Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
(В. Ключевский)
В России вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который объединил самые лучшие образовательные практики, сложившиеся как в российском, так и в международном образовании. Главное достоинство этого закона - в предоставлении реальных механизмов для доступности образования высокого качества всем людям, независимо от возраста, пола, места жительства.
В связи с этим большие изменения произошли в сфере дошкольного образования. Были утверждены новые государственные стандарты дошкольного образования, основной особенностью, целеполагающим аспектом которых стало РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Таким образом, детский сад перестанет быть своеобразным "подготовительным курсом» к школе, он будет уютным домом для разностороннего развития каждого малыша, укрепления его физического и психического здоровья и становления общечеловеческих, культурологических ценностей. А откроет двери в мир нового и неизведанного ВОСПИТАТЕЛЬ.
Воспитатель – это профессионал-педагог, духовный посредник между современным обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, который организует систему отношений через разные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и оказывает индивидуальное конструктивное влияние на развитие каждой маленькой личности.
Каким ему быть – ВОСПИТАТЕЛЮ, способствующему разностороннему гармоничному развитию и социализации ребенка-дошкольника в рамках нового государственного образовательного стандарта?
Предлагаемая нами модель «ВОСПИТАТЕЛЯ, КОТОРОГО ЖДУТ», представлена нами в виде зрелого, цветущего, плодоносящего дерева, имеющего мощную корневую систему и разветвленную ось (ствол) с ветвями и листьями.
Природа дает жизнь человеку, а воспитатель дает духовную основу для дальнейшего развития ребенка. Профессиональный и личностный рост воспитателя можно сравнить с ростом дерева. Как дерево крепко держится корнями в земле, так и жизнь воспитателя основывается на трех корнях: дети, родители, профессиональное сообщество, которые все вместе объединяет в себе воспитатель.
Вся профессиональная деятельность воспитателя уходит в ветви дерева:
- Основные требования к воспитателю;
- Критерии оценки результативности работы воспитателя;
- Качественные результаты, которые должен достигнуть воспитатель;
- Содержание и направление профессионального и личностного развития воспитателя (индивидуальный маршрут развития);
- Инновационные подходы в сопровождении профессионального и личностного развития воспитателя.
Данные ветви в свою очередь имеют листья, которые характеризуют деятельность воспитателя:
1
- Одним из главных качеств воспитателя является любовь к детям;
- Уважение к людям;
- Воспитатель не должен быть уверенным в том, что он всегда лучше знает, что нужно ребенку, чем сам ебенок (властность);
- Воспитатель должен обладать чувством меры во всем, что касается отношений с детьми;
- Терпение;
- Обладать наблюдательностью;
- Обладать чвством юмора
Это далеко не все качества, которыми должен обладать воспитатель, но думаем, что об этих, качествах следует помнить в первую очередь.
2
- Имидж ДОУ;
- Использование ИКТ;
- Привлечение родителей к работе ДОУ;
- Участие в информационной и научно-методической деятельности;
- Активное участие в общественных мероприятиях;
- Высокий уровень исполнительской дисциплины.
3
- Высокая динамика развития интегративных качеств детей;
- Положительное отношение ребенка к детскому саду;
- Высокая степень активности и вовлеченности родителей в решение общеобразовательных задач;
- Удовлетворенность результатами своей профессиональной деятельности.
4
- Воспитатель должен иметь разработанный план своей работы;
- Воспитатель должен знать, каких результатов он хочет получить от своей деятельности;
- Воспитатель должен участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
- Воспитатель должен регулярно проводить тренинги профессионального и личностного роста, мастер-классы, презентации педагогического опыта (формирует у воспитателя высокий уровень компетентности в осуществлении учебного процесса в ДОУ).
5
- Готовность воспитателя к инновационной деятельности;
- Желание достигать качественно высоких езультатов своей деятельности;
- Создание условий для повышения квалификации воспитателей;
- Превращение воспитательской системы ДОУ в непрерывный инновационный процесс;
- Создание кратковременных образовательных программ (КОП) для детей и родителей.
Огромное влияние на профессиональную деятельность воспитателя оказывает воздействие внешней среды.
Солнце ассоциируется в нашей модели с Департаментом образования администрации Перми, а его лучики, обращенные к дереву (воспитателю) - это основные приоритеты развития сиситемы образования города:
- Доступное и качественное образование через всю жизнь. Предполагает обеспечение доступного непрерывного образования с широким спектром услуг для всех возратных групп.
- Образование мирового уровня для самых способных. Направлен на выявление и развитие потенциала лучших образовательных учреждений, педагогов и учащихся.
- Уникальное образование в Перми. Говорит о предоставлении уникальных образовательных возможностей, например, специальностей или программ.
- Образование – дело всех и каждого. Предполагает партнерство власти, бизнеса и общества в сфере образования.
Воздух, окружающий дерево со всех сторон, это – семья педагога, в котором важным является:
- гармоничные взаимоотношения с родителями, супругами, детьми;
- здоровье педагога и его близких;
- финансовое благополучие;
- решенный жилищный вопрос.
Земля, которая питает корни дерева, а значит и само дерево (воспитателя) – это социум (общество), которое:
- влияет на формирование личности;
- определяет правила поведения человека.
Дерево через корни получает питательные вещества, так и воспитатель получает от детей, родителей и профессионального сообщества опыт, который они применяют для своего профессионального роста. Полученный опыт воспитатель отдает обратно детям и родителям, профессиональному сообществу. Развитие воспитателя происходит бесконечно и идет постянный обмен знаниями, умениями и навыками.
Таким обазом, МЫ УВЕРЕНЫ:воспитатель – это грамотный, эрудированный учитель; мудрый, любящий педагог; требовательный наставник, добрый старший товарищ. Воспитатель – это целый мир.
Воспитатель , которого ЖДУТ.
Ждут любящего и уважающего… Прежде всего, ждут – Человека. Любовь и уважение помогут воспитать личность. Но при этом надо не забывать об искренности и честности. Деятельность педагога – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.
Ждут профессионала своего дела: специалиста самого широкого профиля, для которого не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием. Того, кто легко понимает разные профессиональные требования, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда двигаться в разных полях практики. Без этого трудно представить себе педагогом XXI века – века высоких информационных технологий. По словам К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Современному воспитателю необходимо уметь меняться самому в постоянно меняющемся и развивающемся мире, уметь определить для себя пути самообразования и самосовершенствования. В третьем тысячелетии ежедневно растет поток информации, и это тоже накладывает своеобразный отпечаток на деятельность педагога. Он должен свободно ориентироваться в потоке информации и находить нужное.
Ждут отзывчивого, умеющего выслушать и дать мудрый совет наставника. Для дошкольников важно видеть в требовательном и справедливом воспитателе своего старшего товарища, которому можно доверить самое сокровенное: свои надежды и мечты, радости и печали…
Подражая такому Воспитателю, ребята будут тянуться к познанию нового, сама по себе возникнет потребность в самосовершенствовании и дальнейшем образовании, уважительном отношении к окружающим, радости жизни.
Список использованной литературы:
- Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми.
- Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. — Ростов н/д: НМД «Логос», 1999. — 136 с.
- Микляева Н.В. Инновации детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 160 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».
- Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
- Профессиональный стандарт педагога.
- Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
- http://www.900igr.net
- http://www.edusite.ru
