Поиск

Задачи:

  1. мотивация познавательного интереса учащихся, направленного на расширения знаний о птицах, их значении в природе и жизни человека;
  2. воспитание бережного отношения к природе;
  3. развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков взаимодействия в группе.

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, таблички с названием команд, жетоны за правильные ответы, костюмы для инсценировки суда над кукушкой

Учитель. Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живёт в ней? (Звучит пение птиц) Внимательно прислушайтесь. Слышите? Догадались, о ком пойдет речь?

- Молодцы! А кто из вас знает, почему именно сегодня мы будем путешествовать по птичьей стране? (дети отвечают, что сегодня День птиц)

- Правильно, 1-е апреля – это не только день юмора и шуток, но и Всемирный день птиц!

-  Почему люди с таким уважением относятся к птицам, что даже сделали праздник в их честь? Давайте послушаем стихотворение М. Левашова «Пернатые друзья» (члены кружка  декламируют стихотворение М. Левашова «Пернатые друзья»)

1 чтец. Знаешь ты, и знаю я,

             Как пернатые друзья

             Песенки в лесу поют,

             Мошек, червяков клюют.

2 чтец. Кто все время тук да тук?

             Дятел, леса добрый друг.

             Ищет дятел для обеда

             Усача и короеда.

3 чтец. Скачет резвая синичка

             Вправо, влево, вверх и вниз.

             У синички есть привычка:

             Ветку каждую и лист

             Оглядит, – и от букашек

             Будет лист надолго чист.

4 чтец. Вот он милый скворушко

             Греется на солнышке.

             Он находчив, ловок, смел.

             Он сегодня в огороде

             Всю капусту осмотрел.

             И со всех листов капустных

             Червяков поел. Как вкусно!

1 чтец. Маленькая мухоловка

             Ловит быстрых мошек ловко.

             Злой комар летит, не трусит, -

             Он тебя сейчас укусит!

             Птичке кушать уж пора –

             Хоп! – и нету комара.

2 чтец. Сарычи, луни и совы

             На вредителей хлебов –

             Острозубых грызунов –

             Поохотиться готовы.

3 чтец. Плохо, если нет друзей

             У лесов, садов, полей.

             Если б перестали птицы

             Есть букашек на обед, -

             Черви, мыши, гусеницы

             Нанесли б огромный вред.

4 чтец. Птицы все – мои друзья.

             Их оберегаю я.

             Честное даю я слово,

             Что нигде и никогда

             Им не сделаю плохого

             И не трону их гнезда!

Учитель. Но мы любим птиц не только за ту пользу, которую они приносят нашим лесам, садам и полям. Птицы, как цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатий. Мы любим птиц ещё и потому, что исправно из года в год на своих крыльях приносят они долгожданную весну.

- А вы знаете, как и когда возник праздник День птиц? Об этом нам расскажет староста нашего кружка Гавриленко Александр.

Староста кружка. Впервые День птиц как массовый детский праздник стал проводиться в Соединённых Штатах Америки. Его организовал в 1894 году Чарльз Бабкоп. Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах страны, а также во многих странах Старого и Нового света. Проник он и в Россию. Однако этот праздник не отмечался здесь так широко.

Вновь о Дне птиц вспомнили в нашей стране в середине 20-х годов прошлого века. В мае 1924 года юннатам было разрешено повесить в Москве несколько десятков дуплянок. А через год был проведен первый официальный праздник День птиц. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено более тысячи птичьих домиков.

С 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняли участие более 65 тысяч пионеров. Однако с начала 30-х годов веселый праздник стал забываться. Но с 50-х годов о Дне птиц заговорили вновь. И в эти дни он отмечается во всех школах мира.

Учитель. Спасибо, Саша. А мы продолжаем наш праздник. Я хочу проверить, как хорошо вы знаете птиц нашего ближайшего окружения и наших лесов. Отгадайте стихи-загадки про птичьи повадки.

После загадки на экране появляется фотография птиц.

   В голубенькой шапочке, бурой сорочке,

             В саду, где набухли на яблоньке почки,

             Он ёжится, зябнет на ветке росистой,

             Но песни не бросит певец голосистый;

             На яблоньке звонко поёт, не смолкая,

             Встречая зарю долгожданную мая!

                                                                   (Зяблик)

             Что за весенняя черная птица

             Любит за плугом ходить и кормиться?

             Что за весенняя черная птица

             Прямо на трактор чуть не садится?

                                                                   (Грач)

            Он щелкает, рокочет, свистит, журчит, стрекочет.

             Как ливень он клокочет, звенит, как колокольчик,

             То на колене пятом внезапно даст раскатом,

             А то выводит трели затейливой свирели –

             У берега, под склоном, где тальничек зелёный,

             Где хмель разросся дикий, поёт артист великий.

                                                                   (Соловей)

             У этой хвост косицей,

             У той, как веерок,

             Две птицы – две сестрицы –

             Касатка, воронок.

             Одна из них – сельчанка,

             Другая – горожанка.

                                                                     (Ласточка)  

         

             Головка, как луковая, пуговки – глаза,

             Это птица – луговка, птица – егоза,

             У болота из кучи знай кричит: «Киги – киги!»

                                                                     (Трясогузка)

             Она черна. Она умна. Стоит – галдит.

             Летит – галдит: гол – гол, гол – гол.

             Кто угадал?

                                                                     (Галка)

Учитель. Всего на Земле около 8,6 тысяч видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят гнезда и откладывают яйца. Где гнездятся скворцы, синицы, трясогузки? Чем мы можем им помочь? (сделать искусственные гнездовья).  Верно. И члены школьного лесничества уже развесили, в том числе и сделанные вами скворечники и синичники в лесу около нашего озера.

- Ребята, а где кукушка вьет гнездо?

- Значит кукушка вредная птица?

- Пусть свое решающее слово скажет суд.

Театрализованная инсценировка в форме судебного заседания. Дети с крыльями, клювами, изображают птиц. Действующие лица: судья – филин, секретарь – птица секретарь, прокурор – Сова, адвокат – Скворец, заседатели – Дятел, Грач, свидетели – Зарянки, потерпевшие – Славки, подсудимые – кукушка и кукушонок. На экране – слайды, иллюстрирующие тему)

Суд над кукушкой.

Секретарь.         Встать, суд идет!

Судья (филин). Сегодня слушается дело мадам Кукушки и Кукушонка. На заседании присутствуют: прокурор – Сова, адвокат – Скворец, заседатели – Дятел, Грач, свидетели – Зарянки, потерпевшие – Славки, секретарь – птица Секретарь. Подсудимые, вам понятен состав суда?

Кукушка и кукушонок        вместе: «Да».

Судья.       25 мая прошлого года Кукушка подбросила свои яйца в гнездо к Зарянке, при этом часть яиц хозяйки она выбросила. 18 июня на свет появился Кукушонок и, чуть обсохнув, он выбросил из гнезда оставшиеся яйца… А что же родители?

Потерпевшие.    Птенец был такой ненасытный. 20 суток, руководимые инстинктом, мы заботливо ухаживали за подкидышем. Дни на пролет мы проводили в поисках корма. Через три недели Кукушонок уже не помещался в гнезде, поэтому он сидел на ветке рядом, а мы продолжали его кормить… (Плачут)

Судья.        Достаточно. Слово свидетелям.

Славки.     Клянемся говорить правду и только правду! Да-да, мы всё видели, все расскажем, не утаим. Мы сидели, пили чай. Вдруг слышим: «Ку-ку, ку-ку», и потом: «Кли-кли», мягкий такой своеобразный голос, заканчивающийся хохотанием. Так кричит кукушка.

Мы выглянули, а она уже у гнезда Зарянки, а там три отложенных яйца. Гнездышко маленькое, тесное. Интересно, как же кукушка вместит свое яйцо? Она быстро отложила яйцо на землю, в клюве перенесла в гнездо к Зарянке, тут же выбросив два яйца хозяйки. (Переглядываются)

Судья. Понятно, что было дальше?

Свидетели.         Через три недели появился кукушонок. Едва обсохнув, он выбросил все оставшиеся яйца.

Судья.       Достаточно. Подсудимые, признаете ли вы себя виновными?

Кукушка. Да, уважаемый судья, признаю. За много лет эволюции, то есть своего исторического развития, я утратила способность вить гнездо и насиживать яйца. Вот и приходится мне своих любимых деток подкладывать то зарянке, то горихвостке, то славке, то сорокопуту.

Кукушонок.        Уважаемые судьи, выбрасываю я эти яйца потому, что сам могу помереть с голоду, да и инстинкт заставляет.

Судья. Мы вас всех внимательно выслушали, а теперь слово прокурору.

Прокурор. Господа! Весна – ответственное время для птиц. Многие принимаются активно строить гнезда. Но кукушки свободны от таких забот. Около 50 из 130 видов кукушек не насиживает яиц. Они отказались от постройки гнезд и заботы о своём потомстве, вместо этого приспособились класть свои яйца в чужие гнезда. Как говориться, «яблоко от яблони недалеко падает», так и кукушонок: только вылупившись – уже убийца! Он убивает родных детей своих приемных родителей. Я требую изгнать Кукушку из наших лесов на веки вечные!

Судья.       Прошу сесть. А теперь слово защите.

Адвокат.   Друзья! А всегда ли кукушки занимались подбрасыванием своих яиц? Конечно, нет! Не вызывает сомнения, что далекие предки кукушек строили свои гнезда, заботились о своем потомстве подобно другим птицам. Многочисленные родственники кукушки до сих пор строят гнезда. Интересно, что еще и теперь, хотя и редко, случается заметить нашу обыкновенную кукушку с веточкой в клюве. Однако, не зная, куда её пристроить, она роняет ветку и отправляется на поиски чужого гнезда. А кукушонок! Он же ещё несовершеннолетний! На спине у него есть в коже чувствительные места. Стоит к ним прикоснуться, как кукушонок принимает позу выбрасывания, и способен справиться с грузом, превышающим его собственную массу почти в 2 раза. Но, друзья, нельзя забывать, что кукушка приносит огромную пользу нашему лесу. Она одна поедает мохнатых, покрытых щетинками гусениц непарного и кольчатого шелкопрядов, среди которых имеются опасные вредители леса и сада, и которых не трогают другие птицы. Вы помните лето прошлого года? Все деревья у реки Немёрки были объедены щетинистыми гусеницами. Так и не появилось бы ни одного листочка, если бы не кукушка. Некогда ей, трудяге,  на гнезде-то сидеть. Я прошу оправдать кукушку!

Судья.       Спасибо, прошу сесть.

Секретарь.         Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Секретарь.         Встать, суд идёт.

Судья по возвращении зачитывает приговор.

Судья.       Заслушав присутствующих и обсудив услышанное, суд признаёт виновными мадам Кукушку и Кукушонка по статье 63 – подлог и статье 154 – умышленное убийство Уголовного кодекса Лесного союза. Но, учитывая, что кукушки приносят огромную пользу лесу в уничтожении вредных насекомых, хорошие характеристики с места работы, а самое главное, что все свои злодеяния они совершают, руководимые инстинктом, суд постановил признать Кукушку и Кукушонка невиновными. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Все участники суда встают и хором произносят: «Птицы разные нужны, птицы всякие важны!»

Учитель. Я надеюсь, теперь все понимают, что абсолютно вредных птиц, животных в природе не бывает. Поэтому мы должны бережно к ним относиться.

А теперь я приглашаю на сцену знатоков птиц и их повадок  для участия в игре счастливый случай. Зрителей прошу поддерживать команды.

(В викторине участвуют две команды по 5 человек, которые заранее готовились к викторине).

Викторина «Счастливый случай»

1 гейм «Шуточный»

Вопросы задаются командам по-очереди. За правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.

Вопросы команде Скворцы:

  1. В названии какой птицы 40 букв «а»? (сорока)
  2. Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)
  3. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

Вопросы команде Грачи:

  1. Какие города летают? (Орел, Сорока)
  2. От чего плывет утка? (от берега)
  3. Какая птица носит название танца? (чечётка)

2 гейм «Пословицы и поговорки»

Команды по-очереди называют пословицы о птицах. Начинает команда, победившая в первом гейме. Побеждает команда, закончившая последней.

3 гейм «Живые барометры»

Команды должны определить, какую погоду предвещает то или иное поведение птиц.

Вопросы команде Скворцы:

  1. Зимой вороны летают и кружатся стаями. (к морозу)
  2. Синичка с утра пищит. (ожидай мороза)
  3. Поздний отлет птиц. (к теплой зиме)
  4. Ворона кричит зимой. (к метели)

Вопросы команде Грачи:

  1. Воробьи дружно расчирикались. (к оттепели)
  2. Снегирь зимою скрипит. (на снег, вьюгу)
  3. Куры стоят на одной ноге. (к стуже)
  4. Гуси и утки купаются в снегу. (к оттепели и метели)

4 гейм «Блиц»

Каждой команде задаётся по 15 вопросов в течении одной минуты. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.

Вопросы команде Скворцы:

  1. Самая большая в мире птица? (страус)
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвины)
  3. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах)
  4. Какая птица кричит как кошка? (иволга)
  5. Назовите самых маленьких птичек в мире. (колибри)
  6. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (перо)
  7. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, куропатка)
  8. Какая птица поёт хвостом? (бекас)
  9. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?                (стрижи)
  10. Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
  11. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)
  12. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (ласточка)
  13. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает. (воробей)
  14. У каких птиц самки больше и сильнее  самцов? (у хищных)
  15. Какие птицы могут издавать звуки, похожие на лай собаки, смех человека? (скворцы)

Вопросы команде Грачи:

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
  2. У какой птицы всего два пальца на ногах? (у страуса)
  3. Из чего делают гнезда наши ласточки? (из грязи  и слюны)
  4. Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (нет)
  5. Кто два раза родится? (птица)
  6. У какой птицы птенцы шипят, как змеи? (у вертишейки)
  7. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (сорока)
  8. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
  9. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  10. На болоте плачет, а из болота не выходит? (кулик)
  11. Птица, имеющая под клювом мешок. (пеликан)
  12. Синица с голубой шапочкой на голове. (лазоревка)
  13. В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (петух)
  14. Какие птицы к нам прилетают зимой? (снегири)
  15. Какая птица запасает на зиму желуди и тем самым способствует распространению дубов? (сойка)

Подводятся итоги викторины, и награждается команда-победительница.

Учитель. Молодцы! Хорошо подготовились! Но к сегодняшнему празднику заранее готовились и многие ребята, принявшие участие в конкурсе рисунков птиц, искусственных гнездовий. Мы подвели итоги конкурса, и пришло время наградить победителей. Награждение победителей конкурсов.

- Мне хочется, чтобы по пути в школу и домой, вы не только беседовали друг с другом, но и обращали внимание на окружающую природу, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.

Список использованной литературы:

  1. Дежникова Н.С., Снитко И.В. и др. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3 – 8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
  3.  Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 20
  4. 100 вопросов о животных/ авт.-сост. А.А.Мосалов, Д.А.Шитиков. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.