Поиск

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении

1.1. Понятие и сущность индивидуализации

1.2. Учёт психических особенностей учащихся как психическая основа индивидуализации обучения

1.3. Специальные приёмы работы с учащимися с разными типологическими особенностями

1.4. Цели индивидуализации

Заключение

Список используемой литературы

             ВВЕДЕНИЕ

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения.

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении,- отмечает Г.М. Коджаспарова, - заключается в осуществлении педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку».

Проблема индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде. Индивидуальность определяется совокупностью черт и свойств психики человека, формирующихся под воздействием разнообразных факторов.

Индивидуальность – это обобщённая характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности. В образовании учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого школьника, создание социокультурной ситуации его развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психических особенностей ученика, отличий учащихся друг от друга по разным характеристикам.

Принцип индивидуального подхода предлагает, прежде всего, учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения:

- уровень умственного развития учащихся. При осуществлении индивидуального подхода в процессе обучения изучаются уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения.

- тип нервной системы. Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы. Свойства нервной системы имеют генотипическую природу и понимают как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Значение основных свойств нервной системы ученика и умение использовать это знание при организации педагогического взаимодействия помогут учителю выбрать наиболее эффективные способы и приёмы работы. Педагогу необходимо уметь прогнозировать ситуации, которые будут трудны для конкретного ученика, и те, где он будет наиболее успешен, и на этой основе строить работу с ним.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

1.1.  Понятие и сущность индивидуализации

Индивидуальный подход обеспечивает:

- устранение трудностей в учении отдельных школьников.

- возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.  Интерес, - как пишет психолог А.Г. Морозова, - характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный  подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока, и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

- систематическое изучение каждого ученика;

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

- фиксация и анализ полученных результатов;

- постановка новых педагогических задач.

В индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика.

Систематическое изучение ребёнка целесообразно начинать с изучения семейных условий (родители: отец, мать, их занятия, интересы, взаимоотношения; бабушка, дедушка, их авторитет; другие дети в семье; культурно – бытовые условия жизни ребёнка: общие условия, наличие "своего" уголка, столика, примерный режим дня, книги и журналы в доме, телевизор; история развития ребёнка: чем болел, как развивался, чем интересуется, как относится к домашним, обязанности в доме, состояние здоровья ко времени поступления в школу).

Следующий раздел в системе изучения ученика отражает примерный уровень общего умственного развития и степень готовности к учению: особенности внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас, уровень умения чтения, счёта, письма, навыки самостоятельности, интерес к школе и учению, овладение приёмами поведения школьника, отношение с товарищами и положение в коллективе.

Первичное изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому, наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся.

1.2.  Учёт психических особенностей учащихся как психическая основа индивидуализации обучения

В основе индивидуального обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Таких особенностей очень много, поэтому возникает вопрос: какие из них надо учитывать в первую очередь.

 Например, Ю.К. Бабанский определяет следующие критерии для определения учебных возможностей учащихся и последующего разделения их на группы:

- уровень развития психических процессов и свойств в мышлении и, в первую очередь, умение выделять существенное в изучаемом, а также самостоятельность мышления школьников;

- сформированность навыков и умений учебного труда и, прежде всего, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль в учении и выполнять в должном темпе основные учебные действия;

- отношение к учению, ведущие интересы и склонности;

- идейно-нравственная воспитанность, осознание необходимости учебной дисциплины, настойчивость при выполнении учебных требований;

-  работоспособность;

- образовательная подготовленность по ранее пройденному материалу.

Другой ученый Е.С. Рабунский – к особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать, относит:

- уровень успеваемости учащихся, который, прежде всего, соответствует качеству выполнения ими учебных заданий.

- уровень познавательной самостоятельности. Это готовность школьника к самообразованию, это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. В структуру познавательной самостоятельности входят знания, навыки, способности, мотивы учения;

- интересы.

А.А.Бударный берет за основу по преимуществу способность к учению и трудоспособность, при этом все-таки подчеркивается, что необходимо учитывать личность ученика в целом – его интересы, отношение к учебе, эмоциональные и волевые качества.

И.Э.Унт выделяет следующие особенности:

- обучаемость, т.е. общие умственные способности;

- учебные умения;

- обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;

- познавательные интересы.

Сопоставив мнения различных исследователей, о том, какие особенности учащихся нужно учитывать в первую очередь при осуществлении индивидуального подхода, можно сделать вывод, что очень важным для успешной организации обучения является уровень умственного развития, составляющими которого являются обучаемость и обученность.

Умственные способности представляют собой потенциальные возможности, предпосылки для учения, знания же являются содержательной базой для реализации способностей. Учащиеся с высоким уровнем знаний, умений и навыков усваивают новый учебный материал значительно легче, чем те, у кого этот уровень низок.

Учет вышеперечисленных показателей важен для всех учащихся. В отдельных случаях к этим особенностям добавляются и такие факторы, которые в отношении данного ребенка оказывают специфическое влияние на учебную деятельность (особенно важны среди этих факторов домашние воспитательные условия). Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка. Болезни, в зависимости от их характера, оказывают на учащихся временное или постоянное отрицательное воздействие – снижают его трудоспособность. Различные физические дефекты (расстройство зрения, слуха, задержки в умственном развитии) делают невозможным нормальный процесс учебно-познавательной деятельности и обусловливают необходимость в специальном обучении.

1.3.  Специальные приёмы работы с учащимися с разными типологическими особенностями

Разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Педагог, зная жизненные проявления свойств нервной системы школьников в учебной деятельности, должен применять по отношению к ним специальные приемы и меры, облегчающие их учебную деятельность.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

- не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

- давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

- желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

- не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;

- выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа "хорошо", "умница", "молодец" и т.п.), формировать уверенность в своих силах;

- осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;

- во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;

- в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

- по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

- важно научить школьника умению пережить неудачу. Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать где, в каких видах деятельности они проявляются.

Я работаю в школе - интернате и обратила внимание на то, что дети со слабой нервной системой из-за своих природных особенностей не могут готовить уроки, особенно устные, вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются, поэтому кроме классных комнат я использую библиотеку, рекреации. Во время самоподготовки разрешаю детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковременный отдых, в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы.

Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.

При работе с учащимися с сильной нервной системой учитель должен знать, что у них наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление утомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной системой непродолжительный перерыв. Смену видов деятельности, чередовать задания разных типов и т.д.

Освоение учебного материала (восприятие, запоминание, осмысление, систематизация и т.д.) требуют от них в значительной мере перестройки индивидуальных, привычных способов работы. Так, "сильные" не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения; пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усваивают учебный материал бессистемно и поверхностно, не замечая важных оттенков, деталей, не вникая глубоко в его суть. Они не склонны к повторению пройденного, позволяющему развить главные мысли, поднять понимание на более высокий уровень, установить взаимосвязи в усвоенном материале.

Чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению, учитель должен обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности.

Учитель должен не только сам контролировать "сильных" при выполнении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно.

1.4.  Цели индивидуального обучения

К педагогическим основам индивидуального подхода относятся такие показатели, как темп усвоения материала, успешность выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок, гибкость мышления, широта переноса усвоенных знаний, продуктивность подхода школьников к новой задаче, соотношение операций анализа и синтеза в умственной деятельности и др. Педагогические показатели определяют особенности учения разных детей и дают основания для коррекции работы одних из них и поддержки других.

Е.А. Певцова, И. Унт и др. рас­сматривают индивидуальный подход в обучении, как процесс, направ­ленный на развитие способнос­тей, интересов школьников, на выявление их творческих воз­можностей. Во многих работах  индивидуальный подход в обучении рас­сматривается как важнейший фактор развития познаватель­ной активности обучаемых.

Индивидуализация обучения основана на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

Цели индивидуализации:

- учёт индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;

- целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, професси­онального потенциала обще­ства, вызываемого на современ­ном этапе развития общества стремлением к наиболее полно­му и рациональному использо­ванию возможностей каждого члена общества в его взаимоот­ношениях с социумом;

- решение назревших проблем школ путем создания новой ме­тодической системы дифферен­цированного обучения учащих­ся, основанной на принципи­ально иной мотивационной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

 2. Использование индивидуализации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усилия мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

 4. Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

5. Реализуя индивидуальный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

-  быть единой для всех групп учащихся;

-  показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т. е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

 - наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

 - предоставлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Таким образом, обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика. Объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика — необходимое условие работы. Развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного и физического труда.  

Список используемой литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., Знание, 2002.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Безруких. М. М. Индивидуальная работа на уроке — утопия или реальность? [Текст] / М. М. Безруких // Начальная школа: плюс-минус. 1999, № 5,  С. 3–6.
  4. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Начальная школа. 2005, №7, с.6-9.
  5. Верцинская, Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983.
  6. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. - Пенза., 1999.
  7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.
  8. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1999.    
  9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 2000.
  10. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении // Начальная школа, 2006, №11, с. 3-6.
  11. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся // Начальная школа, 2007, №1, с. 6-9.
  12. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.