Поиск

Рейтинг:  5 / 5

 

Детская агрессивность серьезная проблема и для родителей и для воспитателей, да и для самих детей тоже. В этом году многие родители стали обращать внимание на то что дети в группе ведут себя агрессивно, поэтому обсудить этот вопрос важно именно сейчас, когда наши дети находятся в самом восприимчивом возрасте! Проявления агрессии бывают разными: дети дерутся со сверстниками, обзывают их, грубят педагогам и родителям. Что делать в такой ситуации окружающим их людям?

Родителям драчунов не так-то просто живется, зачастую они приходят в отчаяние от бесплодных попыток усмирить свое чадо и от бесконечных упреков и выяснения отношений со своими детьми. Безусловно, такого ершистого, задиристого ребенка, являющегося источником бесконечных огорчений, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее - понять. Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще - отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у малыша, которого не научили адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят. Желая стать нужным и любимым, маленький человек ищет способы привлечения внимания сверстников и взрослых. К сожалению, эти поиски зачастую заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы и самому малышу, и окружающим его людям.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

Когда это началось?

Как ребёнок проявляет агрессию?

В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

Что явилось причиной агрессивности?

Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

Что на самом деле хочет ребёнок?

Чем вы реально можете ему помочь?

Как же вести себя с агрессивным ребенком?

Подавить или не заметить. И то и другое плохо. Лучше, когда кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, продемонстрирует малышу адекватные способы выражения протеста, тем самым указав ему пути поиска самовыражения. Потому что исследования доказывают, что родители, подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей (сила силу ломит), вопреки ожиданиям не устраняют, а, напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становится частью характера.  Ребенок, который вынужден постоянно подавлять свой гнев, наиболее подвержен риску психосоматических расстройств, таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

Если же вовсе не обращать внимание на агрессивные реакции ребенка, то очень скоро он начнет считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку влиять на окружающих. Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме.

1. Поиграть в обзывалки и кричалки.

Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, исподволь навязав свои правила игры. Пусть он громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс. Если ребенку хочется кого-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки. Или предложите, например, поиграть в обзывалки. Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты - морковка!», «А ты - мухомор!». Помните, в известной и всеми любимой комедии «Джентльмены удачи» - «редиска» - «плохой человек». В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и все заканчивается смехом. В конце игры обязательно скажите друг другу что-то приятное, например, «А ты - мамино солнышко!». Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.

2. Нарисовать образ гнева.

Вымещать свой гнев ребенок может не на соседе, а на листе бумаги. Как? Очень просто! Заведите «листок гнева». Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его. Зачастую эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость, гнев, обиду, скуку, жалость, сострадание, злость и другие. Вместе с ребенком подпишите эти «угаданные» эмоции под каждой рожицей и потом просите его время от времени, чтобы, глядя на листок, он показывал, какое у него в тот или иной момент настроение.

Конечно же, подобные советы хороши для тех пап и мам, у которых еще не потерян контакт с ребенком, поэтому они могут своим примером научить, как реагировать в сложных ситуациях, не теряя контроль над собой. Если же ситуация вышла из-под контроля, если ребенок отказывается выполнять общепринятые правила, специально раздражает окружающих, нарочно старается вывести их из себя, винит в своих ошибках только других, то требуется профессиональная помощь психолога.

Еще несколько игр в копилку родителям:

 

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" (для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ" (для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”" (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ" (для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ" (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО КОЧКАМ" (для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

Главное помните: собственный пример, и искренность в этих играх помогут вам вместе с малышом справиться с трудностями!!!