Можно выделить две ветви или уровня на которых базируется общение в сюжетно-ролевых играх Уровень ролевых взаимоотношений, т.е. от лица взятых ролей (водитель-пассажир, отец-сын, доктор-больной) Уровень реальных отношений, которые существуют за границей разыгрываемого сюжета (определение условий игры, распределение ролей детьми, оценивание действий других) Эти уровни в совместной игровой деятельности постоянно меняют друг друга. Когда дети переходят на уровень ролевых отношений они акцентировано меняют голос, манеры, интонации. Из этого следует, что дошкольники с пониманием разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения устремлены на игру , которая является общим для них делом. Следовательно, главным содержанием общения дошкольников в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
Рассмотрим отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действуют бок о бок, одинаково, но каждый отдельно, главным было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники увлечены и заняты общим делом, они должны обсудить свои действия , учитывать активность партнера для достижения совместного результата. Взаимодействие такого рода и назвали сотрудничеством. Для общения детей этого возраста потребность в сотрудничестве становится главной. Вместе с потребностью в сотрудничестве четко прослеживается потребность в признании и уважении сверстника. Каждый ребенок хочет привлечь внимание других, внимательно ловит, оценивает в их взглядах, интонации и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или укоры партнеров.
Дети в этом возрасте чутко и ревностно наблюдают за действиями друг друга. Они постоянно осуществляют оценку своих партнеров, часто прибегают к критике партнеров, болезненно реагируют на оценку взрослого, которую он дал другому ребенку. В исследуемом возрасте 4-5 лет дети нередко интересуются у взрослых об успехах их товарищей, выставляют на показ свои преимущества, делают попытки скрыть от других детей свои неудачи и промахи В этот возрастной период встречаются дети, которые расстраиваются когда видят поощрение сверстника, и, наоборот, испытывают радость при его неудачах. Все, сказанное выше, дает право сказать о кардинальной перестройке отношения ребенка к сверстнику в середине дошкольного возраста. Сущность такой перемены заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе, оценивать себя через другого сверстника. Сверстник превращается в объект постоянного и пристального сравнения, с собой. Такое сравнение ориентировано на противопоставление себя и другого. Проводя сравнение своих определенных достоинств (умений, навыков) дошкольник имеет возможность оценить и утвердить, являясь обладателем определенных качеств, которые важны лишь в сравнении с другими качествами и в глазах другого ребенка. Дошкольник все больше смотрит на себя «глазами сверстника».
Итак, мы можем отметить , что в ситуативно-деловом общении зарождается конкурентное, соревновательное начало. Из многообразия средств общения на первый план на этом этапе выходят речевые. Дети начинают больше разговаривать друг с другом , чем со старшими,, однако их речь продолжает быть ситуативной. В общении со взрослым могут иметь место уже возникающие вне ситуативные контакты, тогда как общение со сверстниками остается большей частью ситуативным: дети взаимодействуют друг с другом чаще по поводу предметов, каких либо действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации .
Общение со сверстниками имеет ряд важных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми. В общении со сверстником присутствуют определенные действия и общения, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Именно в общении со сверстником появляются такие формы поведения, как притворство, фантазирование, выразить обиду и т.п.. По отношению к сверстнику ребенок уже с четырех летнего возраста приступает к решению более широкого спектра коммуникативных задач: управление и контроль за действиями партнера, оценка поведения партнера, навязывание собственных образов, сравнение сверстников с собой.
Следующим отличием общения сверстников от общения со взрослыми заключается в проявлении эмоциональной насыщенности. В общении сверстников много больше проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния (от бурного негодования до сильной радости, от сопереживания и нежности до драки) Столь сильная насыщенность контактов сверстников эмоциями, вероятно, определяется тем, что сверстник становится более предпочитаемым и востребованным партнером.
В общении со сверстниками, начиная с четырехлетнего возраста, дети используют оригинальные и неожиданные действия и движения – дети прыгают, кривляются, дразнят друг друга, принимают необычные позы, придумывают какие-то слова и небылицы., то есть дети проявляют этим свою оригинальность и самобытное начало.
В общении со сверстниками для ребенка важнее его собственное действие, высказывание, чем инициатива сверстника, которая в большинстве случаев не поддерживается. Чувствительность восприятия к действиям партнера значительно слабее в сфере общения со сверстником, в отличии от взрослого. Выявленная несогласованность коммуникативных действий сверстников обычно порождает протесты, обиды, конфликты
Все выше перечисленное отражает специфику общения сверстников на протяжении всего дошкольного возраста и претерпевает существенные изменения к 6-7 годам.
У многих детей в конце дошкольного возраста образуется новая форма общения, которую назвали вне ситуативно-деловой. В этом возрасте сильно увеличивается число вне ситуативных контактов. Предположительно половина речевых обращений к своему сверстнику принимает вне ситуативный характер. Сверстники общаются друг с другом и рассказывают о полученных впечатлениях в поездках и об увиденном, делятся своими планами, мечтами или предпочтениями, дают свои оценки качествам и поступкам других. Наступает так называемое «чистое общение», которое не определено предметами и действиями с ними. Дети свободно долгое время разговаривают и при этом не делают никаких практических действий.
В тоже время, отмечая усиливающуюся тенденцию к вне ситуативности, общение сверстников происходит, как и прежде, на фоне общего дела - общей игры или продуктивной деятельности, а значит эта форма общения не утратила название деловой. Однако, сама игра к концу дошкольного возраста претерпевает изменения. Важное место занимают правила поведения игровых персонажей и реалистичность игровых событий. Значительно большее место, чем на предыдущем этапе начинают занимать планирование, обсуждение и подготовка игры. Возрастает число контактов, которые осуществляются на уровне реальных отношений, и обратно пропорционально уменьшается число контактов на уровне ролевых. В общении детей сохраняется соревновательное и конкурентное начало. И в тоже время между старшими сверстниками прорастают первые ростки дружбы, умение разглядеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и увидеть отдельные вне ситуативные, психологические составляющие его существования, т.е. предпочтения, настроения. желания. Сверстники рассказывают друг другу о себе и обращаются к сверстнику: с вопросами личностного характера ( что ему нравится, где он был, что видел, что он хочет делать)
Из выше сказанного можем отметить, что развитие вне ситуативности в общении детей развивается по двум направлениям. По одному-, увеличивается число вне ситуативных, речевых контактов, а по другому - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. У ребенка появляется способность выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, однако становится все более весомой для ребенка.
На протяжении всего периода дошкольного возраста общение детей друг с другом претерпевает перемены по всем его составляющим меняются мотивы, средства общения, содержание потребности. Развиваются такие изменения постепенно и плавно. В тоже время в их развитии выделяются качественные перемены, которые обозначим как переломы. Выделим два таких перелома у детей от двух до семи лет. Ориентировочно в четыре года происходит первый перелом, а второй в районе около шести лет. Признаками первого перелома является усиление значимости других детей в жизни ребенка. В возрасте двух-трех лет для ребенка более важно общение со взрослыми , а играть не со сверстником, а с игрушками. А для детей четырехлетнего возраста потребность общения выступает на первое место. Дети отдают приоритет обществу других детей чем взрослому или игре с игрушками (одиночной игре).
Для второго этапа характерно появление дружбы, избирательных привязанностей и возникновение устойчивых и более глубоких отношений между сверстниками. Такие переломные этапы можно представить в виде временных границ трех этапов в развитии общения дошкольников, которые получили название как формы общения дошкольников со сверстниками.
В возрасте второго-четвертого года жизни выделим первую форму общения детей (эмоционально-практическое общение со сверстниками ) В раннем возрасте складывается потребность в общении со сверстниками. На втором году жизни у детей проявляется интерес к другому ребенку, усиливается внимание к его действиям, а уже ближе к концу второго года жизни проявляется стремление привлекать внимание сверстника к себе, демонстрировать ему свои достижения и как следствие вызывать у него ответную реакцию. В возрасте полтора-два года в распоряжении детей появляются такие игровые действия, в которых может выражаться отношение к сверстнику как к равному себе существу, с которым можно играть, соревноваться, баловаться. В таком взаимодействии детей особое место занимает подражание. Дети своими общими движениями , общим настроением как бы заражают друг друга и вследствие этого начинают чувствовать взаимную общность. Подражание помогает сверстнику привлекать к себе внимание других детей , завоевывает их расположение. В подражании дети не ограничиваются определенными нормами; они принимают необычные позы, кривляются, кувыркаются, пищат, смеются, прыгают от радости. Отметим, что все эти подражательные действия насыщены яркими эмоциями. Возможно данное взаимодействие дает ребенку чувство своего сходства и равенства с другим детьми и вызывает у него сильную радость Эмоционально-практическое взаимодействие основывается на свободной, не регламентированной форме взаимодействия и создает для ребенка наиболее приемлемые предпосылки для познания и осознания самого себя. Отражаясь в других как в зеркале, дети лучше выделяют самих себя, получают зрительное подтверждение своей уникальности и активности. Принимая от сверстника поддержку и ответную реакцию, ребенок реализует свою самобытность, а это в свою очередь дает стимул его инициативности.
На уровне младшего дошкольного возраста содержание потребности в общении не меняется и остается таким, каким оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника взаимного участия в своих забавах и хочет самовыражения. Любой участник такого эмоционально-практического общения преследует цель привлечь внимание к себе и получить ответную эмоциональную реакцию партнера. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе и как правило не замечают его самого (его желания, настроения, действия) Партнер для них становится как бы зеркалом в отражении которого они видят только себя.
В этот период эмоционально-практическое общение характеризуется по своему содержанию и по средствам как ситуативное. Оно всецело зависит от той обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерной особенностью является то, что внесение в ситуацию заманчивого предмета скорее всего может разрушить взаимодействие детей; они направляют свое внимание со сверстника на предмет или могут вступить в конфликтную ситуацию из-за этого предмета . Общение детей на данном этапе еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Локомоции или экспрессивно-выразительные движения представляют основные средства общения. После трех лет общение детей больше насыщается речью, но речь в общении является пока крайне ситуативной и может являться средством общения сверстников только при наличии выразительных движений и зрительного контакта.
Ориентировочно к четырем годам и до шести лет складывается следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. После четырех лет сверстник у детей начинает опережать взрослого по своей привлекательности и занимать все большее место в жизни. Характерно, что данный возраст является периодом бурного развития ролевой игры. Дети отдают предпочтение игре вместе, а не в одиночку. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной.
В пятилетнем возрасте усиливается способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, появляется стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Отметим, что все эти действия обычно сопровождаются у детей положительными эмоциями –открытой улыбкой, взглядом в глаза, жестами, в которых отражается симпатия и близость. Бывает, нарушая или меняя правила игры дети стараются помочь своим партнерам, пытаются объяснить их действия взрослым, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому. Желание помочь сверстнику бескорыстно, подарить ему что-то или в чем-то уступить ему свидетельствует о том, что к старшему дошкольному возрасту сформировывается особенное отношение к другому ребенку, которое назвали личностным. Сущность данного отношения состоит в том, что сверстник становится не только предметом сравнения с собой и средством. самоутверждения, не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, но и самоценной целостной личностью. Проводя сравнение себя со сверстником и противопоставление ему себя перерастают во внутреннюю общность, которая создает предпосылки развитию более глубокие межличностных отношений. Хочется заметить, что такое личностное отношение формируется отнюдь не у всех детей. У многих старших дошкольников остается доминирующим эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам
Простое наличия других детей и игрушек является недостаточным условием для полноценного их общения и для становления гуманных отношений.. Для социального развития ребенка опыт посещения детского образовательного учреждения недостаточен. В исследованиях было выявлено, что у детей из детского дома, которые имеют более обширные возможности общения друг с другом, но воспитываются в обстановке недостатка общения со взрослыми, контакты со сверстниками примитивны, однообразны и скудны. Такие дети менее способны к сопереживанию, самостоятельной организации содержательного общения, к взаимопомощи. Чтобы происходило формирование таких важнейших способностей требуется правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада.
Здесь можем выделить два пути влияния взрослого на развитие успешного взаимодействие детей. Во-первых - это организация совместной предметной деятельности детей. Во-вторых - это формирование их субъектного взаимодействия. Проведенные психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие является малоэффективным. Дети занимаются в основном индивидуальной игрой и сосредоточены на своих игрушках. Инициативные обращения у них между собой заключаются в попытках отобрать понравившиеся предметы у другого. Просьбы и обращения ровесников они либо игнорируют, либо отказывают им. В этом возрасте интерес к игрушкам затмевает ребенку увидеть сверстника, мешает увидеть человеческие качества другого ребенка.
Более эффективным является второй путь влияния взрослого на развитие успешного взаимодействия детей. при котором взрослый улучшает отношения между детьми, акцентирует их внимание к субъектным качествам друг друга: раскрывает положительные качества сверстника, нежно называет его по имени, одобряет партнера по игре, предлагает повторить его действия. Действия взрослого в таком ключе направляют и усиливают интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия направленные на сверстника, возникает эмоционально-практическое общение.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что в первую очередь благодаря взрослому становится реальным переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию. Несомненно, взрослый помогает ребенку обратить внимание на сверстника и увидеть в нем такое же существо, каким является он сам.
Следовательно, одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. В таких играх отсутствует соревновательное начало, общие действия и эмоциональные переживания рождают особую атмосферу близости и единства со сверстниками, а это положительно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Организованная воспитателем совместная игра детей помогает не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников к детскому саду. Однако не редко игрушки вместо радости доставляют малышам слезы и огорчения. Дети отбирают игрушки друг у друга, дерутся из-за красивой куклы или книжки. Здесь практически не помогают уговоры и разъяснения того, что игрушки общие для всех, что ими надо играть вместе или по очереди, уступая друг другу.
