Поиск

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи.

Совершенствование нашей речи в отношении ее коммуника­тивных качеств является чрезвычайно актуальной задачей, потому что речь носителей совре­менного русского языка скудеет, беднеет, изобилует языко­выми штампами, канцеляризмами, становится открытой для проникновения  в  нее  всевозможного  рода  неправильностей.

Важнейшим средством пробуждения самосознания ребенка, стимулом его духовного развития, согласно отечественной дидактической традиции, является обучение родному языку, составляющему основу национально-культурной самоидентификации человека. Овладению нормами языка, правильному употреблению родного языка младшими школьниками способствует постижение результатов словесных произведений вообще и художественных текстов в частности.

В настоящее время в нашей стране имеет место процесс демократизации общественной жизни. Это создает условия для либерализации русской речи, вызывает пополнение литературного языка за счет нелитературной лексики общенародного языка и внешних заимствований.

Допущение узкого восприятия и воспроизводства речи приводит к тому, что уже на ранних этапах упускается возможность приобщить ребенка к многовековой культуре своего народа, его духовному и нравственному опыту, который зафиксирован не только в произведениях, но и в традиционных формах речевого поведения. Вместе с тем изучение данной проблемы несет и глубокие гуманистические традиции, когда приобщение к культуре речи рассматривается в связи с общими проблемами становления личности.

Показателем культуры речи учащихся начальной школы является умение использовать возможности языка в соответствии с целями высказывания.

Умение — это способность выполнять какое-либо речевое дей­ствие наиболее экономным, рациональным образом. «Правиль­но сформированные умения основаны на знании способа действия».

Основными способами действий, с помощью которых форми­руются речевые умения письменной речи, являются:

 а) анализ продуктов речи, образцовых текстов под определенным углом зрения (понятийно-направленный анализ);

б) лингвистический экс­перимент, трансформация текстов;

в) совершенствование, ре­дактирование специально предназначенных для этого высказы­ваний, текстов;

г) конструирование текстов или отдельных час­тей из заданных элементов, дополнение недостающими деталями и т. п.;

Рассмотрим каждый способ формирования речевых умений в отдельности:

Анализ продуктов речи, образцовых текстов учит младших школьников видеть проявление общих групповых закономерностей построения конкретных текстов, наблюдать, как в них от­ражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит понятие или совокупность понятий.

Анализ речевого высказывания, в процессе которого текст рассматривается сквозь призму того или иного понятия, назы­вается понятийно-направленным.

Понятийно-направленный анализ способствует выделению признаков понятия «текст», общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает учителю организовать работу по обучению младших школьников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа учитель формирует у младших школьников представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящего­ся к этой же группе.

Примерное содержание анализа текста:

  1. I. Определение задачи речи: рисовал картину, передавая свое отношение к увиденному, или сообщал точные сведения.
  2. II. Уточнение основной мысли текста, выявление авторского от­ношения к содержанию речи.

III. Определение типа речи. Анализ содержания и средств языка.

  1. IV. Анализ структуры текста. Он включает прежде всего разделение темы на микро темы, выделение соответствующих абзацев и их озаглавливание, т. е. составление плана. Кроме того, дети выясняют роль каждой части речи в организации текста, а также каково строение абзаца.

Лингвистический эксперимент — один из основных приемов работы над текстом. Он может проводиться при работе над язы­ком художественных произведений, может сопровождать мно­гие другие виды работы.

Исходным материалом лингвистического эксперимента слу­жит текст, конечным — его деформированный вариант.

Главными целями учебного эксперимента являются обоснование отбора языковых средств в данном тексте, объяснение единственно правильного размещения единственно нужных слов и установление внутренней взаимосвязи между отобранными для данного текста языковыми средствами.

В начальной школе могут быть использованы лингвистиче­ские эксперименты следующих видов:

  1. 1. Устранение данного языкового явления из текста. Напри­мер, исключение всех прилагательных в функции определения из следующего текста:

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случа­ются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

(И.С.Тургенев)

Вторичный текст:

Был... день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого утра небо ясно; ...заря не пылает пожаром; она разливается... румянцем.

  1. 2. Подстановка (замена) языкового элемента синонимическим или однофункциональным. Например, если в тексте рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шага­ет», а слово «шагает» словом «идет».

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий горо­довой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжов­ником.

Замена: шагает полицейский надзиратель — идет рыжий го­родовой.

Наблюдения показывают, что именно первый вариант дает комический эффект.

Конструирование текстов или отдельных частей из заданных элементов, дополнение недостающими деталями: сочинения-миниатюры, эссе. Необходимость проведения сочинений-миниатюр диктуется тем обстоятельством, что многие упражнения различных учеб­ников не содержат текстового материала. Сочинения-миниатю­ры, наброски будут очень кстати. Подобные упражнения прокладывают мостик от стилистического анализа к самостоя­тельному созданию текстов.

Работа над сочинением-миниатюрой начинается с чтения миниатюр известных писателей. В текстах дол­жна отчетливо ощущаться «работа» изучаемых языковых средств. Педагогу необхо­димо создать атмосферу восхищения мастерством писателя, су­мевшего в малом по размеру сочинении сказать о многом.

Эссе — жанр критики, характеризующийся свободной трактовкой какого-либо вопроса. Эссе — высказыва­ние, насыщенное собственными размышлениями автора.

Но если ставится задача передать в объективной манере ин­формацию, строго аргументировать мысли — то это уже замет­ка; передать ироническое отношение к совершившемуся — па­родия.

Совершенствование написанного. Работа по обучению младших школьников совершенствовать написанное представляет собой диалог между учителем и учени­ком.

Каждому учителю известна ситуация, когда он просит детей проверить написанное, но и после просмотра учениками недо­четы остаются неисправленными. Это значит, что многие рече­вые недочеты дети не замечают.

Умение анализировать текст с позиций совершенствования, с целью заметить ошибки и недочеты предполагает: изучение слова в контексте, в рамках целого текста, выяснение роли по­рядка слов и места предложения для организации внутренних связей текста.

Для сохранения языка необходима культурно-речевая работа, повышение общей культуры, постоянное приобщение школьников к русской лексике. Чтобы не допустить разрушения национального самосознания народа, необходимо уже в школе воспитывать любовь, уважение к чистоте и богатству русской речи, добиваться свободного владения лексическим разнообразием русского языка, высокой культуры устной и письменной речи.