Научный руководитель: Вершинина Наталья Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
Оглавление:
|
|
|
1. Этюды как основа развития техники |
|
|
2. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» |
|
|
3. Японский пальцевый массаж – улучшаем здоровье! |
|
|
4. Благотворное влияние классической музыки на мозг человека III. Исследовательская часть: 1. Результаты анкетирования учащихся 3 «А» класса 2. Использование прослушивания классической музыки для увеличения успеваемости учеников в школах |
|
|
IV. Заключение. |
|
|
Список использованной литературы. |
|
- Введение.
- Основная часть:
- Этюды как основа развития техники.
Я хожу в Детскую центральную музыкальную школу с двух лет, с пяти я учусь игре на фортепиано. Мой преподаватель по специальности – Карасева Марина Сергеевна, которая уже несколько раз получала дипломы лауреата 1 степени как «Учитель года». И она буквально с первых дней занятий твердила, что обучение музыке, а особенно игра этюдов, развивает способности моего мозга и улучшает здоровье. И что музыка помогает в освоении не только творческих предметов, но даже математика и физика будут даваться мне намного легче!
Я очень захотела разобраться в данном вопросе.
Цель работы – изучение влияния музыкальных этюдов на здоровье человека.
Для этого надо решить следующие задачи:
- определить понятие этюда, изучить виды этюдов;
- узнать за счет чего игра этюдов воздействует на мозг и организм человека;
- изучить влияние различной музыки на человека.
Основными методами в решении поставленных задач будут:
- работа с литературными источниками;
- поиск информации в интернете;
- анкетирование одноклассников по теме.
Сначала остановимся на самом понятии «ЭТЮД»:
ЭТЮ́Д, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium - усердие, старание]1:
- в музыке – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники;
Рис. 1 Этюд И. Беркович
1 Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
- в живописи – это рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры с целью её изучения и служащие подготовительным материалом для работы над большой картиной или скульптурой;
Рис.2 Микеланджело Буонарротти. Этюды к росписи свода Сикстинской капеллы: Ливийская сивилла. 1510–1511. Сангина. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- театральный этюд – это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации;
Рис.3 Театральный этюд
- этюд танцевальный или пластический – это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук;
Рис.4 Танцевальный этюд.
- в литературе – это небольшое по объему произведение, посвященное отдельным вопросам. Есть, например, “Этюды о растениях”, “Этюды о питании”, “Этюды о моде”;
Рис.5 Литературный этюд.
- этюд шахматный – это оригинальная позиция фигур на шахматной доске с заданием добиться выигрыша или ничьей.
Рис.6 Шахматный этюд
Мы, отталкиваясь от нашей темы, остановимся подробнее на музыкальных этюдах.
Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.
Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни. Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску. На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. “Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.2
2 Информация с сайта Справочник школьного педагога «Класс» class.slovarik.org
Но играя этюды, музыканты добиваются не только виртуозного владения инструментом, но и параллельно развивают свои умственные способности и оздоравливают организм. Это достигается за счет:
- развития мелкой моторики пальцев рук;
- воздействия на биологически активные точки пальцев и рук;
- влияния непосредственно классической музыки на мозг человека.
Остановимся на каждом факторе подробнее.
- «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
Играя этюды, как нельзя лучше развивается мелкая моторика рук.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)3.
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития
- В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.
центральной нервной системы и её мозга.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику рук - развиваем и языковой аппарат.
- Японский пальцевый массаж – улучшаем здоровье!
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Рис.7 Биологически активные точки на руках.
Японский ученый Намикоши Токуиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
* Массаж большого пальца - повышает активность мозга;
* Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;
* Массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника
* Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
* Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах) ;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать грецкие орехи) ;
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов) .
В Китае также большое внимание уделяли точкам, расположенным на руках.
Рис.8 Биологически активные точки на руках в Китайской медицине.
Играя этюды, мы проводим, можно сказать, массаж пальцев и рук и воздействуем на точки, которые улучшают наше здоровье.
- Благотворное влияние классической музыки на мозг и организм человека.
Но не стоит забывать, что этюды – это не только техника и мелкая моторика, они являются частью классической музыки.
Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями
головного мозга (латерализация).4
Как же человек воспринимает звук?
Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом.
Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
4. Информация с сайта http://psychguide.org/
А в Библии было сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но “очищали” человеческие действия и страсти, восстанавливая гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности сжечь дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам. История сохранила для нас сведения о том, что в Древнем Египте работали клиники, в которых физические и психические расстройства исцеляли при помощи прослушивания музыки и игры на различных музыкальных инструментах.
Красивая музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, дарит вдохновением. Многие писатели и поэты сочиняли свои произведения во время или после прослушивания музыки.
Например, так действует музыка Бетховена – композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в глубине своей души не только вдохновение, но и силу, и веру... Религиозная музыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мире звуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка Баха вызывает в воображении строгие, возвышающие наше настроение, символы, зовет к гармонии. Так же воздействует и музыка Генделя. Церковное пение как музыка человеческого голоса, трансформирующая молитвенные устремления в мелодии – многогранно и символично.
Механизм воздействия музыки в конце XIX века исследовал И.Р.Тарханов, ученик выдающегося русского физиолога И.М.Сеченова. В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью “О влиянии музыки на человеческий организм”, в которой обратил внимание на то, что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Он подчеркивал, что красивая музыка способствует увеличению работоспособности и снятию напряжения. Оказалось также, что на человека с одинаковой силой воздействует как непосредственно звучащая музыка, так и музыка звучащая внутри, мысленно или как принято говорить «пение про себя».
Очень необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная — этот музыкальный феномен так и назвали — “эффект Моцарта”.
Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что юный амбициозный Жеже, приехавший покорять Париж, плохо владел французским, и к тому же, заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа, как минимум, слушать Моцарта.
“Волшебная флейта” на самом деле может творить чудеса — через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. А в монастыре Бриттани, прослушав Моцарта в исполнении монахинь, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что, когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в десять раз быстрее.
В одном из родильных домов города Кошице (Словакия) все новорожденные пять раз в день слушают классическую музыку - преимущественно Моцарта, иногда Вивальди или Брамса. По утверждению врачей, младенцы становятся от этих концертов спокойнее и здоровее.
Можно также рассмотреть музыкальные инструменты и их воздействие на состояние человеческого организма.
Струнные инструменты, такие как скрипка, гитара, арфа оказывают благотворное влияние на работу сердца и сосудов. А вот на эмоциональном уровне звуки этих инструментов могут воздействовать угнетающе. Долго слушая гитару или скрипку, человек начинает испытывать чувства сострадания, жалости. В нем рождаются ощущения, которые заставляют переживать и задумываться о чем-то серьезном. Для успокоения и расслабления струнная музыка не подойдет.
Звуки духовых инструментов очищают легкие и бронхи, а также оказывают положительное влияние на кровообращение и всю дыхательную систему. На эмоциональном уровне духовая музыка может придать энергию или наоборот, расслабить. Все зависит от ритма и тональности звучания. К примеру, саксофон и флейта могут успокоить и гармонизировать внутреннее состояние. А труба, валторна или фагот, напротив, вызовут беспокойство и призовут человека к действию.
Ударные инструменты помогут привести в норму работу сердца, а также поспособствуют в лечении заболеваний печени и кровеносной системы. Звуки барабана воздействуют и на настроение человека. Чтобы активизировать свои силы, достаточно несколько минут послушать музыку с использованием ударных.
Звуки фортепиано воздействуют на человека успокаивающе. Они придают внутреннюю уверенность, гармонию и безмятежность. Фортепиано положительно влияет на здоровье. Мелодия этого инструмента лечит заболевания щитовидной железы, а также нормализует работу почек и мочеполовой системы. Есть еще одна особенность фортепианной музыки. Те, кто ощущает нехватку любви, необходимо каждый день слушать звуки этого музыкального инструмента, тогда любовные чакры человека откроются, и любовь войдет в его жизнь.
Рис.9 Воздействие музыкальных инструментов на органы.
По-разному влияют на нас и стили музыки. Начнем с классики. Музыка в стиле барокко (Бах, Корелли, Вивальди и Гендель) отлично подходит для работы и активных действий. Она дарит ощущение безопасности и стабильности.
Музыка в стиле романтизма (Лист, Чайковский, Шуберт, Шуман) подойдет для тех, кому не хватает внимания со стороны противоположного пола. Такая музыка способствует привлечению любви, улучшает настроение и дарит положительные легкие эмоции.
Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр, Равель) дает импульс к творчеству и новым идеям. Под звуки этих композиторов могут родиться оригинальные идеи.
Особого внимания заслуживают произведения Моцарта и Гайдна. Под музыку этих великих творцов хорошо учиться и усваивать новые знания.
Африканские мотивы в музыке (джаз, регги, блюз) поднимают настроение, дарят ощущения легкости и безмятежности. Кроме того, эти стили способствуют развитию чувства юмора и помогают стать более коммуникабельными.
Поп-музыка дает энергию движения и дарит чувство внутреннего благополучия.
Музыка в стилях панк, рэп и хип-хоп действует возбуждающе и побуждает к активности.
Этническая музыка (фолк) помогает снять стресс, восстанавливает энергию, способствует омоложению организма и нормализации всех процессов.
Но есть и вредная музыка! Она отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивным грубым ритмом, усиливающим в человеке животные инстинкты. К такой музыке относятся поп-музыка и рок-музыка, которые воздействуют ультра- и инфразвуками и которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: как вас зовут? где вы находитесь? какой теперь год? И ни один из опрошенных не ответил на них. По заявлению германского профессора Б. Рауха, такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует.
Растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха.
Услышав классические произведения, акулы успокаиваются и собираются со всего океанского побережья, (что случалось в ходе экспериментов); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки тяжелого рока коровы ложатся и отказываются есть, а растения быстро вянут.
- Исследовательская часть:
- Результаты анкетирования учащихся 3 «А» класса.
В своем классе я провела анкетирование на тему «Ваше отношение к классической музыке». Был вопрос о том, какую музыку предпочитают слушать одноклассники, слушают ли они вообще классическую музыку и вопрос о том, как, по их мнению, классическая музыка влияет на способности мозга.
В анкетировании приняли участие 26 учеников.
Вот как ответили на вопрос: «Слушаете ли вы классическую музыку?»
Видно, что большинство редко слушает классическую музыку. 11% совсем ее не слушают, а часто слушают 35 % одноклассников. Нужно отметить, что в пользу благотворного влияния классической музыки на работу мозга говорит то, что трое из четырех отличников (то есть 75%) слушают классическую музыку часто.
Интересно разделение мнения ребят о влиянии классической музыки на способности мозга.
Что подмечено, никто из ребят не считает, что классическая музыка ухудшает работу мозга, а о том, улучшает ли она способности или никак на них не влияет, мнения разделились почти пополам.
- Использование прослушивания классической музыки для увеличения успеваемости учеников в школах.
В течение работы над данной темой у меня родилась идея – на переменах в школах включать для учеников классическую музыку. Мне кажется, это только увеличит показатель успеваемости в учебных заведениях.
Когда я рассказала своей бабушке о теме моей работы и о выводах, к которым я пришла, она рассказала о том, как в годы ее учебы в сельской школе на переменах звучала лиричная музыка, в том числе, народная и классическая.
Я решила выяснить, применяется ли такой опыт в наше время.
Опросила многих знакомых, учащихся в разных школах Самары, и, как оказалось, нигде классическую музыку на переменах не ставят. Затем я решила поискать в интернете, есть ли школы в России, где включают на переменах музыку.
Как оказалось, есть!
Например в школе N 2 города Ворсма (Нижегородская обл.) ставят на переменах классическую музыку. По мнению директора школы, после того, как на переменах начали ее включать, в школе повысилась успеваемость, стала намного лучше дисциплина.
На сайте школы №28 г. Калиниграда я нашла информацию о проекте «Музыкальные перемены».
На переменах и уроках в лежневской школе № 11 (Ивановская обл.) звучит классическая музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
В этом году глава республики Дагестан Рамазан Абдулатипов рекомендовал руководителям местных школ во время перемены включать классическую музыку.
Я нашла исследование, которое проходило в г. Волжске и по которому затем была написана методическая разработка «Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей». В ней представлены результаты диагностики детей начальной школы до и после прослушивания классической музыки на переменах.
Данные первоначальной диагностики показали следующие результаты:
- Уровень воспитанности
|
Уровень |
Количество и % |
|
Низкий уровень воспитанности |
9 человек / 11% |
|
Уровень воспитанности ниже среднего |
23 человека / 27% |
|
Средний уровень воспитанности |
31 человек / 36% |
|
Уровень воспитанности выше среднего |
15 человек / 17% |
|
Высокий уровень воспитанности |
7 человек / 9% |
- Диагностика самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку
|
Уровень |
Количество и % |
|
Не тревожны |
31 человека / 36% |
|
Тревожность средняя допустимого уровня |
48 человек / 56% |
|
Очень тревожны |
6 человек / 8% |
Результаты диагностического исследования через 9 месяцев прослушивания классической музыки на переменах:
1. Уровень воспитанности
|
Уровень |
Количество и % |
|
Низкий уровень воспитанности |
8 человек / 9% |
|
Уровень воспитанности ниже среднего |
21 человека / 25% |
|
Средний уровень воспитанности |
32 человек / 38% |
|
Уровень воспитанности выше среднего |
16 человек / 19% |
|
Высокий уровень воспитанности |
9 человек / 11% |
2. Диагностика самооценки психических состояний учащихся по Айзенку:
|
Уровень |
Количество и % |
|
Не тревожны |
36 человека / 42% |
|
Тревожность средняя допустимого уровня |
45 человек / 53% |
|
Очень тревожны |
4 человек / 5% |
Полученные результаты повторных диагностик позволили сделать вывод, что число учащихся с низким уровнем воспитанности снизился на 2%. Число учащихся с уровнем воспитанности ниже среднего уменьшилось на 2%. Число учащихся, имеющих средний уровень воспитанности увеличилось на 2%. Число учащихся с уровнем воспитанности выше среднего и высоким уровнем увеличилось на 4 %.
Число учащихся с высоким уровнем тревожности уменьшилось на 3%. Число учащихся с тревожностью среднего допустимого уровня уменьшилось на 3 %. Число учащихся, не имеющих тревожности увеличилось на 6 %.
Можно сделать вывод, что использование музыкотерапии, как на переменах между уроками, так во время проведения внеклассных мероприятий развивает творчество, помогает выразить чувства, снять нервное напряжение, справиться с психологическими проблемам и восстановить эмоциональное равновесие.
Заключение.
Итак, задачи, которые я поставила в начале своего исследования, я выполнила.
Разобралась в понятии «этюд» и его видах, изучила, с помощью чего работа над музыкальными этюдами развивает способности мозга и оздоравливает организм. Я поняла, что мой преподаватель в музыкальной школе прав – музыкальные этюды действительно улучшают работу моего мозга и здоровье в целом.
Поняла какая музыка и прослушивание каких инструментов влияет на определенный орган.
В течение работы над данной темой у меня родилась идея – на переменах в школах включать для учеников классическую музыку. Мне кажется, это только увеличит показатель успеваемости в учебных заведениях.
Но выяснилось, что такой опыт уже применялся раньше! У моей бабушки в сельской школе на переменах звучала музыка. Поиски таких школ сейчас в Самаре ни к чему не привели, а вот в России я нашла 3 такие школы и целую республику Дагестан, где рекомендована к прослушиванию на переменах классическая музыка.
Я нашла исследование влияния такой музыки на переменах и внеурочной деятельности на учеников школы, и оно показало благотворное влияние на творчество, выражение чувств, снятие нервного напряжения и восстановление эмоционального равновесия.
Очень хочется провести такое исследование в моем классе, но это тема уже другой работы. И, может быть, настанет время, когда во всех школах Самары на переменах мы будем слышать классическую музыку великих композиторов!
Список использованной литературы:
- Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
- Справочник школьного педагога «Класс» class.slovarik.org
- В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.
- Намикоши Токуиро: Шиацу — японская терапия надавливанием пальцами. Беларусь,1989 г.
- Информация с сайта http://psychguide.org/
- Тарханов, И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм / И.Р. Тарханов. – СПб., 1893.
- Журнал «Наука и жизнь» КУНСТКАМЕРА. МАРТ 2006 №3
- Информация с сайта http://28shkola.ru/
- Информация с сайта http://gorodskoitelegraf.ru/
- Информация с сайта http://gopsy.ru/
- Ульянова С.В. Методическая разработка «Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей». г. Волжск, 2011г.
