Программное содержание:
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный: картинки с буквой "Я", генеалогические древа, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении, плакаты с рисунками детей, "Всеобщая декларация прав человека", "Права ребенка" Е. Шабельник;
- Раздаточный: альбомный лист, фломастер, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение А. Барто "Одиночество":
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром, в перелеске.
Только я же - футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе!
Воспитатель:
-Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?
-Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?
-Бывает ли у вас такое желание и настроение?
-Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?
- А хорошо ли быть одному?
- Что надо сделать, чтобы настроение у вас стало веселым и радостным?
Упражнение "Добрые слова"
Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Ребенок:
- Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".
- У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?
- Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах - правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
Возьмите листочки и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".
Воспитатель:
А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).
Показ иллюстрации и чтение права: "Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста".
Воспитатель:
Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Имя отличает человека от других людей. Каждое имя имеет свое значение. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Воспитатель:
- Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?
Воспитатель: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество.
Воспитатель: Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Фамилия тоже может что-то обозначать. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию кузнецов, плотнику - плотников, гончару - Гончаров. Расскажите о происхождении вашей фамилии.
Воспитатель: Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе. Как он называется? (Свидетельство о рождении)
Воспитатель: В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.
Воспитатель: Ребята, разгадайте ребус: 7 -Я! Что у нас получается? Семья!
- Расскажите мне, что это за право?
Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Ребенок:
- Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Знаете ли вы имена, отчества и фамилии своих родственников?
- Давайте посмотрим какое древо приготовили для нас Филиппов Ваня с мамой.
Воспитатель:
- Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? Чтобы знать своих родственников.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать! Хлопки на счет
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Поочередное поглаживание пальчиков
Вот и вся моя семья! Показать большие пальцы обеими руками.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам)
Дидактическая игра "Кто права нарушил?"
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, фишки на каждого играющего ребенка.
Ход игры: Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.
Например: "Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят", "Буратино", "Теремок" и т.д. "Кто и какое право здесь нарушил?" - спрашивает ведущий. Ребенок, который первый правильно ответил получает фишку. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого больше фишек, тот и выиграл.
Воспитатель: Ребята, что такое обязанности? Это определенные действия, обязательные для выполнения. А у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? ( Убирать за собой игрушки после игры; заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей).
Воспитатель: Совершенно верно, у каждого члена семьи есть не только права, но еще и обязанности. Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? (Выполнять требования воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями ).
Мои права
(шутка)
У ребенка право есть
Кашу манную не есть,
Да еще просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дернуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Итог занятия:
Воспитатель: О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?
Воспитатель: Кто из детей может пользоваться правами?
Как называется книга, в которой они записаны?
1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
3. Иметь просторный, добрый дом
4. Видеть тихий мирный сон.
5. Врачей помощь получать,
6. Обучаться, отдыхать,
7. Быть веселым и здоровым,
8. Восхищаться чем-то новым
9. И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!
