Поиск

Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье наших детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, жесткое программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону «дидактизации». Особенно это касается игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения.

Игра – это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых.

Сложившаяся ситуация в дошкольном образовании ставит определенные задачи, на решение которых направлен федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он ориентирован прежде всего на развитие личности ребенка, а не на его обучение. Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждения его самоценности. Это означает максимальное использование тех возможностей, которые предоставляются для развития ребенка на стадии дошкольного детства, имеющей уникальное значение для развития творческого воображения, любознательности, мотивации познания, коммуникативных способностей. Все эти способности складываются в разных формах детской деятельности: игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии художественной литературы и сказки и др.

Главная установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных отношений: для администрации дошкольной организации, педагогов и самих детей.

Условия для развития детской инициативы по ФГОС ДО.

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении имеется ряд принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию познавательной активности успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а также:

- моделирование ситуаций с участием персонажей,

- индивидуально-личностное общение с ребенком,

- поощрение самостоятельности,

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются следующие:

(примеры из опыта работы других педагогов)

1. Познавательные занятия

Например, познавательное занятие "Путешествие в мир посуды" (в комнате русской сказки). Детям можно рассказать из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложить такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же дальше придумал человек, чтобы было удобней есть? Все вместе делаем вывод, что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети можно дать попробовать наколоть такой палочкой картофель, но она может сломаться. Дети делают вывод, что такая вилка тоже неудобная.

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром.

Знакомство с неживой природой проходило через надувание мыльных пузырей, наблюдение за мыльным пузырем.

3. Наблюдение и труд в уголке природы

Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

При изучении темы "Животные севера" - дали детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче.

Занесли в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложив детям шишки, перья, пластилин, скорлупки детского ореха, задали вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала. Нам немного приходилось советовать, как сделать что-нибудь, если возникали проблемы, и дети не знали, как их преодолеть.

Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.

Занимались преобразованием - делали игрушки из бумаги, занимались ремонтом книг.

Знакомство с водой происходило в процессе хозяйственно-бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

5. Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.