситуации, когда возникает необходимость помощи другим в разрешении конфликта. Я предлагаю вам один из приёмов, помогающих снять напряжение: помогите другим рассмотреть происходящее с разных сторон, изменить отношение к ситуации. Давайте попробуем сделать это сами. А поможет нам притча о старом шляпнике.
Жил- был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы. Просветленными и одухотворёнными уходили люди со своим заказом из мастерской. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как были благодарны ему люди за чудесные шляпы, таящие в себе секрет великого мастера.
Но шли годы, настало время, когда ушёл в мир иной старый Шляпник, оставив сыновьям мастерскую обрезки старого фетра и шляпы: белую, чёрную, красную, жёлтую и голубую.
«Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым трудился в последнее время отец, - решили сыновья. – Нам надо дождаться заказчика, который щедро расплатится с нами за работу . Мы разделим деньги и сможем путешествовать по свету.»
