Тип проекта: творческо – познавательно – игровой
Групповой
Долгосрочный (5 месяцев)
Определение цели проекта
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Постановка проблемы:
Знания в дошкольных образовательных учреждениях по теме «Русская народная культура» даются поверхностно, нет глубокого изучения и погружения в истоки народной культуры.
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Назрела необходимость систематизации работы ДОУ, семьи в этом вопросе. Необходимо привлекать и родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий, знакомить их с национальными традициями, приобщать к народной культуре и детей и взрослых.
Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- знакомить с русскими народными праздниками, играми, игрушками и обычаями;
- формировать интерес к русской народной игрушке;
- - приобщать к многообразию и особенностям декоративно – прикладного искусства;
- использовать все виды устного народного творчества в качестве источника познавательного и нравственного развития детей;
- расширять речевую культуру, используя поговорки, потешки, пословицы, прибаутки, загадки, подвижные и хороводные игры;
- развивать связную речь детей и умение презентовать продукт своей деятельности;
- развивать физические качества (ловкость, быстроту движений, равновесие и др.) средствами народных подвижных игр;
- развивать творческие способности детей;
- формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;
- воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа;
- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к культурному национальному наследию.
Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Разработка движения к цели.
- знакомство с разными видами народно – прикладного искусства (дымковская, городецкая, филимоновская, хохломская роспись);
- знакомство с разными видами игрушек (глиняная, деревянная, соломенная, тряпичная);
- изобразительная деятельность (рисование, лепка из пластилина и глины, аппликация, роспись глиняных изделий);
- разучивание потешек, пословиц, загадок;
- чтение русских народных сказок;
- драматизация русских народных сказок;
- разучивание русских народных подвижных игр (инструктор по физическому воспитанию);
- разучивание русских народных хороводных игр (музыкальный руководитель);
- разучивание русского народного танца (хореограф)
- выставка детских творческих работ;
- проведение народных праздников и гуляний («Масленица широкая», «Пасхальные традиции»)
- проведение родительских собраний (темы: «Роль игрушки в жизни дошкольников», «Изобразительная деятельность дошкольников», «Русская забава»);
- создание в группе уголка «Русская народная культура»;
- презентации детей по теме «Русские народные куклы».
- знакомство с устройством русской избы.
Методы и приемы:
Словесные: Беседы, вопросы, прослушивание русской народной плясовой музыки, прослушивание сказок, разучивание пословиц, песенок, потешек, колыбельных,
Наглядные: Презентации, рассматривание предметов
Практические: Изобразительная деятельность (рисование гуашью с помощью кисти, ватной палочки, методом тычка)
Привлечение специалистов.
Инструктор по физическому воспитанию - разучивание русских народных подвижных игр, картотека игр;
Музыкальный руководитель - разучивание русских народных хороводных игр, песен;
Составление плана – схемы.
Январь
Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, Городец, Хохлома).
Чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого.
Драматизация русских народных сказок: «Теремок», «Колобок».
Разучивание русской народной хороводной игры «Каравай».
Февраль
Чтение русских народных сказок: «Про Иванушку дурачка»,
обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля.
Драматизация русских народных сказок: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса».
Разучивание потешек, песенок, скороговорок («Петушок, петушок…», «Сорока - белобока..», «На траве дрова…», «От топота копыт…»).
Разучивание пословиц о поступках людей: Чище мойся – воды не бойся. Трусливому зайке и пенек – волк. Маленький да удаленький. Худо тому, кто не делает добра никому.
Лепка из глины «Чашка и блюдце»
Продолжение знакомства с элементами городецкой росписи (голубой розан), роспись глиняных изделий (чашки и блюдца).
Разучивание русской народной хороводной игры с бубном «Гори – гори ясно…».
Родительское собрание «Значение игры в жизни дошкольников 4-5 лет».
Март
Чтение русских народных сказок: «Лисичка – сестричка и волк», обр. М. Булатого; «Зимовье», обр. И.Соколова-Микитова.
Драматизация русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка»
Разучивание потешек, песенок, скороговорок: «Кот», «Рябина», «У елки иголки колки», «Маленькая болтунья…».
Разучивание пословиц о семье (Нет такого дружка, как родная матушка).
Продолжение знакомства с элементами городецкой росписи (листья и кустики).
Продолжение знакомства с элементами хохломской росписи.
Разучивание русской народной подвижной игры с дудочкой « «
Родительское собрание «Художественно – эстетическое развитие дошкольников».
Апрель
Знакомство с устройством русской избы (по макету).
Разучивание русской народной хороводной игры «
Роспись диска в технике Хохлома.
Чтение русских народных сказок: «Лиса и козел», обр. О.Капицы;
«Привередница», обр. В.Даля.
Разучивание колыбельных, песенок, скороговорок: «Торжок», «Журавли», «Баю – бай», «Тридцать три вагона…», «Ткачи ткали ткани…».
Разучивание пословиц о труде (Поспешишь - людей насмешишь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Окончил дело – гуляй смело.)
Май
Роспись лошадки в технике Городец.
Повторение потешек, песенок.
Разучивание пословиц о труде и празднике (Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Делу время – потехе час)
Выставка детских творческих работ.
Итоговое развлечение для детей и родителей «Весенняя ярмарка».
Итоговое мероприятие - развлечение для детей и родителей «Весенняя ярмарка – Ярмарка мастеров»
ЦЕЛЬ: Знакомить с культурой русского народа, дать детям представление о народной традиции проведения ярмарки.
ЗАДАЧИ:
- Дать детям представление о том, что такое ярмарка, когда она проводилась, чем занимались люди на ярмарке;
- Продолжать знакомить с изделиями народно – прикладного искусства (филимоновская свистулька, дымковская игрушка, матрешка, деревянная ложка);
- Знакомить с традиционными народными играми («Платок», «Золотые ворота»);
- Закреплять умение детей рассказывать: описывать предмет;
- Развивать первичные навыки в проектно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам; привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей;
- Закреплять умение детей двигаться в парах в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, выполнять простейшие перестроения;
- Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместном мероприятии.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Поделки в народном стиле; игрушки выполненные детьми совместно с родителями; проектор для показа презентаций; платочки; деревянные ложки; глиняные тарелочки, заранее изготовленные детьми; краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство с разными видами народных ремесел, изготовление рисунков и поделок по мотивам народных ремесел, дети совместно с родителями готовят презентацию народной игрушки (филимоновская свистулька, дымковская лошадка, филимоновские узоры, матрешка).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Зал оформлен в ярмарочном стиле. 1 Ведущий входит в зал.
1 Ведущий:
В зал пришли вы – не хмурьте лица,
Будьте веселыми до конца!
Вы не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйтесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
(Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом)
2 Ведущий:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
1 ребенок: (Кирилл)
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2 ребенок: (Лиза)
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
3 ребенок: (Толя)
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
4 ребенок: (Вика Кремнева)
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
2 Ведущий:
Подходи, народ, сюда
И давай знакомиться!
Пусть на долгие года
Этот день запомнится!
Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей,
Ждем и их родителей!
Танец под муз. «Варенька»
(Дети после танца садятся на стульчики)
1 Ведущий (из – за занавеса):
С давних пор на Руси устраивали воскресные ярмарки, на которые съезжались люди со многих деревень. На ярмарке люди покупали различные товары, угощались бубликами и блинами, пели, плясали и играли в народные игры. Украшением ярмарок всегда были народные изделия. Каждый мастер старался как можно лучше показать свое мастерство. Вот и на нашей ярмарке много разных игрушек и поделок. А чтобы покупатель выбрал именно твое изделие, товар нужно как следует расхвалить. И наши дети вместе со своими родителями сейчас тоже расскажут об игрушке, которую сделали своими руками.
2 Ведущий:
Уважаемые гости, встречайте аплодисментами семью
Презентация «Дымковская лошадка» (1-2 мин.)
(Под русскую народную мелодию входит Коробейник с лотком, пританцовывая, обходит зал)
Коробейник:
Здравствуйте, ребятишки!
Здравствуйте, шалунишки!
Здравствуйте, детвора!
Веселье начинать пора!
Я — балагур-шутник
Коробейник!
Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные –
Сами просятся в рот!
(пританцовывая, обходит зал)
Коробейник:
А у нас на ярмарке
Пляшут и поют
Игры всякие ведут!
Подходи, честной народ,
Выбирай себе платок!
Танец «Топни, ножка» (Кристина –солистка, Вика Г. – Марсель, Вика К. – Илья Ф., Варя – Ваня, Карина В. – Митя, Ксюша – Матвей)
Коробейник (держит в руке платок):
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
Игра «Платок» (участвуют только дети)
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается. Правила 1. Играющие не должны перебегать через круг. 2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге. 3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. 4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок. Ребенок: (Вика Харчева) Что душа твоя желает. Ребенок: (Илья Ф.) Гляди, не моргай. Презентация «Кошка филимоновская» (1-2 мин.) – Иваев Арслан с мамой . |
Ребенок: (Арина Я.)
«С ярмаркой весенней»
Шумела детвора
Весёлым хороводом
Кружится, как юла.
Игра «Золотые ворота» (играют дети и родители)
Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:
Золотые ворота - проходите господа,
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.
Коробейник:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь Мир молва идет.
Ведущий:
Мы знаем, что здесь собрались талантливые люди: дети и их родители. Всех приглашаем в мастерскую! Занимайте места за столами!
(Дети и родители проходят в зал за столы)
2 Ведущий: Ребята смастерили глиняные тарелочки, и сейчас мы вместе их распишем.
(Ведущий демонстрирует образец)
2 Ведущий:
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пестрые, яркие,
Словно подарки!
Презентация «Филимоновские узоры» (1-2 мин.) – Дувалкина Олеся с мамой Вероникой.
(Самостоятельная роспись тарелочки – 3-4 мин. По окончании выставка работ на отдельном столе)
Коробейник:
А сейчас, детвора,
Прощаться пришла пора.
Хорошо мы с вами повеселились, поиграли.
Но товар наш всякому дорог, а шутка и смех полезны для всех!
До встречи!
(Под русскую народную мелодию Коробейник выходит из зала)
Ребенок: (Настя)
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Презентация «Матрешка» (1-2 мин.)
Танец «Матрешки» (6 девочек)
Петрушка: (Митя)
Я - весёлый паренёк,
К вам зашёл на огонёк.
У меня колпак цветной,
Как и вы я, озорной.
Я - Петрушка, гость почётный,
Отбиваю ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Танец с ложками (все мальчики)
Петрушка: (Митя)
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
1Воспитатель:
А сейчас детвора возвращаться нам пора.
Приглашаем гостей в группу на чаепитие!
(Дети под музыку выходят из зала)