ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ стандарта выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы с выделением курсивом.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Примерная программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с не технологическими профилями подготовки. На не технологических профилях подготовки изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- Основы предпринимательства – 29 часов
- Имидж и этикет современного делового человека – 6 часов
- Информационные технологии – 15 часов
- Основы художественного проектирования изделий – 18 часов
- Технология решения творческих задач – 28 часов
- Экологические проблемы. Природоохранные технологии.- 18 часов
- Технология профессионального самоопределения и карьеры – 22 часа
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских или в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология” являются:
· овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
· овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
· умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
· развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
· овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
· развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
· воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
· формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 70 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Примерная программа разработана для обучения школьников X и XI классов с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (35 часов в восьмом классе и 35 часов в девятом классе) и рассчитана на 140 часов. (Часы, выделяемые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представлены в примерном тематическом плане числом в скобках). В примерной программе выделен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов или 12,5% учебного времени для учета местных условий реализации программы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Тематическое планирование технологии
10 класс
Тема | Содержание, основные вопросы | Понятия и термины | Домашнее задание | Литература |
Урок 1. Введение в предпринимательство | Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» | Физическое лицо, юридическое лицо, предприниматель. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 2. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. | Структура рыночной экономики. | Конкуренты, инновационная среда, собственность, частная собственность. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 3. История предпринимательства. | Виды предпринимательской деятельности в России. | Торговля, купец, кооператив, артель, социализм. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 4.Современное состояние предпринимательства | Виды предпринимательской деятельности в России. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 5. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей | Что такое бизнес-план? | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 6. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей | Этапы бизнес плана. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 7. Ресурсы и факторы производства | Характеристика ресурсов. | Производство, факторы производства, ресурсы производства. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 8. Анализ рынка прибыльных идей | Анализ рынка. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 9. Типы предприятий. | Основные типы предприятий. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 10. Нормативная база предприятия | В. Д. Симоненко «Технология» | |||
Урок 11. Трудовой коллектив. | Трудовое законодательство. | Коллективный договор, коллектив. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 12. Производительность и система оплаты труда | Производительность труда. Формы заработной платы. | Выработка, сдельная оплата труда. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 13. Налогообложение в России |
Разновидности налогов и объекты налогообложения.
|
Налог, прямые и косвенные налоги, плательщик, федеральные налоги, местные налоги. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 14. Менеджмент в предпринимательской деятельности | Формы предпринимательской деятельности. | Бизнес, собственность, конкуренция. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 15. Предпринимательская фирма | Основные признаки юридического лица. Виды предпринимательской деятельности. | Товарищество «ООО», «ОАО» | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 16. Нормативная база предприятия | Документы. | Юридический адрес, расчетный счет банка, товарный знак, устав. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 17. Организация и уровни управления на предприятии. | Линейная организационная структура управления. | Организация, технический уровень управления, управленческий уровень, внешняя среда. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 18. Маркетинг в предпринимательской деятельности | Сущность и стратегии маркетинга. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 19. Себестоимость продукта. | Понятие о себестоимости продукции. | Себестоимость продукции, единица калькуляции, смета, амортизация, материальные затраты. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 20. Цена товаров и услуг | Ценообразование. | Цена покупателя и продавца, базисная цена, договорная цена, закупочная цена. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 21. реализация товаров и услуг | Товародвижение. | Канал, прямые и косвенные каналы. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 22. Реклама в системе предпринимательства. | Разработка рекламы. | Реклама, информационная, увещевательная, напоминающая. | Записи в тетради | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 23. Предпринимательская идея. | Издержки производства. | Идея, спрос, предложение, цена, издержки производства, прибыль. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 24. Бизнес – план. | Технология претворения предпринимательской идеи в проект. | Бизнес-план, резюме. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 25. Бизнес – план ученической компании «Мастерица» | Расчет затрат на продукцию. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 26. Бизнес – план ученической компании «Мастерица» | Составление бизнес-плана. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 27. Предпринимательский риск | Оценка риска | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 28. Защита творческих проектов "Мое собственное дело" | Бизнес-план | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 29. Защита творческих проектов "Мое собственное дело" | Обоснование проекта. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 30. Имидж офиса | Модель формирования имиджа. | Имидж, офис, этика, фирменный стиль. |
Глава 4. §-2 |
В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 31. Дизайн офиса. | Проектирование офиса. | Дизайнер, интерьер, композиция, фирменный стиль. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 32. Имидж сотрудников | Требования к одежде работников офиса. | Должностная инструкция, жесты, манера сидеть, макияж. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 33. Служебно-деловой этикет |
Имидж делового человека.
|
Этикет, манера поведения, нейтральность, визит. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 34. Секретарь-референт - лицо фирмы. | Роль секретаря в офисе. | Мастерство, инициативность, организованность, дипломатичность, доброжелательность. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 35. Творческий проект "Вывеска для офиса" | Обоснование проекта. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 36. Введение в раздел "Информационные технологии (ИТ)". | Технологические достижения. |
Глава 1. §-4 |
В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 37.Техника для телефонной связи. | Аналоговые и цифровые телефоны. | Радиотелефон, автоответчик, биппер. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 38. Мобильные средства телефонной связи. | Виды связи. | Роуминг, пейджер, сотовый телефон. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 39. Офисная оргтехника.. | Факс, ксерокс. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 40. Периферийное оборудование ПЭВМ | Информационные процессы. | Сканер, модем, бод, мультимедиа, виртуальная реальность. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 41. Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам | Характеристика принтеров. | Принтеры, картриджи, тонер, графопостроитель. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 42. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. | Что такое электронная почта? | Компьютерные сети, сервер, клиент, рабочая станция. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 43. Всемирная компьютерная сеть Интернет. | Необходимость использования сети. | Гипертекст, телеконференция. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 44. Компьютерная поддержка предпринимательства. | Услуги глобальной сети. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 45. Информационные технологии (ИТ) в маркетинге. | Владение информационными технологиями. | Электронная почта, глобальная сеть, база данных, маркетинговая информация. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 46. Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. | Рабочее место специалиста. | Пакет офисных программ. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 47. Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. | Рабочее место специалиста. | Дигитайзер, плоттер, графический редактор. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 48. Информационные технологии в черчении. | Рабочее место специалиста. | Системы автоматизированного проектирования. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 49. Творческий проект "Компьютерная открытка-поздравление" | Обоснование проекта. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 50. Творческий проект "Компьютерная открытка-поздравление" | Защита проекта. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 51. Введение в раздел "Основы художественного проектирования изделий". | Законы художественного конструирования | Дизайн, дизайнер, экспертиза изделия. |
Глава 3. §-1 |
В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 52. Понятие об основах проектирования, или дизайн изделий | Законы художественного конструирования | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 53. Алгоритм дизайна. Создание банка идей | Создание банка идей. | Системный подход, дизайнерский проект. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 54. Потребности изменяют изделия. Мысленное создание нового изделия | Создание нового изделия. | Фактор времени, многомерное пространство, возможности проектирования. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 55. Научный подход в проектировании изделий. | Этапы дизайнерского проектирования. | Банк современных материалов. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 55. Материализация проекта | Стоимость и цена проекта. | Маштабное макетирование, компьютерное моделирование, стоимость проекта. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 56. Экспертиза изделия. | Экспертиза и оценка изделия. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 57. Выбор материалов | Выбор материала. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 58. Составление спецификации. | Теоретический материал. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 59. Изучение покупательского спроса изделия | Составление анкеты и требования к ней. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 60. Изучение покупательского спроса изделия | Анализ анкет. Подведение итогов. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 61. Составление чертежей частей изделия | Первоначальный подсчет себестоимости. | §-3 |
В. Д. Симоненко «Технология» |
|
Урок 62. Составление технологической карты | Основной этап в изготовлении изделия. | Технологическая карта. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 63. Выполнение дизайн-проекта. | Поэтапное выполнение проекта. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 64. Выполнение дизайн-проекта. | Поэтапное выполнение проекта. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 65. Расчет себестоимости изделия. | Расчет себестоимости изделия. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 66-67. Защита и оценка проекта | Защита и оценка проекта. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 68. Резервный урок. | В. Д. Симоненко «Технология» |
Тематическое планирование по технологии 11 класс.
Тема | Содержание, основные вопросы | Понятия и термины | Домашнее задание | Литература |
Урок 1. Понятие творчество и развитие творческих способностей. | Творческие способности. | Изобретательство, творчество, проектирование, конструирование, изобретение. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 2. Творческая активность личности | Способы повышения творческой активности личности. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 3. Целеполагание в поисковой деятельности | Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 4. Эвристические приемы | Эвристические приемы решения практических задач. Мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, мор- ° фологический анализ | Проектирование, конструирование. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 5. Метод мозговой атаки. | Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки) | Генератор идей, аналитики, цепная реакция. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 6.Основные правила мозгового штурма.. | Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки) | Экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 7.Метод контрольных вопросов. | Суть метода. | Специально подготовленные вопросы, универсальные опросники. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 8. Метод обратной мозговой атаки. | Поиск недостатков. | «Диверсионный» метод, обратная мозговая атака. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 9.Синектика | Метод поиска творческих решений. | Синектика, аналогия. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 10. Морфологический анализ. | Цели и правила проведения морфологического анализа | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 11. Применение Морфологического анализа при решении задач |
Решение творческих задач с помощью морфологического анализа |
§-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 12. Этапы решения задач. | Решение задач | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 13.Морфологические матрицы.. | Морфологический анализ. | Двумерная матрица, многомерная матрица, анализ и синтез вариантов. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 14. Правила составления матриц. | Выбор варианта. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 15. Ассоциация и творческое мышление. | Установление связи между явлениями. | Ассоциация, шаги ассоциативного перехода. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 16. Метод фокальных объектов. | Этапы решения задач с помощью МФО. | Фокальный объект, психологическая инерция. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 17. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. | Реализация метода. | Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 18. Функционально-стоимостный анализ. | Системное исследование объекта. | Поиск скрытых объектов. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 19. Примеры решения задач. | Решение задач. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 20. Алгоритм решения изобретательных задач. |
Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ. Основные рабочие механизмы АРИЗ |
АРИЗ, техническая система, противоречие, физическое противоречие. |
Глава 3. §-1
|
В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 21. Примеры решения задач. | Физические, химические, биологические, геометрические и другие эффекты, используемые при решении задач | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 22. Изобретения. Рационализаторские предложения. | Изобретения. | Изобретения, патент, товарный знак, знак обслуживания. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 23. Создание творческого проекта. | Поэтапное создание проекта. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 24. Проектирование. | Требования к проектированию. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 25. Себестоимость предпринимательского творческого проекта. | Бизнес-план. | Себестоимость, статьи расходов, рационализаторское предложение. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 26. Составление технологической карты | Подробное описание работы. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 27. Изготовление изделия. | Поэтапное изготовление изделия. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 28. Защита творческого проекта. | Защита | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 29. НТР и ее влияние на окружающую среду. | Возникновение информационного мира. |
Глава 1. §-2 |
В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 30 . Глобальные проблемы человечества. | Демографический взрыв. | Исчерпаемые и неисчетпаемые ресурсы. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 31. Энергетика и экология. | Потребности человека в энергии. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 32. Тепловые электростанции. | Влияние ТЭС на экологию. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 33. Гидроэлектростанции. | Влияние ГЭС на экологию. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 34. Атомные электростанции. | Влияние АЭС на экологию. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 35. Загрязнение атмосферы. | Влияние промышленности и транспорта на атмосферу. | Кислотные дожди, озоновые дыры. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 36. Экологическая обстановка в Вологодской области. | В. Д. Симоненко «Технология» | |||
Урок 37. Загрязнение гидросферы. | Особенности загрязнения атмосферы. | Гидросфера, закисление вод. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 38. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. | Сокращение площади лесов. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 39. Химизация в сельском хозяйстве. | Рациональное использование лесов и пахотных земель. | Химизация, нитраты, нитриты, пестициды. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 40. Природоохранные технологии. | Экологический мониторинг. | Экологическая экспертиза. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 41. Экологическое сознание. | Экономия ресурсов и энергии. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 42. Экологическая мораль. | Природа – источник красоты и основа жизни людей. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 43. Виды технологий | Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 44. Технологии агропромышленного производства | Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 45. Технологии индустриального производства | Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 46. Инновационная деятельность предприятия |
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии | В. Д. Симоненко «Технология» | ||
Урок 47. Понятие профессиональной деятельности. | Профессиональная деятельность. | Деятельность, цель, задачи. |
Глава 4. §-1 |
В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 48. Разделение и специализация труда. | Формы разделения труда. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 49. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | Сфера профессиональной деятельности. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 50. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | Орудия производства. | §-1 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 51. Технологии сервиса и социальной сферы | Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре. | Записи в тетради. | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 52. Понятие культуры труда. | Рабочее место, техника безопасности. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 53. Профессиональная этика. | Мораль. | Профессиональная этика. | §-2 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 54. Профессиональное становление личности. | Профессиональная деятельность. | Профессиональная компетентность. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 55. Профессиональная компетентность. | Формы компетентности. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 56. Профессиональное мастерство. | Карьера. | Призвание. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» |
Урок 57. Профессиональное творчество. | Творчество. | §-3 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 58. Подготовка к профессиональной деятельности. | Профессиональная подготовка. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 59. Профессиональная подготовка | Первоначальная профессиональная подготовка. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 60. Начальная профессиональная подготовка. | Учебные заведения. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 61. Специалист средней квалификации. | Средние специальные заведения. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 62. Высшее образование. |
Ступени высшего профессионального образования.
|
§-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 63. Обоснование выбора темы проекта. | Обоснование идеи. | §-4 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 64. Поиск и сбор информации. | Поиск информации в Интернете. | §-5 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 65. Поэтапная реализация плана. | Тестирование обучающихся. | §-5 | В. Д. Симоненко «Технология» | |
Урок 66. Посещение учебных заведений. | Выезд по учебным заведениям. | |||
Урок 67-68. Оценка и защита проекта. |
Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006, стр.13-14.
- Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
- Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства” (Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
- Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.