Паспорт проекта.
По типу: педагогический, творческий, групповой.
По характеру участия: учителя-логопеды, психолог, воспитатели, физкультурный работник, музыкальный руководитель, логоритмолог, родители, заикающиеся дети с ОНР.
По срокам реализации: долгосрочный, 2013-2014 учебный год.
По форме представления: информационный, практико-ориентированный.
Актуальность проблемы.
Заикание известно так же давно, как давно существует человеческая речь. Как показывает практика, всё чаще появляются дети с заиканием. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Это нарушение мешает в полной мере научиться правильному общению, а значит овладеть знаниями.
В наш специализированный детский сад через ПМПК поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи с разными формами дизартрии). По результатам диагностики в начале 2013 учебного года в детском саду было выявлено, что у 5 детей наблюдается нарушение плавности речи. Так как у логопедов детского сада не было в практике такого количества заикающихся детей, то встала общая проблема: с помощью каких наиболее эффективных методов и приёмов устранить заикание у дошкольников.
В связи с актуальностью данной проблемы и необходимостью нахождения путей её решения определили тему работы проблемной группы учителей-логопедов в детском саду на весь учебный год: «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».
Цель проекта: Нахождение и создание оптимальных условий для коррекции и устранения нарушения плавности речи у детей с общим недоразвитием речи.
Основополагающий вопрос: Способствует ли разработанная технология коррекции заикания положительной динамики у детей. Как повысить эффективность коррекционной работы по устранению нарушений плавности речи у дошкольников.
Гипотеза: Процесс коррекции заикания будет считаться более эффективным, если будут соблюдаться условия:
- Комплексный подход педагогического коллектива к преодолению речевой патологии у дошкольников.
- Взаимосвязь и тесная работа педагогов и родителей в коррекции нарушений у детей.
- Создание оптимальных условий и проведение мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений.
- Развитие и проявление правильной речи у заикающихся детей в разных эмоциональных состояниях.
Задачи проекта: В соответствии с целью проекта поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по коррекции заикания.
- Определить основные направления в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у дошкольников.
- Разработать методику диагностики заикающихся детей.
- Разработать программу по устранению нарушений плавности речи у заикающихся детей и реализовать её в детском саду.
- Проверить эффективность разработанной технологии на практике.
- Восстановить согласованную деятельность дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата для преодоления речевых судорог у заикающихся детей.
Новизна проекта: Устранение у детей дошкольного возраста двух тяжёлых нарушений: общего недоразвития речи и заикания параллельно.
Содержание проекта.
1 этап. Подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей. Определить направления дальнейшей работы по коррекции нарушений речи. Составить приложение к речевой карте заикающихся детей и разработать технологию коррекционной работы по заиканию. Донести до педагогов и родителей о необходимости в совместных действиях по устранению заикания у детей.
Мероприятия.
- Диагностика детей. (педагогический коллектив)
- Составление приложения к речевой карте заикающихся детей. (учителя-логопеды, психолог).
- Изучение материалов: методической литературы, пособий, программ по коррекции заикания и устранения нарушений плавности речи. (учителя-логопеды)
- Составление педагогически-коррекционной технологии. (учителя-логопеды, психолог, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, логоритмолог)
- Подбор игр и упражнений для коррекции устной речи направленные на:
- Развитие речевого дыхания,
- Релаксацию,
- Расслабление речевого аппарата,
- Самомассаж.
6. Круглый стол с участием педагогов и родителей:
«Заикание – что это такое?».
7. Сбор анамнестических данных о заикающихся детях.
2 этап. Основной, коррекционный. (октябрь – апрель)
Цель: Апробирование на практике педагогически-коррекционной технологии по устранению нарушений плавности речи у детей. Корректирование правильной речи у детей со стороны взрослых в повседневной жизни. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогического коллектива и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции устной речи при нарушении её плавности у детей. Расширение знаний и практических умений у педагогов и родителей по устранению заикания у дошкольников.
Мероприятия.
- Реализация педагогически-коррекционной технологии по устранению нарушений плавности речи у детей на занятиях логопеда, психолога, логоритмолога, физкультурного и музыкального руководителей.
- Круглый стол с участием педагогов, родителей и невропатолога «Кто и как лечит заикание».
- Индивидуальные консультации для родителей (учителя-логопеды, психолог).
- Памятка для родителей и воспитателей «Если ребёнок заикается».
- Круглые столы проблемной группы учителей-логопедов.
- Выступление на педагогическом совете проблемной группы учителей-логопедов по теме: «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».
- Консультация для педагогов «Логоневроз. Проблемы общения очевидны».
- Цикл коррекционно-игровых занятий для родителей:
- Упражнения для развития речевого дыхания.
- Расслабление мышц речевого аппарата.
- Упражнения для релаксации.
- Самомассаж.
9. Рекомендации учителей-логопедов и психолога для воспитателей по коррекции заикания у детей.
10. Массаж детям (по назначению невропатолога).
11. Открытые занятия по лечебной физкультуре и логоритмике.
12. Создание картотеки методов и приёмов по коррекции заикания у детей.
13. Консультация для родителей «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи».
3 этап. Заключительный. (май)
Цель: проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики детей. Анализ проведённой работы по коррекции нарушений плавности речи и устранению заикания у дошкольников.
Мероприятия.
- Диагностика и анализ результатов работы по устранению заикания и коррекции общего недоразвития речи у детей.
- Индивидуальные консультации для родителей (учителя-логопеды, психолог).
- Отчёт о результативности работы проблемной группы учителей-логопедов на итоговом педагогическом совете.
Результативность.
Результаты диагностики детей, имеющих нарушения плавности речи и общего недоразвития речи на 2013-2014 учебный год.
На начало учебного года: 5 детей с заиканием (100%).
На конец учебного года результаты диагностики показали, что:
3 ребёнка – с нормальной речью в разных ситуациях общения (т.е. 60% детей); 2 ребёнка – со значительным улучшением речи (40%), у этих детей наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в момент спокойствия.
Из результатов работы можно сделать вывод:
- Работа по устранению нарушений плавности речи затрудняется тем, что заикание является невротическим расстройством, на основе органических изменений центральной нервной системы и имеет непостоянство проявления у детей.
- Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из самых сложных речевых расстройств, которые необходимо устранять в комплексе с лечебными мероприятиями.
- Результаты диагностики подтверждают эффективность разработанной нами технологии по коррекции устранения нарушений плавности речи у детей старшего возраста и доказывают необходимость проведения дальнейшей работы со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса в целях устранения заикания у дошкольников в подготовительной группе.
Список литературы:
1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. «Заикание» М., 1998 г.
2. Визель Т.Г. «Коррекция заикания у детей». М. АСТ «Астрель», 2009.
3. Волкова Г. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». Серия: Коррекционная педагогика «Сфера», Творческий центр, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
4. Исагулиев П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания». М., НИИ Школьных технологий, 2009.
5. Парамонова Л.Г. «Как воспитать гения» Логопедия для всех. М. «АСТ», 2002.
6. Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» Библиотека логопеда. М. «АСТ: Астрель», 2009.
7. Соловьева Е.Н. «Путь к преодолению заикания». Система занятий. СПб. «Детство-Пресс», 2002.
8. Селивестров В.И. «Заикание для детей». М. «Просвещение», 1972.
