Что такое школа? Дети, наверное, скажут: это место, где мы получаем знания. Учителя, возможно, ответят: здесь мы учим и воспитываем детей. Т.е. школа, это не только место получения знаний, здесь проходит процесс воспитания, который проходит красной нитью и через содержание урока. Воспитывать можно разные качества, в том числе и бережное отношение к своему здоровью. Детям в силу своего возраста, свойственно неосознанное к нему отношение, они принимают его как должное, не задумываясь о том, что здоровье нужно сохранять. Необходимо помнить, что бережное отношение к нему, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.
В этих условиях задачей школы является формирование бережного отношения к здоровью, а для этого нужно, чтобы дети овладели системой понятий о своем организме, здоровом образе жизни, приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, бережного отношения к окружающим людям, поскольку здоровье это не только телесное, но и душевное благополучие. Так как школа имеет классно – урочную систему занятий, и ее еще никто не отменял, то именно на уроке, через его содержание, мы может реализовывать поставленную задачу.
Что можно сделать в рамках урока? В первую очередь внедрять и реализовывать программы по здоровьесбережению. Понимая тот факт, что успешной будет только та школа, которая обеспечит здоровье детей, чепрез реализацию программ, использование здоровьесберегающих педагогических технологий, школой реализуется междисциплинарная программа «Здоровье», разработанной авторским коллективом, под руководством д.м.н. В.Н. Касаткина [1, с.68]. Интеграция данной программы происходит через содержательный аспект, а именно через реализацию тематических разделов программы на всех учебных предметах. Включение разделов программы во все, без исключения, предметы дает возможность реализации принципа системности, который предполагает одновременное, параллельное воздействие на психоэмоциональную сферу учащегося. Для документального подкрепления реализации данной программы были внесены изменения в Образовательную программу школы и в «Положение о рабочей программе педагога». В определенной графе календарно – тематического планирования каждым педагогом в начале учебного года прописываются изменения содержательного характера, т.е. темы разделов, либо вводимые ключевые понятия из программы «Здоровье». Реализация данной программы не затрагивает содержания авторских программ по предметам, занимает 10-15 минут урока и соотносится по теме. Например, на уроке русского языка можно предложить детям анализ небольшого публицистического текста об опасности самолечения или болезнях, передаваемых через пищу и т.д. На уроке математики интересно решать задачи по расчету возрастной дозы лекарства или по количеству набранных за день калорий. Содержание темы может «преподноситься» детям в различных формах: презентация, беседа, игра, дискуссия по проблеме и т.д.
Второй немало важный момент, это соблюдение принципов здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как качественная характеристика любой образовательной технологии, как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют любую технологию обучения, воспитания задачами здоровьесбережения.
Для того, чтобы педагогами при проведении урока соблюдались определенные критерии здоровьясбережения на рациональном уровне, в практику работы введена «Памятка по соблюдению принципов здоровьесбережения», где учтены наиболее важные аспекты : гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность, чередование позы учащихся, соблюдение моментов оздоровления, психологический климат на уроке и т.д. За основу взята таблица из пособия «Гигиеническая оценка условий обучения школьников» авторов Анисимовой Н.В., Карашвили Е.А. [2, с.28]. Эта памятка проанализирована вместе с детьми для того, чтобы они могли руководствоваться ее положениями при организации своей собственной учебной деятельностью для повышения ее продуктивности. На уроках также учителями делаются ссылки на памятку, например, при смене видов работы, необходимости поменять позу, проведении физкультминутки и т.д.
«Памятка по соблюдению принципов здоровьесбережения» играет также немаловажную роль при осуществлении контроля администрации за качеством проведения уроков. Она является приложением к форме «Анализ посещенного урока», заполняемый администрацией, и позволяет отследить, насколько рационально учитываются критерии здоровьесбережения.
Подводя итог, отмечу, что каждая школа в качестве одной из задач ставит повышение качества знаний учащихся. Реализация междисциплинарных программ, соблюдение принципов здоровьесбережения позволяет снизить переутомление учащихся, избегать перегрузок, контролировать дозировку домашних заданий и т.д. В конечном итоге повышается продуктивность учебной деятельности, а значит и качество знаний учащихся.
Литература.
- «Комплексный подход к формированию здоровья учащихся и профилактике злоупотребления психоактивными веществами в условиях образовательного учреждения» авт.-сост. В.Ф. Лопуга, Е.В. Лопуга. Барнаул, 2009
- «Профилактика нарушений психологического здоровья учащихся» сост. Е.В. Мазурова, Т.И. Серова. Барнаул, 2010
Это интересно
- Конспект мероприятия посвящённое к дню медицинского работника "Мойдодыр"
- Занятие по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: «Зимние виды спорта»
- Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах
- Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности: "Юные химики"
- Конспект занятия-путешествие по образовательной области «Коммуникация» (подготовительная к школе группа)
