Научный руководитель:
Саушкина Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
Оглавление
Введение
l. Основная часть
1.1 История минералов
1.2 Ундоровская земля или высохшее дно древнего моря
1.3 Симбирцит - камень с тёплой энергией
1.4 Памятник симбирциту
ll. Исследовательская часть
2.1 Беседа с обучающимися 3«А» класса школы №175
2.2 Желаемые находки
2.3 Посещение Ундоровского палеонтологического музея
2.4 Выставка минералов
2.5 Камнеобрабатывающая мастерская
2.6 Выставка «Каменный цветок»
2.7 Оформление коллекции
Заключение
lll. Список используемой литературы
lV. Приложения
4.1 «Приложение А». Результаты беседы с обучающимися 3 «А» класса МБОУ Школа № 175
4.2 «Приложение Б». Сбор материала
4.3 «Приложение В». Посещение Ундоровского палеонтологического музея
4.4 «Приложение Г». Посещение выставки минералов
4.5 «Приложение Д». Поездка в Центр Ремёсел
4.6 «Приложение Е». Выставка «Каменный цветок»
4.7 «Приложение Ж». Оформление коллекции
Введение
В прошлом году на осенних каникулах мы с семьёй ездили отдыхать в Ундоры. В сувенирной лавке санатория среди прочих предметов моё внимание привлекли сувениры и украшения из камня. Продавец объяснила, что эти изделия сделаны из местного камня Симбирцита. Камень этот выбрасывает Волга и его можно найти только на берегу Ульяновской области.
У меня сразу возникли вопросы: Откуда в Волге берётся этот камень? Почему его находят только в Ульяновской области? И как найденный камень превращается в изделие?
Конечно, мне захотелось отыскать такой камушек. Но был ноябрь, из-за непогоды идти на берег волги мы не отважились. Я очень расстроилась, но родители пообещали мне, что возможно мы приедем сюда летом и найдём эти загадочные камни.
В просмотренных мною библиотечных книгах [1][4], посвящённых минералам и драгоценным камням, по цветным фотографиям я познакомилась с удивительным миром камней.
Позже я обзавелась своей энциклопедией о минералах, из которой я получила первые сведения о Симбирците. В книге сообщалось, что впервые, об этом минерале было написано ещё в 1765г, и что затем о нём забыли на 300 лет. И вот новый всплеск интереса к старому знакомому кальциту, который легко поддаётся полировке и сейчас это очень «модный» минерал. [5]
Но на этом мой интерес не угас, и я с нетерпением ждала новой поездки в Ундоры, чтобы найти ответы на свои вопросы, которые и побудили выбрать данную тему.
Актуальность:
Создавая города, строя дороги и прорывая туннели, люди совершают огромную работу и камень совершенно необходим для их хозяйства. Камень – это мёртвая часть природы. Что можно найти в нём такого, что заставило бы пожелать знакомиться с ним? Но когда мы призадумаемся, откуда взялся на белом свете тот или другой камень, то начинаем понимать, что каждый камень имеет свою тайну, свою загадку и может стать объектом исследования.
Цель моей работы: изучение истории минерала Симбирцит.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- провести беседу в классе;
- собрать Ундоровские минералы;
-обработать камень;
-оформить презентабельно свои находки.
Объект исследования: минерал симбирцит.
Методы: анализ научно-популярной литературы, сбор и обработка симбирцита.
l. Основная часть
1.1 История минералов.
Что же такое минералы? Мы часто забываем или не отдаём себе отчёта в том, что минералы и горные породы, в просторечии именуемые камнями, такая же неотъемлемая часть окружающей нас природы, как растения и животные. Между тем мир камня гораздо древнее живого мира, он оказал и до сих пор оказывает глубочайшее влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации. Не случайно первая, самая древняя и продолжительная часть истории человечества, именуется каменным веком, который растянулся на миллионы лет.
Для первобытного человека камень был первейшей необходимостью. Именно с использованием камня связано развитие человечества. Всю свою деятельность человек связывал с камнем, начиная от первых орудий - камня, привязанного к палке. Наши далёкие предки умели отличать крепкий камень среди других камней, и искусно высекали острые ножи, прочные молотки, топоры, скребки, наконечники копий и стрел и другие орудия труда.
Прозрачные и яркие камни - самоцветы - поражали воображение древних людей, они наделяли эти камни магической силой. Одни из них, как думали, могут излечивать от болезни, другие - прогонять горе и печаль. Поэтому в древности у всех народов с красивыми камнями были связаны свои легенды и суеверия.[9]
Сквозь тысячелетия дошли до нас подобные бесчисленные сказания о камнях. И сегодня немало тех, кто верит в «чудесные» свойства камней и минералов. А если серьёзно, то многие минералы действительно обладают лечебным свойством. В настоящее время в фармакологии для изготовления лекарств употребляется более пятидесяти минералов.[3]
В древности минералы и горные породы называли камнями. На протяжении тысячелетий первоначальное представление о «камнях», постепенно менялось. Со временем появился термин «минерал», от латинского слова «минера», что означает руда.
Минералы - это отдельный мир. Они появляются на нашей планете в результате природных процессов без какого-либо специального вмешательства человека. Изучает эти произведения природы древнейшая из наук – минералогия. [5]
Началом точных минералогических исследований стало ранее средневековье, когда достигли большого расцвета науки в Средней Азии. Там жили и творили великие учёные – Авиценна и Бируни, которые описали много минералов.
Ломоносов много сделал для развития минералогических знаний и поисков руд в нашей стране. Он был инициатором написания «Российской минералогии». Его обращение к горным деятелям нашло широкий отклик и положило начало собиранию, а затем и классификации минералов.
Стала развиваться и минералогия. Преждевременная смерть не позволила Ломоносову написать труд о Российской минералогии. Но толчок был дан. С 1763 года на Алтае составлялись списки минералов с их подробными описаниями. Это и было начало отечественных минералогических исследований.[6]
Со временем минералогия стала не только занимательной, но необходимой, важнейшей наукой. В годы Великой Отечественной войны, когда количество и качество вооружения играли огромную роль на полях сражений, когда для построения танков и самолетов использовались многие элементы и среди них редкие и сверхредкие, добываемые из руд и минералов, интерес к минералогии, к изучению богатейших недр нашей Родины неизменно возрастал.
В настоящее время современная минералогия поднялась на новую ступень и исследует не только внешний вид и окраску минералов, их внутреннее устройство или химический состав. Учёных интересуют процессы образования и изменения минералов, законы их расположения в одном месте или на разных континентах нашей планеты.[1]
1.2 Ундоровская земля или высохшее дно древнего моря.
Но вернёмся в далёкое прошлое. Ундоры – земля не просто древняя, а древнейшая, доисторическая. Место, где ныне расположены Ундоры, было дном древнего моря- 150-миллионолетней давности. Это было время расцвета динозавров, беспозвоночных и прочих бесчисленных его обитателей. Тёплое и неглубокое море, кишело первозданной жизнью. Море то наступало на сушу, то отступало. Морская флора и фауна постепенно, вымирая, опускалась на дно. Гремели грозы, лили дожди, которые приносили с суши всевозможные глины, пески и прочие горные породы, покрывая собою вымершие органические остатки животных и растений. Со временем море отступило совсем, оставив на дне скелеты многочисленных своих обитателей. Разрушаясь влагой и ветром, земные пласты вместе с остатками древней жизни сползали на дно. Таким образом, на территории Ундор, сложились особо выгодные природные факторы для захоронения древнейшей фауны.
Так вот, от древнего моря на земной поверхности ничего не осталось. Время безостановочно меняет лик земли. И теперь уж не солёное тёплое море с богатейшей живностью, а пресноводная река Волга плещется под обрывом земли, именуемой Ундорами. Волжские обрывы, как раскрытая книга. У подножия видишь памятники природы - древнейшие породы, давние и недавние пласты аккуратно склеены глиной – самой распространённой породой этих мест. На волжских обрывах ещё совсем недавно, в 1980-1990-х годах, можно было видеть «посланцев» древнейшей фауны – скелеты ящеров, раковины моллюсков, над которыми свисали длинные двухметровые свободные от земли корни деревьев, что отчаянно цеплялись за край обрыва.
Если спуститься к самой воде, то под ногами - глина, песок и камни разных расцветок, форм и размеров. Но быстрая речка, струящая свои воды, нет-нет да выбросит под ноги путешественникам фрагменты источенного временем: хитро закрученные раковины моллюсков-аммонитов, вытянутые раковины белемнитов и дивно-сказочное произведение природы –симбирцит.[7]
На протяжении многих лет симбирцит, заполнял пустоты в раковинах древних огромных беспозвоночных моллюсков-аммонитов, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов – от лимонно-желтого до темно коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Название моллюски получили от имени древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с закрученными бараньими рогами, которые напоминает спиральная раковина многих аммонитов.[10]
1.3 Симбирцит - камень с тёплой энергией.
Симбирцит – это полупрозрачный поделочный камень. В природе в основном встречается в различных оттенках желтого цвета, но бывает нескольких разновидностей. Под лучами солнца симбирцит переливается светло-жёлтым, тёмно-красным, бордовым и коричневым оттенками. Говорят, другого такого не земле не существует! Симбирцит наблюдается двух видов:
- Жильный – встречается довольно-таки часто. Такому симбирциту присущ характерный полосатый рисунок, где толщина жил может достигать порядка 10 сантиметров. Кстати, месторождение жильного симбирцита было найдено также и в Аргентине, однако оно значительно уступает ульяновскому.
- Аммонитовый – в отличие от первого вида этот камень встречается очень редко, причем в одном единственном месте на Земле – Россия, Ульяновская область. Ему практически не требуется обработка, поскольку его форма имеет уже округлые очертания благодаря тому, что образование этого симбирцита происходило в пустотах раковин аммонитов.
Симбирцит имеет лечебные свойства. Обладая невероятной энергией, камень за счет излучения своей теплой энергии оказывает обезболивающее действие на организм. Он приносит облегчение людям, страдающим головной болью, успокаивает при стрессах и неврозах, избавляет от состояния депрессии и страхов, восстанавливает душевное равновесие. [11]
Сенгилит – уникальная разновидность симбирцита, которая встречается тоже только в Ульяновской области. Так же, сенгилит – эксклюзивный российский поделочный самоцвет. Он имеет приятный кофейный или серо-зеленый цвет с прожилками и неравномерно окрашенными областями между ними.
1.3 Памятник симбирциту.
В 2005 году в Ульяновске был открыт памятник камню симбирцит. Он представляет собой имитацию огромного моллюска. Памятник был установлен в честь симбирцита – редкого камня, признающегося одной из достопримечательностей области. Из камня делают памятные награды и медали для спортивных и творческих состязании и конкурсов, проходящих в самом Ульяновске и близ него. Сорт пшеницы «Симбирцит», молодежный клуб «Симбирцит», танцевальный ансамбль «Симбирцит» - список может быть очень длинным. Гости города никогда не уезжают отсюда без уникальных сувениров, тем более что приобрести вещицу из симбирцита в другом регионе России затруднительно, и появление симбирцитовых украшений или поделок, например, в столичных магазинах – большая удача для истинного ценителя.[7]
ll. Исследовательская часть.
2.1 Беседа с обучающимися 3 «А» класса школы №175.
Царство минералов поистине многообразно. В природе существует множество разных по форме, цвету, размерам и структуре разнообразных камней и минералов.[6]
В своём классе я провела беседу. Результаты позволили мне сделать вывод, что почти все ребята знают большое количество названий поделочных и драгоценных камней. Некоторые знают, что камень применяется в строительстве и в ювелирном деле. Но на вопрос, как обрабатывают камни и делают из них изделия, никто из ребят не дал положительный ответ. (См.«Приложение А»).
Вывод: На основании результатов проведённой беседы, я решила вместе с руководителем моей работы, рассказать ребятам о своих исследованиях и показать обработку поделочного камня, на примере симбирцита.
2.2 Желаемые находки.
Летом мы с семьёй вновь поехали в Ундоры. Выехав рано утром, к обеду мы уже были на месте. День был жарким и только к вечеру, когда спала жара, мы отправились к берегу Волги на поиски загадочных камней. Прогуливаясь по берегу и целенаправленно вглядываясь под ноги, я увидела необычной формы камни, похожие на наконечники стрел. Потом мы заметили, что их там не мало. Ничего похожего на симбирцит нам пока не попадалось. Зато мы нашли перламутровые части, похожие на ракушку и их отпечатки на глиняном валуне.
На следующий день, дождавшись, когда снова спадёт жара, мы опять отправились на поиски. Теперь мы все тщательно смотрели под ноги. Нам опять попадались камни-стрелы, камни с прожилками, камни с золотым блеском, части перламутровых ракушек, а одна из них была даже целая. И, наконец, среди гальки, булыжников и глины у самого края реки я отличила этот камушек от других. Мокрый он был будто прозрачный, желтоватый. Позже мой брат и папа тоже нашли такие же. Набирая Ундоровских сокровищ, мы каждый вечер поднимались по крутому подъёму обратно в санаторий, унося с собой нелегкие, но желаемые находки.
Вывод: Собирание камней сделалось буквально задачей всего отпуска. (См.«Приложение Б»).
2.3 Посещение Ундоровского палеонтологического музея.
На территории посёлка есть Ундоровский палеонтологический музей, который мы поспешили посетить. Экскурсовод рассказал нам, что Музей находится на уникальном местонахождении древних морских ящеров. Коллекция музея включает кости мамонтов, бизонов, лошадей, остатки морских рептилий и других животных, найденных преимущественно в окрестностях с. Ундоры. Основную часть коллекции музея составляют ископаемые беспозвоночные, возраст которых 180-65 млн. лет. Это аммониты, белемниты, двустворчатые моллюски и другие.
Среди них я узнала и свои «камни –стрелы». Это белемниты - вымершие внутреннераковинные головоногие моллюски. Внешне белемниты были похожи на кальмаров, они так же с помощью плавников двигались головой вперед. Наиболее крупные представители достигали 2-2,5 м в длину. Ростры – основание белемнитов иногда используются как поделочный материал.
Следом мы подошли к стенду с различными ракушками. Среди них были и, очень маленькие и совсем огромные, кстати, их можно трогать руками. Это аммониты - тоже вымершие головоногие моллюски. Раковины Аммонитов прекрасно сохраняются в ископаемом состоянии. Некоторые раковины отличались своим перламутровым покровом, который прекрасно сохраняется и, преломляя свет, переливается различными цветами и оттенками, из-за чего высоко цениться. В конце прошлого века началось использование аммонитов в производстве украшений и сувениров.
Я показала экскурсоводу свой аммонит. Он посмотрел и сказал, что у меня 200 миллионов лет в кармане, и что говорят такой аммонит, приносит удачу. Потом в шутку добавил: « Бери всегда с собой на контрольные работы, он будет тебе помогать, а если напишешь не правильно, то и виноват будет аммонит».
В природном зале музея Большое внимание уделяется природным богатствам края: лечебным минеральным водам, полезным ископаемым и цветным и поделочным камням. Представлена история создания и технологии обработки поделочного камня симбирцита.
Создатель музея - Владимир Михайлович Ефимов, кандидат геолого - минералогических наук, который является первооткрывателем более 20 новых видов ископаемых морских рептилий. В 1985 году он дал название СИМБИРЦИТ местному поделочному камню в честь своего месторождения и изобрёл способ его обработки. Несмотря на древнейшую историю возникновения, он впервые был обнаружен лишь во второй половине XVIII века в окрестностях волжского городка Симбирска, переименованного впоследствии в Ульяновск.
Вывод: посетив Ундоровский Палеонтологический музей, я познала историю рождения симбирцита. (См.«Приложение В»).
2.4 Выставка минералов
Наступил день нашего возвращения в Самару. По дороге мы заехали в Ульяновск на выставку «Волшебный мир камней», где была представлена большая коллекция различных минералов.
Практически все камни имели полированные шлифы, которые позволяют рассмотреть необычайную красоту этих природных объектов. Среди представленных минералов встретился и Ундоровский симбирцит. Полированные поверхности его необыкновенно красивы. Изумительная красота камня, подаренная ему самой природой, не повторяющейся рисунок каждого отдельного экземпляра. Из симбирцита вырезают вазы, шкатулки, статуэтки, делают украшения и другие предметы декора.
Местные мастера каменных дел очень любят симбирцит - камень прост в обработке, легко полируется и надолго сохраняет красивый блеск. Однако при всех своих достоинствах симбирцит хрупок и обращаться с ним надо бережно, избегая ударов и падений.[11]
Здесь же в музейном киоске можно приобрести замечательные сувениры, изготовленные из местных минералов и окаменелостей. Симбирцит - довольно редкий минерал, его нечасто можно увидеть в ювелирных магазинах или сувенирных лавочках. Изделия из него продаются в основном лишь на территории Ульяновской области.
Также в киоске можно купить и различную печатную продукцию. Книгу, которую мы приобрели, в качестве сувенира, об истории изучения Ундоровского края, в ней есть описание и фотографии местных горных пород и минералов, по которым я смогу точно определить названия всех найденных камней.
Вывод: Увиденное на выставке, стало стоящим дополнением к первому книжному знакомству с минералами по цветным фотографиям из книг. (См.«Приложение Г»).
2.5 Камнеобрабатывающая мастерская.
Известно, что минерал остаётся неизменным только пока пребывает в той среде, в которой образовался. Но как только условия меняются, и он попадает в другую среду, то начинает изменяться.[8]
Мои находки были найдены на берегу у края воды и выглядели тогда совсем иначе, а сейчас высохли и приняли белёсый цвет. Чтобы камушки приобрели преждевременный блеск им нужна была дальнейшая обработка.
Просматривая сайты о камнеобработке, мне попалась информация о Центре ремёсел, который находится в Ульяновской области.
На осенних каникулах я с родителями отправилась в село Новая Беденьга.
В 11 часов здание «Центр ремёсел» гостеприимно распахнуло для нас двери, где мы смогли окунуться в бытовую и творческую атмосферу ремесленного уклада. Опытный гид провёл экскурсию по Центру Ремёсел и рассказал о том, какими промыслами занимались наши предки. Затем мы смогли понаблюдать за работой мастеров, вручную изготавливающих изделия. Далее нам предложили самим принять участие в ремесленном производстве.
Вначале предусматривалась гончарная мастерская, где у меня была возможность побывать на мастер-классе по лепке и росписи глиняных изделий, а потом самостоятельно поработать на гончарном круге и сделать свой глиняный горшочек.
Но вот, наконец-то, мы направились в камнеобрабатывающую мастерскую, где наблюдали за работой квалифицированного мастера в процессе обработки камня симбирцита. Затем я окунулась в бытовую и творческую атмосферу ремесленного уклада. Скажу сразу: обработка камня дело нелёгкое и требует к себе пять этапов обработки, а вместе с ними терпение и упорство. Итак:
- Первым этапом обработки симбирцита была распиловка. Это раскройка изделия. С помощью станка с вращающимся алмазным кругом из камня непонятной формы нужно сделать заготовку. Это сложный этап, который требует осторожности и некоторой силы. Мастер сама сделала распиловку камня и аммонитов. В разрезе одной небольшой части аммонита мы обнаружили зарождавшийся сенгилит. Это горная порода, характерная для отложений Ульяновской области. Такой образец находился в Ундоровском полеонтологическом музее и здесь в музее ремёсел.
- Второй этап работы заключался в том, чтобы камню придать форму. Передвигая камень по шлифовальному кругу, я закругляла острые края. Это грубая форма обработки выполняется на станке с металлическим диском-планшайбой. Я придала камушку окончательную форму. Чтобы поверхность камня не осталась шероховатой, я перешла к следующему этапу.
- Третьим этапом, была шлифовка. Этот этап обработки выполняется на эластичной основе - резиновом круге, с помощью которого с камня убирались шероховатости, т.е. риски и углубления. Когда камень стал гладким, я перешла к следующему этапу.
- Четвертый этап –полировка. Станок сделан в виде вращающейся чаши и внутри него одет войлочный диск. Камень нужно прижимать очень сильно, иначе круг быстро вращается и может вырвать камень из рук. Я придала симбирциту окончательный блеск.
Все этапы выполнялись с помощью алмазной крошки и только полировка выполняется с помощью алмазного порошка. Чтобы не допустить перегрева камня, прямо на вращающийся диск из подведённой трубочки текла охлаждающая вода.
5) Последний этап обработки я завершала дома. Чтобы поверхности камня придать зеркальный вид мне понадобился шлифовальный порошок. Я взяла кусок шерстяного носка, намазала пастой Гоя и стала равномерно растирать до появления яркого блеска.
Вывод: Таким образом, пройдя первоначальное обучение мастерству, я применила полученные знания на практике. Опробовав все этапы обработки, я проследила последовательность, как дикий (необработанный) камень становился блестящим обработанным кабошоном. А из куска окаменелого древнего организма аммонита я получила уникальный памятный сувенир. (См.«Приложение Д»).
2.6 Выставка «Каменный цветок»
Наверное, никто не остаётся равнодушным к красоте камней. Мы видим их в облицовке метрополитена и стен Дворцов Культуры. Красоту драгоценных камней можно увидеть в витринах музеев и как украшения - в повседневной жизни.
Самоцветы и поделочные камни издавна привлекали внимание человека. Но если в прошлые века они были доступны лишь весьма немногим, то ныне практически каждый может позволить себе приобрести изделия или украшения из красивых камней.
В Самаре проходила выставка-продажа ювелирных изделий «Каменный цветок». Здесь было все, что душе пожелается: шкатулки, вазы, часы, обработанные кабошоны и камешки для подвески. Дольше всего я задержалась у витрины с бусами. Они завораживали своей красотой разные по цвету и дизайну.
Вывод: С тех пор как я ближе познакомилась с миром камней, мне нравится посещать подобные выставки и узнавать знакомые минералы. (См.«Приложение Е»).
2.7 Оформление коллекции.
К своим находкам я отношусь с уважением и вниманием, а чтобы найденные камни не валялись, где попало, я решила оформить свою маленькую коллекцию.
Множество полезных советов, как оформить коллекцию я нашла в книгах «Замечательные минералs»[8] и «Мир увлечённых Хобби».[2]
Оказывается, у каждого образца должно быть своё место, для этого нужно мне специальный ящик-соты.
- Для начала камни нужно было хорошенько отмыть, ведь на многих из них на поверхности были загрязнения, которые осаждались многие тысячи лет. С помощью воды, мыла и зубной щётки, я отмыла и отчистила свои сокровища, удаляя грязь из мельчайших углублений.
- После я дала камням обсохнуть.
- Затем нужно правильно определить название каждого образца. Здесь на помощь мне пришла книга, которую мы приобрели в Ульяновском музее. По описанию и фотографиям горных пород и минералов, я смогла точно определить названия всех найденных камней.
- Чтобы взять наглядный пример оформления этикетки, я с родителями отправилась в Центр культуры «Радуга». В центре мне очень понравилась стилизация залов. В большом зале минералов и окаменелостей, я повстречала сибирцит и аммониты ундоровского края. Все образцы стояли на полочках под стеклом, некоторые образцы можно было потрогать руками. Около каждого образца этикетка с указанием названия минерала (горной породы) и место находки.
- Когда мои этикетки с номерами были готовы, я аккуратно приклеила номера и разложила образцы по домикам-ячейкам. В соответствии номеров был составлен список названий образцов.
Вывод: следуя полезным советам из книг, а также перенимая наглядный пример оформления, я постаралась репрезентативно оформить свои образцы. (См.«Приложение Ж»).
Заключение
Подводя итоги исследовательской работы, я достигла поставленной цели, изучив историю происхождения (минерала) Симбирцита. Выяснила, откуда в Волге берётся симбирцит и почему его находят только в Ульяновской области. Сама отыскала его на берегу реки и сделала обработку симбирцита в камнеобрабатывающей мастерской. Узнала много новой и интересной информации, которой поделилась с ребятами своего класса.
Кроме того, привила себе интерес к минералогическим выставкам и оформила коллекцию своих находок.
Сбылись мечты, осуществились цели, на смену придут новые интересы и впечатления, а воспоминания о замечательно проведённом времени во время летних каникул, напоминает аммонит, занявший почётное место на полке с моими наградами.
Тысячи лет отдаёт нам земля необходимые камни. Но нынешняя минералогия изучает не только природные минералы. В промышленности и ювелирном деле всё шире применяются искусственные минералы. Человек придумал аппараты, имитирующие процессы, происходящие в недрах земли.
В дальнейшем хочу продолжить свою работу и узнать о технологии получении искусственных минералов. А также впоследствии рассказать ребятам. Кто знает, может быть, эти первые шаги в мир камня станут для кого-нибудь из нас началом пути в удивительный и таинственный мир камня.
lV. Список литературы:
- Афонькин С.Ю. Минералы и драгоценные камни. «БКК», 2010.
- Детская энциклопедия. «Мир увлечённых хобби»,-23-24с.
- Истомин С., «Я познаю мир» Детская энциклопедия, ,Москва «АСТ» 1998.-341с.
- Квитко А., Каменные цветы Житгулей, Самара Издательский дом «Агни», 2001.
- Минералы. Детская энциклопедия. Москва РОСМЭН 2015. – 6-7, 47с.
- Радкевич Е. «Наш дом – Земля». Москва «Молодая гвардия» 1984.-136-139с.
- Савельева А. «Об Ундорах с любовью», Ульяновск 2014.-229-233с
- Соболевский В.И. «Замечательные минералы», Москва «Просвещение», 1984.-146-147с.
- Шуман В., «Мир камня» Горные породы и минералы, Москва «Мир» 1986.-5с.
Интернет-ресурсы:
- http://hrisokolla.livejournal.com/754.html
- http://svoystvakamney.ru/magicheskie/ammonit.html
Приложения
«Приложение А»
Результаты беседы с обучающимися 3 «А» класса школы № 175
Вопросы беседы:
- Назовите названия известных вам минералов?
Не знают - 10 % Знают - 90 %
2 Приведите примеры использования камня?
Не знают - 70 % Знают - 30 %
3. Знаете ли вы, как обрабатывают камни ?
Не знают - 100 % Знают - 0 %
