Поиск

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель: проанализировать и обобщить педагогический опыт учителей начальной школы в составлении технологической карты;

Задачи:

 - актуализировать проблемы модернизации начального образования;

 - построение знаний о технологической карте современного урока

 - создание модели оптимальной технологической карты для МБОУ СОШ №2 г.Агрыза

- вовлечь педагогов в обсуждение насущных проблем в работе с технологической картой;

 Участники:  педагоги и работники начального звена школы, разделенные предварительно на 4 группы.

Методы и формы работы:

Прием шляп (элемент технологии критического мышления) – возможность вовлечения каждого участника семинара в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения

Практическая работа в группах – естественная черта человеческого поведения и создание существенных, значимых гармоничных взаимосвязей как условие эффективной групповой деятельности.

Проблемный диалог -  на занятии  при использовании данной формы должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования вопросов для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Самооценка  - представление человеком собственной значимости, важности, соотношение нашего «идеального Я» с реальным его проявлением. Адекватная, реалистичная самооценка помогает нам грамотно строить отношения с окружающим, оценивать свои возможности и риски в любой ситуации, добиваться успеха и чувствовать себя нужным, полезным и значимым.

Ход семинара

Стадия Вызова:

Ведущий знакомит участников с темой и целью предстоящего занятия:

 - Актуальность нашего разговора определяется тем, что в современных условиях усиливаются требования  не только к  профессиональной компетентности учителя,  но и к качеству современного урока.

 Что такое современный урок в свете ФГОС вообще? Отобразите ваше представление о нем в графической форме: в рисунке, схеме. Расскажите всем о том, что вы изобразили.

Участники вывешивают свои рисунки на доске и рассказывают о смысле изображенного.

А теперь  от общего понятия современного урока перейдем к более частному  - «технологическая карта урока». Используя записанные на доске вопросительные слова, составьте вопросы, которые интересуют вас в связи с данной темой.

ЧТО?

Каковы?

 В чем?

Какие?

Почему?

Педагоги формулируют вопросы, ведущий  записывает их на доске. После этого аудитория выбирает три самых интересных вопроса.

Примеры вопросов, заданных учителями:

  1. 1. Что такое технологическая карта?
  2. 2. В чем отличаются дидактические требования к современному уроку?
  3. 3. Каковы составляющие технологической карты?
  4. 4. Что изменяется при подготовке и проведении современного урока в деятельности учителя и учащихся?

Стадия Содержания

Руководитель творческой группы по внедрению ФГОС II поколения выступает с мультимедийной презентацией, в которой раскрыты основные особенности современного урока и составления технологической карты.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для учащихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

 

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей учащихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ учащихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

 - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением  (вписать конкретный урок в систему уроков);

 - определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

 - определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

 - соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

 - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

 - освобождается время для творчества учителя;

 - обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

 - снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана);

 - обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

 - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

 - используются эффективные методы работы с информацией;

 - организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

 - обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:                                                                                              

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности учащихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности. .

Формулировки деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания учащихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу учащихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит учащихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

В педагогической деятельности  часто встречаются ситуации, когда возникает необходимость  помощи другим в разрешении конфликта. Я предлагаю вам  один из приёмов,  помогающих снять напряжение: помогите другим рассмотреть происходящее с разных сторон, изменить отношение к ситуации. Давайте попробуем сделать это сами. А поможет нам притча о старом шляпнике.

Жил- был  старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы. Просветленными и одухотворёнными уходили люди со своим заказом из мастерской. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как были благодарны ему люди за чудесные шляпы, таящие в себе секрет великого мастера.

Но шли годы, настало время, когда ушёл в мир иной старый Шляпник, оставив сыновьям мастерскую обрезки старого фетра и шляпы: белую, чёрную, красную, жёлтую  и  голубую.

«Видимо, это и есть  тот необыкновенный заказ, над которым трудился в последнее время отец, - решили сыновья. – Нам надо дождаться заказчика, который щедро расплатится с нами  за работу .  Мы разделим деньги и сможем путешествовать по свету.»