Поиск

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

В школе зачастую встречается такое явление, что первоклассники не могут писать под диктовку. В чем же причина такого неумения? Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, развивать фонематический слух.

Создателем более совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский (1824-1870гг.). Основой его метода стало всестороннее развитие детей и анализ собственной речи ребёнка. Сам Ушинский свой метод назвал методом письма – чтения, доказав, что нельзя отделять письмо от чтения.

В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввёл систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи учащихся. Уже с первых уроков дети работали с пословицами, загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.

Вся педагогическая деятельность Ушинского была направлена на становление личности ребёнка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения.

Звуковой аналитико-синтетический метод Ушинского является объяснительно-иллюстративным, т.к. требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Он создал десятки приёмов звуковой работы. Но он не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш].

Современный метод обучения грамоте – звуковой. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твёрдости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.

За последние несколько лет наблюдается неспособность тех детей, которые поступили в школу, полностью овладеть процессом чтения и письма на этапе букварного периода. Эта неспособность, известная под названием дисграфия и дислексия, вызвана недостаточным развитием у ученика фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи, вследствие чего ребёнок не представляет себе звукового состава слова.

Поэтому на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка.  Например:

  • пропуск гласных и согласных букв (день - «днь», между - «межу»);
  • перестановка букв, лишние буквы (лужа - «нулжа»);
  • пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - «дожке», тишина - «тишинына»);
  • замена гласных в ударном положении (задача - «задоча»);
  • замена йотированных гласных (идёт - «идют», посёлок - «посялок»);
  • замена согласных:
  • свистящих - шипящих (золотистый - «жолотистый»);
  • парных по звонкости - глухости (картофель - «картовель»);
  • сонорных (ржи - «лжи», мебель - «небель»);
  • аффрикатов (птицы - «птичы», цветы - «чветы»);
  • обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди - «луди»);
  • обозначение мягкости при помощи ь (васильки - «василки», большие - «болшие»);
  • недописывание слов, букв (мышка - «мышк»);
  • замена слов, искажение слов (мишка - «книжка», лепечут - «требпечут»);
  • раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - «полицу», столбом - «с толбом»).
  • пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слове, слоге;
  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • «угадывание» слов.

Так как нарушения устной речи, письма и чтения тесно взаимосвязаны, то у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть нарушено и чтение. Таким детям трудно овладеть чтением, т.е. они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Дети этой категории читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

Данные ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

Если в обученном грамоте классе, есть ученики, которые делают рассмотренные специфические ошибки на письме или при чтении, то учитель должен знать, что их просто необходимо направить к логопеду. Ведь такие ошибки не исчезнут сами собой. Здесь нужна работа, при которой ребёнок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв, тогда ошибки не на правила исчезнут.

Игры и упражнения направленные на формирование

фонематических процессов.

1. Игра «Исправь ошибку».

Эта игра помогает внимательно прислушиваться к словам. Для учащихся создаётся проблемная ситуация, например («посмотрите, как Незнайка написал слова, давайте поможем ему и исправим ошибки»). Ребятам предлагаются такие слова: «штул», «колова», «сапка». Детям необходимо записать слова правильно.

2. Игра «Четвёртый лишний»

На доске картинки или слова:

Чашка, очки, туча, дом; дорога, доска, дуб, туфли;

Учащимся необходимо внимательно произнести и исключить лишнее слово.

3. Игра «Подбери рифму». 

Детям необходимо подобрать слову рифму, например, мышка – пышка, бочка – почка. Уточнить, как отличаются эти слова? Также можно использовать игру «Доскажи словечко».

4. Игра «Спортсмены». 

Можно использовать на уроках физкультуры, на ритмике или как физкультминутку.

Учитель предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.

5. Игра «Подари картинку». 

Учащимся необходимо каждому животному «подарить» свою картинку. Например, (обратить внимание детей, кто живёт в домике, послушать внимательно первый звук в слове  Зайчик и подарить зайчику такие предметы, в названии которых есть звук З).

6. Упражнение «Зашифрованное слово».

Учитель предлагает ребенку набор букв. Из данных букв ребёнок должен составить слово. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. (У, Б, Е, Ч, И, К, Н,).

7. Упражнение «Допиши слово».

Учащийся должен дописать слово или вставить пропущенный слог. (Можно выполнять с опорой на картинку); До_га, __пуста; Таким образом можно проводить словарный диктант.