Поиск

Тип проекта: творческо – познавательно – игровой

                         Групповой

                         Долгосрочный (5 месяцев)

Определение цели проекта

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Постановка проблемы:

Знания в дошкольных образовательных учреждениях по теме «Русская народная культура» даются поверхностно, нет глубокого изучения и погружения в истоки народной культуры.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Назрела необходимость систематизации работы ДОУ, семьи в этом вопросе. Необходимо привлекать и родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий, знакомить их с национальными традициями, приобщать к народной культуре и детей и взрослых.

Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- знакомить с русскими народными праздниками, играми, игрушками и обычаями;

- формировать интерес к русской народной игрушке;

- - приобщать к многообразию и особенностям декоративно – прикладного искусства;

- использовать все виды устного народного творчества в качестве источника познавательного и нравственного развития детей;

- расширять речевую культуру, используя поговорки, потешки, пословицы, прибаутки, загадки, подвижные и хороводные игры;

- развивать связную речь детей и умение презентовать продукт своей деятельности;

- развивать физические качества (ловкость, быстроту движений, равновесие и др.) средствами народных подвижных игр;

- развивать творческие способности детей;

- формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

- воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа;

- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к культурному национальному наследию.

Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.

Разработка движения к цели.

- знакомство с разными видами народно – прикладного искусства (дымковская, городецкая, филимоновская, хохломская роспись);

- знакомство с разными видами игрушек (глиняная, деревянная, соломенная, тряпичная);

- изобразительная деятельность (рисование, лепка из пластилина и глины, аппликация, роспись глиняных изделий);

- разучивание потешек, пословиц, загадок;

- чтение русских народных сказок;

- драматизация русских народных сказок;

- разучивание русских народных подвижных игр (инструктор по физическому воспитанию);

- разучивание русских народных хороводных игр (музыкальный руководитель);

- разучивание русского народного танца (хореограф)

- выставка детских творческих работ;

- проведение народных праздников и гуляний («Масленица широкая», «Пасхальные традиции»)

- проведение родительских собраний (темы: «Роль игрушки в жизни дошкольников», «Изобразительная деятельность дошкольников», «Русская забава»);

- создание в группе уголка «Русская народная культура»;

- презентации детей по теме «Русские народные куклы».

- знакомство с устройством русской избы.

Методы и приемы:

Словесные: Беседы, вопросы, прослушивание русской народной плясовой музыки, прослушивание сказок, разучивание пословиц, песенок, потешек, колыбельных,

Наглядные: Презентации, рассматривание предметов

Практические: Изобразительная деятельность (рисование гуашью с помощью кисти, ватной палочки, методом тычка)

Привлечение специалистов.

Инструктор по физическому воспитанию - разучивание русских народных подвижных игр, картотека игр;

Музыкальный руководитель - разучивание русских народных хороводных игр, песен;

Составление плана – схемы.

Январь

Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, Городец, Хохлома).

Чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого.

Драматизация русских народных сказок: «Теремок», «Колобок».

Разучивание русской народной хороводной игры «Каравай».

Февраль

Чтение русских народных сказок: «Про Иванушку дурачка»,

обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля.

Драматизация русских народных сказок: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок («Петушок, петушок…», «Сорока - белобока..», «На траве дрова…», «От топота копыт…»).

Разучивание пословиц о поступках людей: Чище мойся – воды не бойся. Трусливому зайке и пенек – волк. Маленький да удаленький.   Худо тому, кто не делает добра никому.

Лепка из глины «Чашка и блюдце»

Продолжение знакомства с элементами городецкой росписи (голубой розан), роспись глиняных изделий (чашки и блюдца).

Разучивание русской народной хороводной игры с бубном «Гори – гори ясно…».

Родительское собрание «Значение игры в жизни дошкольников 4-5 лет».

Март

Чтение русских народных сказок: «Лисичка – сестричка и волк», обр. М. Булатого; «Зимовье», обр. И.Соколова-Микитова.

Драматизация русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка»

Разучивание потешек, песенок, скороговорок: «Кот», «Рябина», «У елки иголки колки», «Маленькая болтунья…».

Разучивание пословиц о семье (Нет такого дружка, как родная матушка).

Продолжение знакомства с элементами городецкой росписи (листья и кустики).

Продолжение знакомства с элементами хохломской росписи.

Разучивание русской народной подвижной игры с дудочкой «   «

Родительское собрание «Художественно – эстетическое развитие дошкольников».

Апрель

Знакомство с устройством русской избы (по макету).

Разучивание русской народной хороводной игры «

Роспись диска в технике Хохлома.

Чтение русских народных сказок: «Лиса и козел», обр. О.Капицы;

«Привередница», обр. В.Даля.

Разучивание колыбельных, песенок, скороговорок: «Торжок», «Журавли», «Баю – бай», «Тридцать три вагона…», «Ткачи ткали ткани…».

Разучивание пословиц о труде (Поспешишь - людей насмешишь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Окончил дело – гуляй смело.)

Май

Роспись лошадки в технике Городец.

Повторение потешек, песенок.

Разучивание пословиц о труде и празднике (Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Делу время – потехе час)

Выставка детских творческих работ.

Итоговое развлечение для детей и родителей «Весенняя ярмарка».

Итоговое мероприятие - развлечение для детей и родителей «Весенняя ярмарка – Ярмарка мастеров»

ЦЕЛЬ: Знакомить с культурой русского народа, дать детям представление о народной традиции проведения ярмарки.

ЗАДАЧИ:

- Дать детям представление о том, что такое ярмарка, когда она проводилась, чем занимались люди на ярмарке;

- Продолжать знакомить с изделиями народно – прикладного искусства (филимоновская свистулька, дымковская игрушка, матрешка, деревянная ложка);

- Знакомить с традиционными народными играми («Платок», «Золотые ворота»);

- Закреплять умение детей рассказывать: описывать предмет;

- Развивать первичные навыки в проектно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам; привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей;

- Закреплять умение детей двигаться в парах в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, выполнять простейшие перестроения;

- Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках;

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместном мероприятии.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Поделки в народном стиле; игрушки выполненные детьми совместно с родителями; проектор для показа презентаций; платочки; деревянные ложки; глиняные тарелочки, заранее изготовленные детьми; краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Знакомство с разными видами народных ремесел, изготовление рисунков и поделок по мотивам народных ремесел, дети совместно с родителями готовят презентацию народной игрушки (филимоновская свистулька, дымковская лошадка, филимоновские узоры, матрешка).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Зал оформлен в ярмарочном стиле. 1 Ведущий входит в зал.

1 Ведущий:

В зал пришли вы – не хмурьте лица,
Будьте веселыми до конца!
Вы не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйтесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!

(Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом)

2 Ведущий:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

1 ребенок: (Кирилл)
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

2 ребенок: (Лиза)
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!

3 ребенок: (Толя)
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

4 ребенок: (Вика Кремнева)
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

2 Ведущий:

Подходи, народ, сюда
И давай знакомиться!
Пусть на долгие года
Этот день запомнится!
Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей,
Ждем и их родителей!

Танец под муз. «Варенька»

(Дети после танца садятся на стульчики)

1 Ведущий (из – за занавеса):

С давних пор на Руси устраивали воскресные ярмарки, на которые съезжались люди со многих деревень. На ярмарке люди покупали различные товары, угощались бубликами и блинами, пели, плясали и играли в народные игры. Украшением ярмарок всегда были народные изделия. Каждый мастер старался как можно лучше показать свое мастерство. Вот и на нашей ярмарке много разных игрушек и поделок. А чтобы покупатель выбрал именно твое изделие, товар нужно как следует расхвалить. И наши дети вместе со своими родителями сейчас тоже расскажут об игрушке, которую сделали своими руками.

2 Ведущий:

Уважаемые гости, встречайте аплодисментами семью  

Презентация «Дымковская лошадка» (1-2 мин.)

(Под русскую народную мелодию входит Коробейник с лотком, пританцовывая, обходит зал)

Коробейник:

Здравствуйте, ребятишки!

Здравствуйте, шалунишки!

Здравствуйте, детвора!
Веселье начинать пора!

Я — балагур-шутник
Коробейник!

Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные –
Сами просятся в рот!

(пританцовывая, обходит зал)

Коробейник:

А у нас на ярмарке

Пляшут и поют

Игры всякие ведут!

Подходи, честной народ,

Выбирай себе платок!

Танец «Топни, ножка» (Кристина –солистка, Вика Г. – Марсель, Вика К. – Илья Ф., Варя – Ваня,   Карина В. – Митя, Ксюша – Матвей)

Коробейник (держит в руке платок):

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.  

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Игра «Платок» (участвуют только дети)

 

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила

1. Играющие не должны перебегать через круг.

2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Ребенок: (Вика Харчева)

Что душа твоя желает.
Все на ярмарке найдешь.
Без покупки — не уйдешь!

Ребенок: (Илья Ф.)

Гляди, не моргай.
Рот не разевай!
Ворон не считай,
А товар выбирай!
    

Презентация «Кошка филимоновская» (1-2 мин.) – Иваев Арслан с мамой     .

Ребенок: (Арина Я.)

«С ярмаркой весенней»

Шумела детвора

Весёлым хороводом

Кружится, как юла.

Игра «Золотые ворота» (играют дети и родители)

Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:

Золотые ворота - проходите господа,

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.

Коробейник:

Велика Россия наша

 И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь Мир молва идет.

Ведущий:

Мы знаем, что здесь собрались талантливые люди: дети и их родители. Всех приглашаем в мастерскую! Занимайте места за столами!

(Дети и родители проходят в зал за столы)

2 Ведущий: Ребята смастерили глиняные тарелочки, и сейчас мы вместе их распишем.

(Ведущий демонстрирует образец)

2 Ведущий:

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пестрые, яркие,

Словно подарки!

Презентация «Филимоновские узоры» (1-2 мин.) – Дувалкина Олеся с мамой Вероникой.

(Самостоятельная роспись тарелочки – 3-4 мин. По окончании выставка работ на отдельном столе)

Коробейник:

А сейчас, детвора,

Прощаться пришла пора.

Хорошо мы с вами повеселились, поиграли.

Но товар наш всякому дорог, а шутка и смех полезны для всех!

До встречи!

(Под русскую народную мелодию Коробейник выходит из зала)

Ребенок: (Настя)

Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Презентация «Матрешка» (1-2 мин.)

Танец «Матрешки» (6 девочек)

Петрушка: (Митя)

Я - весёлый паренёк,

К вам зашёл на огонёк.

У меня колпак цветной,

Как и вы я, озорной.

Я - Петрушка, гость почётный,

Отбиваю ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Танец с ложками (все мальчики)

Петрушка: (Митя)

Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

1Воспитатель:

А сейчас детвора возвращаться нам пора.

Приглашаем гостей в группу на чаепитие!

(Дети под музыку выходят из зала)