Поиск

Цель:

-сформировать представление учащихся о структуре политической системы,  ее роли в жизни современного общества;

-продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения, ставить проблему и определять пути ее решения;

 - воспитание уважения к законам государства, развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры

Задачи:

-развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

-воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию;

-воспитание интереса к политике, понимания ее значимости в развитии современного общества,  воспитание  сознательного отношения  к участию  гражданина в политической жизни общества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация

«Политика слишком серьезное дело, чтобы ею занимались одни политики». (Шарль де Голль).

 

 

План:

Организационный момент

Характеристика основных элементов политической системы

Презентация   проекта «Алгоритм создания партии»

Ход занятия

Цель  урока – обобщение и систематизация знаний по теме: «Политическая система». Обращаю ваше внимание на эпиграф нашего сегодняшнего занятия. Если мы все равно не уйдем от политики, так давайте, как можно подробнее изучим данную  тему и применим наши знания на практике. Поэтому первая часть нашего занятия будет посвящена теории – мы дадим краткие характеристики основным элементам политической системы, вторая часть практическая – мы рассмотрим   проект «Алгоритм создания партии»

Начнем мы с вопроса:

- Что такое политическая система?

Опрос домашнего задания с использованием презентации.

1. Назовите структурные компоненты политической системы;

-институционнальная подсистема;

- нормативная подсистема;                                                                  

-  функциональная подсистема;

- коммуникативная подсистема;

- культурно- идеологическая подсистема.

2. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

3. Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методы осуществления власти, создает________________?

4. Мы с вами назвали и охарактеризовали компоненты политической системы. Давайте выделим основные структурные элементы политической системы.

Работа по группам; каждая  группа  называет по одному элементу.

5. Охарактеризуйте государство как политический институт :

-формы государства;

-политический режим (примеры государств),

-формы государственного устройства.

6. Дайте характеристику государству, используя данную краткую схему.

7. Работа в группах.  Даны характеристики форм государственного устройства. Каждая из групп определяет форму государственного устройства в своем задании. На листе изображают схематично устройство государства и дают ему характеристику (или выполняют задание на компьютере, затем выводят решение на доску, дают характеристику).

Формы государственного устройства

1) Для данной формы характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции.

2) Состоит из ряда других государств или государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик и др.) Каждое из них имеет своё административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления.

3) При данной форме государственного устройства страны сохраняют полную самостоятельность, имеют собственные органы власти и управления. Создаются объединенные органы для координации действий.

8. Ни одно государство невозможно представить без политического режима. Обратите внимание на экран. Здесь даны описания политических режимов. Каждая из групп определяет политический режим по данному описанию и приводит, в дополнение  к ответу, характерные черты данного режима.

1) Определите, в условиях какого режима могло произойти следующее событие:

 Писатель критически изображал жизнь и правление в стране; правящий режим хотел его как – то «одёрнуть», но ничего не мог с ним сделать. Этот режим характеризуется насаждением единой идеологии, существование каких-либо иных теорий не допускается. Поддерживается установленный порядок с помощью мощной карательной системы, направленный на устрашение людей, подавление их воли.

2) Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал всех ее родных. «Почему же ты не покидаешь этой местности?» - Удивился мудрец. «В других областях князья угнетают свой народ»,- ответила женщина. «Видите, - сказал тогда Конфуций своим ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь».

Мы выполнили 2 задания по определению формы государственного устройства и политического режима. Давайте немного поразмышляем:

9. Вопрос:  Каким политическим режимам какие формы государственного устройства могут соответствовать?

 Например: демократический – федерация, конфедерация, унитарное; тоталитарный – унитарное, федерация; авторитарный – унитарное, федерация.

10.  Вопрос к размышлению: Какой политический режим характерен для современной России? Свою позицию аргументировать. Работа по Конституции Российской Федерации.

При перечислении демократических черт в политическом режиме России, заостряется внимание на многопартийности. Т.к. одним из основных структурных элементов является политическая партия, определяем следующее задание:

Определение: Организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп, ставящая своей целью их реализацию, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Типы политических партий:

 1. По организационному признаку: массовые – многочисленные объединения со сложной организационной структурой, постоянное членство и источники финансирования.

Кадровые – отсутствие фиксированного членства и постоянного источника финансирования.

2. По идеологическому признаку: консервативные, либеральные, социалистические, национальные и др.

Функции: разработка партийной идеологии, пропаганда своих идей, подготовка и проведение избирательной компании, придя к власти – формирует государственную политику.

Теперь, после характеристики политических партий, мы переходим к практической работе, которой занимались на протяжении месяца - создавали собственную партию и ее программу. Давайте посмотрим, что в итоге получилось по проектам «Алгоритм создания партии».

11. Презентация  программы партии и  ее обсуждение.

Д/З: Эссе на тему: «Политика слишком серьезное дело, чтобы ею занимались  одни политики».

                                                                         Шарль де Голль.

АНАЛИЗ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Класс 11

Тема урока: Политическая система и ее роль в жизни общества

Структура урока.
Структура урока соответствует теме и дидактической цели занятия.  Учитель обратил внимание учащихся на обобщение и систематизацию их знаний по           теме «Политическая система» с целью применения данных знаний на практике.
Учитель доброжелателен, смог быстро включить всех учащихся в деловой ритм, обратил внимание на эпиграф занятия.
Опрос домашнего задания проходил с использованием презентации по вопросу «Что такое политическая система?».
Изучение новой темы проходило в ходе рассказа учителя и сопровождалось показом презентации.
Все учащиеся быстро переключались с одного вида деятельности на другой.

Учителем были поставлены цели урока:

1. Сформулировать представление учащихся о структуре политической системы
2.  Продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

3. Научить использовать полученные знания на практике.

Для достижения поставленных целей учитель использовал: принцип научнос ти; последовательности,  логическую стройность излагаемого материала; связь с практикой- ориентацию содержания на требования жизни винформационном обществе.

Методы деятельности учителя на уроке.

Использовались различные методы: актуализация знаний и способов деятельности учащихся.
На уроке использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа.
Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: постановка цели запомнить; включение в деятельность путем наглядного восприятия материала и усиленного повторения изученных моментов нового материала. Формировались навыки самоконтроля и самооценки.

Деятельность учащихся

Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к излагаемой теме, уважительное отношения к учителю.
На уроке были соблюдены все правила техники безопасности.

Результат урока

Учитель изложил весь запланированный материал, общая цель всего урока была достигнута, задачи, касающиеся проверки знаний выполнены. Учащимся, принимающим участие в уроке, были выставлены соответствующие оценки. Домашнее задание было задано в оптимальном объеме, прокомментировано учителем.