Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Паспорт проекта.

По типу: педагогический, творческий, групповой.

По характеру участия: учителя-логопеды, психолог, воспитатели, физкультурный работник, музыкальный руководитель, логоритмолог, родители, заикающиеся дети с ОНР.

По срокам реализации: долгосрочный, 2013-2014 учебный год.

По форме представления: информационный, практико-ориентированный.

                          Актуальность проблемы.

Заикание известно так же давно, как давно существует человеческая речь. Как показывает практика, всё чаще появляются дети с заиканием. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Это нарушение мешает в полной мере научиться правильному общению, а значит овладеть знаниями.

В наш специализированный детский сад через ПМПК поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи с разными формами дизартрии). По результатам диагностики в начале 2013 учебного года в детском саду было выявлено, что у 5 детей наблюдается нарушение плавности речи. Так как у логопедов детского сада не было в практике такого количества заикающихся детей, то встала общая проблема: с помощью каких наиболее эффективных методов и приёмов устранить заикание у дошкольников.

В связи с актуальностью данной проблемы и необходимостью нахождения путей её решения определили тему работы проблемной группы учителей-логопедов в детском саду на весь учебный год: «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».

Цель проекта: Нахождение и создание оптимальных условий для коррекции и устранения нарушения плавности речи у детей с общим недоразвитием речи.

Основополагающий вопрос: Способствует ли разработанная технология коррекции заикания положительной динамики у детей. Как повысить эффективность коррекционной работы по устранению нарушений плавности речи у дошкольников.

Гипотеза: Процесс коррекции заикания будет считаться более эффективным, если будут соблюдаться условия:

  • Комплексный подход педагогического коллектива к преодолению речевой патологии у дошкольников.
  • Взаимосвязь и тесная работа педагогов и родителей в коррекции нарушений у детей.
  • Создание оптимальных условий и проведение мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений.
  • Развитие и проявление правильной речи у заикающихся детей в разных эмоциональных состояниях.

Задачи проекта: В соответствии с целью проекта поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по коррекции заикания.
  2. Определить основные направления в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у дошкольников.
  3. Разработать методику диагностики заикающихся детей.
  4. Разработать программу по устранению нарушений плавности речи у заикающихся детей и реализовать её в детском саду.
  5. Проверить эффективность разработанной технологии на практике.
  6. Восстановить согласованную деятельность дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата для преодоления речевых судорог у заикающихся детей.

Новизна проекта: Устранение у детей дошкольного возраста двух тяжёлых нарушений: общего недоразвития речи и заикания параллельно.

                                Содержание проекта.

1 этап. Подготовительный. (сентябрь)

Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей. Определить направления дальнейшей работы по коррекции нарушений речи. Составить приложение к речевой карте заикающихся детей и разработать технологию коррекционной работы по заиканию. Донести до педагогов и родителей о необходимости в совместных действиях по устранению заикания у детей.

                                     Мероприятия.

  1. Диагностика детей. (педагогический коллектив)
  2. Составление приложения к речевой карте заикающихся детей. (учителя-логопеды, психолог).
  3. Изучение материалов: методической литературы, пособий, программ по коррекции заикания и устранения нарушений плавности речи. (учителя-логопеды)
  4. Составление педагогически-коррекционной технологии. (учителя-логопеды, психолог, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, логоритмолог)
  5. Подбор игр и упражнений для коррекции устной речи направленные на:
  • Развитие речевого дыхания,
  • Релаксацию,
  • Расслабление речевого аппарата,
  • Самомассаж.

 6. Круглый стол с участием педагогов и родителей:

 «Заикание – что это такое?».

7. Сбор анамнестических данных о заикающихся детях.

2 этап. Основной, коррекционный. (октябрь – апрель)

Цель: Апробирование на практике педагогически-коррекционной технологии по устранению нарушений плавности речи у детей. Корректирование правильной речи у детей со стороны взрослых в повседневной жизни. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогического коллектива и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции устной речи при нарушении её плавности у детей. Расширение знаний и практических умений у педагогов и родителей по устранению заикания у дошкольников.

                                 

 Мероприятия.

  1. Реализация педагогически-коррекционной технологии по устранению нарушений плавности речи у детей на занятиях логопеда, психолога, логоритмолога, физкультурного и музыкального руководителей.
  2. Круглый стол с участием педагогов, родителей и невропатолога «Кто и как лечит заикание».
  3. Индивидуальные консультации для родителей (учителя-логопеды, психолог).
  4. Памятка для родителей и воспитателей «Если ребёнок заикается».
  5. Круглые столы проблемной группы учителей-логопедов.
  6. Выступление на педагогическом совете проблемной группы учителей-логопедов по теме: «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».
  7. Консультация для педагогов «Логоневроз. Проблемы общения очевидны».
  8. Цикл коррекционно-игровых занятий для родителей:
    • Упражнения для развития речевого дыхания.
    • Расслабление мышц речевого аппарата.
    • Упражнения для релаксации.
    • Самомассаж.

 9. Рекомендации учителей-логопедов и психолога для воспитателей по коррекции заикания у детей.

 10. Массаж детям (по назначению невропатолога).

 11. Открытые занятия по лечебной физкультуре и      логоритмике.

 12. Создание картотеки методов и приёмов по коррекции заикания у детей.

 13. Консультация для родителей «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи».

3 этап. Заключительный. (май)

Цель: проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики детей. Анализ проведённой работы по коррекции нарушений плавности речи и устранению заикания у дошкольников.

                                

 Мероприятия.

  1. Диагностика и анализ результатов работы по устранению заикания и коррекции общего недоразвития речи у детей.
  2. Индивидуальные консультации для родителей (учителя-логопеды, психолог).
  3. Отчёт о результативности работы проблемной группы учителей-логопедов на итоговом педагогическом совете.

                 

Результативность.

Результаты диагностики детей, имеющих нарушения плавности речи и общего недоразвития речи на 2013-2014 учебный год.

На начало учебного года: 5 детей с заиканием (100%).

На конец учебного года результаты диагностики показали, что:

3 ребёнка – с нормальной речью в разных ситуациях общения (т.е.    60% детей); 2 ребёнка – со значительным улучшением речи (40%), у этих детей наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в момент спокойствия.

Из результатов работы можно сделать вывод:

  1. Работа по устранению нарушений плавности речи затрудняется тем, что заикание является невротическим расстройством, на основе органических изменений центральной нервной системы и имеет непостоянство проявления у детей.
  2. Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из самых сложных речевых расстройств, которые необходимо устранять в комплексе с лечебными мероприятиями.
  3. Результаты диагностики подтверждают эффективность разработанной нами технологии по коррекции устранения нарушений плавности речи у детей старшего возраста и доказывают необходимость проведения дальнейшей работы со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса в целях устранения заикания у дошкольников в подготовительной группе.

                             Список литературы:

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. «Заикание» М., 1998 г.

2. Визель Т.Г. «Коррекция заикания у детей». М. АСТ «Астрель», 2009.
3. Волкова Г. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». Серия: Коррекционная педагогика «Сфера», Творческий центр, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 
4. Исагулиев П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания».  М., НИИ Школьных технологий, 2009.

5. Парамонова Л.Г. «Как воспитать гения» Логопедия для всех. М. «АСТ», 2002.
6. Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» Библиотека логопеда. М. «АСТ: Астрель», 2009.

7. Соловьева Е.Н. «Путь к преодолению заикания». Система занятий.  СПб. «Детство-Пресс», 2002.

8. Селивестров В.И. «Заикание для детей». М. «Просвещение», 1972.