Поиск

Цели: развитие орфографических навыков; совершенствование умения применять
правила при исправлении ошибок в тексте; воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.


                                                    Ход урока.
1.Организационный момент.

Учитель: - Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Какое небо?

- Да, сегодня солнечный день. Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо. Как вы понимаете выражение «мирное небо»?

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»? Продолжите предложение: «Война – это…» (одним словом – ужас, страх, смерть, разрушения, убийства, беда, жестокость, слёзы, горе, взрывы, бои, стрельба, жертвы…)


2. Сообщение темы урока.
Учитель: - Сегодня наш урок  будет посвящён страницам истории Великой Отечественной войны.

Войны я не видела, но знаю,

   Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

                                                 Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

    Мы дружной семьёй быть должны!

- С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
- Записываем  в тетрадях  число, 28 апреля,  и  «Классная работа».

3. Минутка чистописания.

На доске запись: от  до под по про кроме к за на с в для у перед возле

Учитель: - Что написано на доске? (Предлоги). Что мы знаем о предлогах? Запишите предлоги в тетрадь (напомнить о посадке детей, о наклоне при письме в тетради).

- Составьте  предложение  на военную тему с любым из этих предлогом (устная работа).

4. Орфографическая минутка.

Учитель: - Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная война. На фронт уходили отцы, деды, женщины и даже дети. Многие ребята  прибавляли себе года, чтобы уйти на войну.

За время войны на Земле погибло 30 миллионов детей.

- Однажды во время войны в военкомат пришёл 8 - ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!»

   - Как вы думаете, ребята, почему?

На доске текст:
«Хочю   нафронт.   Вшколу  нехочю.
Писат  и  читат уже умею.  ванька».

(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).
- Учитель: - Первоочередная ваша задача в мирное время – это учёба.  В современном мире нужно быть грамотным:  бегло читать, быстро, правильно считать и писать красиво и без ошибок. Чему мы учимся на уроках русского языка.


5. Развитие речи. Редактирование текста.

Учитель: - 9 Мая наша страна будет отмечать 70 - летие Великой Победы над фашистской Германией. Но даже спустя много лет,  и сейчас мы сталкиваемся со следами этой ужасной  войны, когда строим дома, заводы, мосты.

- У каждого  на столе лежит карточка с текстом под  названием «Страшный клад».

Прочитайте текст. (Читают про себя).

- Определите, сколько в нём частей и в правильном ли порядке расположены части?


                                                  Страшный клад.

             Через  несколько  дней  вернулись  жители   в  свои  квартиры. Школы  открылись. Дети  опять  стали  играть  возле  домов. Фашистский  клад  уничтожен!

            Позвал  солдата рабочий. Подбежал  солдат. В  яме  лежали  поржавевшие  мины и снаряды. Тысячи  мин  и снарядов! Это  фашисты  во  время  войны  оставили  под  землёй  этот  страшный  клад. Взорвутся  они, и взлетят на воздух дома, школы, детские сады. Страшно!

             Шёл   солдат  по  улице  большого  города.  Магазины  работали,  школы.  Дети играли  возле  домов. А  рядом  новая  стройка  шла. Шумели  бульдозеры  и  экскаваторы.

            Позвал  солдат  своих  товарищей – минёров. Переселили  всех жителей  в  безопасное  место. Стали солдаты осторожно  на  руках  мины  и  снаряды  из  земли  вынимать. Далеко в чистом  поле  взорвали  все  боеприпасы.

6. Физминутка.

Учитель: - Немного отдохнём и послушаем стихотворение «Нужен мир».

                               Нужен мир.                    Лиана

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!

Учитель: - Для чего нужен мир на всей земле?

7.Устная работа над текстом.

-Продолжаем работать в паре, определяем правильный порядок частей. Можно ставить карандашом цифры возле частей. Какая пара готова прочитать 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть?

 - Кто прочитает весь текст, переставляя части  в правильном порядке?

- О ком говорится в тексте?

- Какова главная мысль этого текста?

- Найдите в тексте  восклицательные предложения. Прочитайте.


8. Письменная работа с текстом.

Учитель:

- Из первой части текста выпишем 1 и 3 предложения, подчеркнём грамматическую основу, найдём имена прилагательные. Работаем в тетрадях и один человек у доски.

- Из второй части текста выпишем предлоги вместе с именами существительными.

- К слову работа найдите в тексте однокоренные слова, запишите, выделите корень (работали, рабочий).

- Устно подберите синоним к слову вынимать (доставать), антоним к слову шёл (стоял), открылись (закрылись).

9. Оценка работы учащихся.
- Кто на уроке был очень активен? Что поставим им?


10. Итог урока.
Учитель: - Победу над фашистами одержала наша Армия. В войне погибло 27 миллионов советских людей. Если за каждого погибшего в войне объявить минуту молчания, то мир молчал бы 50 лет. Вечная им память!

- Мы не хотим, чтобы война повторилась. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под мирным, чистым небом. Вечный огонь славы героям никогда не угаснет. Он будет всегда напоминать нам о мужестве и героизме наших людей.

- 9 мая мы пойдём в парк 30 – летия  Победы, чтобы почтить память умерших и поздравить  ветеранов войны, которых осталось очень мало.

- Послушаем стихи в  исполнении наших девочек:

                Что такое День Победы?     Аня

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк  взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

                       Ветераны.                  Алина

Идут устало ветераны,
Белеют сединой виски,
Ах, если б не болели раны,
Да в сердце не было тоски!

Они несут в руках гвоздики,
Но их ряды не так стройны,
Ах, если б не было Великой,
Чудовищной и злой войны!

Они стоят у обелисков,
Медали заслоняют грудь.
Им поклонитесь, люди, низко,
Пока они ещё живут…

9. Домашнее задание – будет продолжением нашего урока.
- Написать в тетради любое четверостишие о войне, о ветеранах или Дне Победы.

-Учитель:- Закончим урок  песней «Солнечный круг».

- Урок окончен. Спасибо за внимание.