|
Месяц |
Тема |
Цель |
Оборудование |
|||
|
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
1.Повторение пройденного материала. 2. «Что я вижу?» 1. Противоречия в предметах (продолжение)
2. Противоречия в ситуациях
3.Противоречия в размерах 4.Противоречия в количестве. 1.Противоположные признаки 2. Обучающее занятие по противоречиям. 3. Подсистема человека. 4.Подсистемы предметов: объект (чайник). 1.Подсистемы предметов: объект (машина). 2.0бобщающее занятие по подсистемам. 3.Метод «Маленьких человечков». 4.Твердые и жидкие человечки. 1.Газообразные человечки. 2.«Цветные человечки». 3. Обобщающее по ММЧ. 4. Функции подсистем. 1.«Системный лифт» 2. Надсистемы и подсистемы объекта 3. Обобщающее занятие по над и подсистемам. 4.Прошлое. 1.Будущее человека. 2.Будующее предметов. 3.«Системный оператор». 4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору. 1.Анализ сказки по «системному оператору» 2.Использование ресурсов для сочинения сказки. 3. Другая точка зрения. 4.Обобщение за год пройденного материала. |
Развивать навыки внимания, любознательности, обобщить и закрепить знания по первому году обучения. 1.Что изменилось?» 2.Упражнение в противоречии. 3.Назвать надсистему, где встречаются, и подсистему «Из чего состоят»- метод «пятиэкранки». 4. Назвать твердое, жидкое, газообразное. 5. Назвать прошлое и будущее объектов по карточкам. 6. Практическая работа «Превращение в волшебника», сочинение волшебника (рисунки, рассказы детей) Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. 1.Классификация игрушек по различным признакам 2.Подвижная игра «Разбежались». 3.Обсуждение противоречий в предметах. 4.Подведение итогов. Систематизировать знания детей о профессиях: научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, мышление, память. 1.Беседа о профессиях. 2.Игра «Дрессировщики». 3.Дидактическая игра «Магазин». 4.Подведение итогов. Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. 1.Противоречия в болезни. 2.Игра «Простуда» 3.Анализ ситуаций. 4.Подведение итогов. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Большие», «Маленькие». 3.Упражнение «Расставь по порядку». 4.Подведение итогов. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Много», «Мало». 3.Противоречия в количестве. 4.Примеры ситуаций. 5.Подведение итогов. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме (мозгового штурма). 1.Противоречия в зиме. 2.Игра на внимание. 3.Проблемная ситуация. 4.Подведение итогов. Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей. Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение 1.«Сборка робота». 2.Игра «Руки, ноги, голова». 3.Обсуждение «Что для чего?» Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление, умение прогнозировать. 1.Обсуждение «Какой чайник лучше?». 2.Игра-эстафета «Наполни чайник». 3.Анализ подсистем. 4.Подведение итогов Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах дорожного движения. 1.Анализ подсистем. 2.Игра «Светофор». 3. Обсуждение, «Какие бывают машины по назначению». 4.Подведение итогов. Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. 1.0бсуждение «Конструкторы» 2.Игра «Кто больше?». 3.Сочинение загадок. 4.Подведение итогов. Познакомить с методом «Маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины 1.Обсуждение «Что не делится на части?» 2.Игра «Назови твердое». 3.Инсценировка «Маленьких человечков» 4.Подведение итогов. Активизировать мышление детей; закрепить представления о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта. 1. Решение проблемной ситуации. 2.Сравнение твердых и жидких веществ. 3. Игра «3амри». 4.Моделирование ситуации. 5.Подведение итогов Активизировать мышление детей, систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Работа по схеме, объяснение выбора. Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание. 1. Анализ проблемной ситуации. 2.Упражнение «Волшебная дорожка». 3.Игра «Светофор». 4.Подведение итогов. Развивать познавательную активность; умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы. 1.Упражнение «Черный ящик». 2.Беседа о мыльных пузырях. 3.Практическая работа. «Кто больше надует пузырь». 4.Беседа о свойствах вещества (опыт). Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление, развивать инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. 1. Упражнение «Назови общее» 2. Анализ противоречий. 3. Упражнение «Лифтовый зверь». 4.Ведение понятия «системный лифт». 4.Подведение итогов. Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. 1.Проблемная ситуация. 2.Подведение итогов. Закрепить представления о над - и подсистемах объектов, умение пользоваться моделью «системный лифт». 1.Упражнение «Назови этаж». 2.Игра «Первый, второй, третий». 3.Игры в группах. 4.Игра с мячом «Чем было раньше?» 5.Подведение итогов (рефлексия). Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать 1.Беседа «Что было раньше?». 2.Физкультминутка с инсценировкой. 3.Игра с мячом «Что было раньше» 4.Подведение итогов. Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. 1.Упражнение «Что потом?». 2. Игра «Карлики и великаны». 3.Беседа «Будущее человека». 4. Подведение итогов. Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. 1.«Что потом?». 2.Игра «Съедобное, несъедобное». 3.Фантазирование. 4.Подведение итогов. Вывод. Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки», развивать внимание. 1.Знакомство с системным оператором. 2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад». 3.Путешествие по «пятиэкранке» 4.Подведение итогов. Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. 1.Анализ противоречий. 2.Игоа «Хорошо – плохо» 3.Работа с системным оператором. 4.Подведение итогов. Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучать использованию приема «наоборот», развивать воображение, эмпатию. 1.Упражнение «Какую сказку загадали?» 2.Анализ сказки по системному оператору. 3.Подвижная игра «Лиса и колобок». 4.Фантазирование. Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. 1.Сочинение загадок. 2.Игра «Колючий - не колючий». 3. Прием «Сочинение сказки». 4.Подведение итогов. Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения, развивать эмпатию. 1.Беседа «Сказка, не сказка» 2.Игра «Замри, отомри». 3. Прием «Другая точка зрения». 4.Подведение итогов. Задания на противоречия, «системный лифт», ММЧ, другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника, от лица игрушки, либо КВН. |
Карточки с рисунками, «пятиэкранка». Мешочек, Игрушки размера. кк Мяч, конфета, нож, будильник. Бинт, шарф.
Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных. Конфета коробочки Робочки, Бочки, дудочка, мя (свис Пакет от подарка По плану воспитателя, предметы не должны повторяться. Следует обобщение. Бумажные части тела робота. Настоящий и игрушечные чайники. Машина грузовик, игрушечный или бумажный - светофор, игрушки, рисунки – иллюстрации различных машин. Разборные игрушки. Мяч. Бумажная коробка, стакан с водой. Карточки с изображением «маленьких человечков». Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок. «Черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ. Кубики. Детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок. «Системный лифт», игрушки, наборы карточек. Системный лифт, наборы карточек. Мяч. Мяч. Мяч. «Пятиэкранка – наборное полотно», мороженое -изображение, книга. «Пятиэкранка», мешочек, различные предметы. Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка». Рисунки колобка и ежика. «Волшебная палочка» Материал и оборудование исходя из творчества и плана воспитателя (на выбор) |
|||
Используемая литература: С. И. .Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4 –е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с.
