Цели: развитие орфографических навыков; совершенствование умения применять
правила при исправлении ошибок в тексте; воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: - Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Какое небо?
- Да, сегодня солнечный день. Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо. Как вы понимаете выражение «мирное небо»?
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»? Продолжите предложение: «Война – это…» (одним словом – ужас, страх, смерть, разрушения, убийства, беда, жестокость, слёзы, горе, взрывы, бои, стрельба, жертвы…)
2. Сообщение темы урока.
Учитель: - Сегодня наш урок будет посвящён страницам истории Великой Отечественной войны.
Войны я не видела, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
- С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
- Записываем в тетрадях число, 28 апреля, и «Классная работа».
3. Минутка чистописания.
На доске запись: от до под по про кроме к за на с в для у перед возле
Учитель: - Что написано на доске? (Предлоги). Что мы знаем о предлогах? Запишите предлоги в тетрадь (напомнить о посадке детей, о наклоне при письме в тетради).
- Составьте предложение на военную тему с любым из этих предлогом (устная работа).
4. Орфографическая минутка.
Учитель: - Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная война. На фронт уходили отцы, деды, женщины и даже дети. Многие ребята прибавляли себе года, чтобы уйти на войну.
За время войны на Земле погибло 30 миллионов детей.
- Однажды во время войны в военкомат пришёл 8 - ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!»
- Как вы думаете, ребята, почему?
На доске текст:
«Хочю нафронт. Вшколу нехочю.
Писат и читат уже умею. ванька».
(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).
- Учитель: - Первоочередная ваша задача в мирное время – это учёба. В современном мире нужно быть грамотным: бегло читать, быстро, правильно считать и писать красиво и без ошибок. Чему мы учимся на уроках русского языка.
5. Развитие речи. Редактирование текста.
Учитель: - 9 Мая наша страна будет отмечать 70 - летие Великой Победы над фашистской Германией. Но даже спустя много лет, и сейчас мы сталкиваемся со следами этой ужасной войны, когда строим дома, заводы, мосты.
- У каждого на столе лежит карточка с текстом под названием «Страшный клад».
- Прочитайте текст. (Читают про себя).
- Определите, сколько в нём частей и в правильном ли порядке расположены части?
Страшный клад.
Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись. Дети опять стали играть возле домов. Фашистский клад уничтожен!
Позвал солдата рабочий. Подбежал солдат. В яме лежали поржавевшие мины и снаряды. Тысячи мин и снарядов! Это фашисты во время войны оставили под землёй этот страшный клад. Взорвутся они, и взлетят на воздух дома, школы, детские сады. Страшно!
Шёл солдат по улице большого города. Магазины работали, школы. Дети играли возле домов. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы.
Позвал солдат своих товарищей – минёров. Переселили всех жителей в безопасное место. Стали солдаты осторожно на руках мины и снаряды из земли вынимать. Далеко в чистом поле взорвали все боеприпасы.
6. Физминутка.
Учитель: - Немного отдохнём и послушаем стихотворение «Нужен мир».
Нужен мир. Лиана
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Учитель: - Для чего нужен мир на всей земле?
7.Устная работа над текстом.
-Продолжаем работать в паре, определяем правильный порядок частей. Можно ставить карандашом цифры возле частей. Какая пара готова прочитать 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть?
- Кто прочитает весь текст, переставляя части в правильном порядке?
- О ком говорится в тексте?
- Какова главная мысль этого текста?
- Найдите в тексте восклицательные предложения. Прочитайте.
8. Письменная работа с текстом.
Учитель:
- Из первой части текста выпишем 1 и 3 предложения, подчеркнём грамматическую основу, найдём имена прилагательные. Работаем в тетрадях и один человек у доски.
- Из второй части текста выпишем предлоги вместе с именами существительными.
- К слову работа найдите в тексте однокоренные слова, запишите, выделите корень (работали, рабочий).
- Устно подберите синоним к слову вынимать (доставать), антоним к слову шёл (стоял), открылись (закрылись).
9. Оценка работы учащихся.
- Кто на уроке был очень активен? Что поставим им?
10. Итог урока.
Учитель: - Победу над фашистами одержала наша Армия. В войне погибло 27 миллионов советских людей. Если за каждого погибшего в войне объявить минуту молчания, то мир молчал бы 50 лет. Вечная им память!
- Мы не хотим, чтобы война повторилась. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под мирным, чистым небом. Вечный огонь славы героям никогда не угаснет. Он будет всегда напоминать нам о мужестве и героизме наших людей.
- 9 мая мы пойдём в парк 30 – летия Победы, чтобы почтить память умерших и поздравить ветеранов войны, которых осталось очень мало.
- Послушаем стихи в исполнении наших девочек:
Что такое День Победы? Аня
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Ветераны. Алина
Идут устало ветераны,
Белеют сединой виски,
Ах, если б не болели раны,
Да в сердце не было тоски!
Они несут в руках гвоздики,
Но их ряды не так стройны,
Ах, если б не было Великой,
Чудовищной и злой войны!
Они стоят у обелисков,
Медали заслоняют грудь.
Им поклонитесь, люди, низко,
Пока они ещё живут…
9. Домашнее задание – будет продолжением нашего урока.
- Написать в тетради любое четверостишие о войне, о ветеранах или Дне Победы.
-Учитель:- Закончим урок песней «Солнечный круг».
- Урок окончен. Спасибо за внимание.