Поиск

 

Аннотация

 

В МКОУ СОШ с УИОП №7 г. Кирово-Чепецка предмет «Обществознание» изучается на углубленном уровне в 8 – 11 классах. Среди существующих типовых, авторских программ нет ни одной программы, предусматривающей углубленное изучение предмета. Существуют программы по обществознанию на профильном уровне, по учебному плану на данный предмет отводится 3 часа, 1 час – на экономику, 1 час – на право. В нашем общеобразовательном учреждении несколько предметов изучается на углубленном и профильном уровне, в каждой параллели по 1 – 2 класса, в связи с этим в учебном плане недостаточное количество часов на данные предметы. Появилась необходимость самим разрабатывать программы. Так, например, «Образовательная программа по обществознанию (включая экономику и право)» предполагает изучение предмета на углубленном уровне в объеме 3 часов в неделю, 102 часов в год, 204 часов в 10-11 классе.

В школе были разработаны образовательные программы с углубленным изучением предмета по обществознанию в 8 – 11 классе, по русскому языку в 5 – 9 классах. Данные программы прошли экспертизу ученого совета кафедры гуманитарного образования Кировского «Института развития образования», получили положительную оценку, были рекомендованы к использованию в учебном процессе. Указанные программы применяются в практической деятельности учителями не только нашей школы, но и других образовательных учреждений Кировской области. Одну из таких программ я представляю для публикации во всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки».

 

Образовательная программа

 углубленного изучения обществознания (включая экономику и право)

 для 10-11 классов

Пояснительная записка

 

Образовательная программа по обществознанию (включая экономику и право) соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.  (Сборник нормативных документов. Обществознание (включая экономику и право)/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.:  Дрофа, 2005).

Данная образовательная программа составлена на основе следующих программ:

  1. Обществознание. 10-11 классы (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.). Базовый уровень //Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.-С.66-72;
  2. Обществознание. 10-11 классы (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова). Профильный уровень //Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.-С.73-81;
  3. Право, 10-11 классы (А.И.Матвеев). Профильный уровень//Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.- с.82-89;
  4. Программа по праву. 10-11 классы (профильный уровень)  Н.Ф. Крицкой,  доцента кафедры образовательной области Обществознание КИПК и ПРО, кандидата педагогических наук (// Право в школе-2010-№2.- С.2-5;   2010. –  № 3 - с. 5 - 15);
  5. Авторская  программа С.И. Иванова и М.А. Скляра  к учебнику Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. В 2-х частях. Издание 16-е. – М.: Вита - Пресс,  2011, //Сборник программно-методических материалов по экономике. – М.: Вита- Пресс, 2008. –С.118-130;
  6. Примерные программы по праву (базовый и профильный уровень), экономике (базовый и профильный уровень), обществознанию (базовый и профильный уровень).

 

Обоснование выбора данных  программ:

  • обеспечивают выполнение государственного образовательного стандарта общего образования по обществознанию (включая экономику и право);
  • обеспечивают изучение дополнительного материала, расширяющего базовую программу;
  • обеспечивает преемственность между начальным, основным, средним, профессиональным образованием.

Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) – углубленный.

Цели:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных, экономических и гуманитарных дисциплин; интереса к предпринимательской деятельности; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться ее потоке;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; ответственности за экономические решения;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего образования и самообразования; об экономической и иных видах деятельности людей,  фирмы и государства, об основах экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования; об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; способах решения практических задач в социально-правовой сфере;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;  выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  типичных экономических задач,  типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных  правом , в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Ожидаемые результаты соответствуют Государственному образовательному  стандарту. Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается  и осознанно воспроизводится учащимися.

 Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных формах деятельности, в т.ч. творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации и т.д.

В разделе «Использовать приобретенные знания  и умения  в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены  как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками учеников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • важнейшие теоретические положения экономической науки;
  • систему и структуру права, содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международной жизни;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • характеризовать: факторы производства и факторные доходы, кривую производственных возможностей, спрос и предложение, цели фирмы, естественные монополии,  основные виды налогов, банковскую систему и финансовые институты, роль рынка ценных бумаг, рынок труда, общественные блага, внешние эффекты,  экономические циклы, виды безработицы и государственную политику в области занятости, банки и банковскую систему, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли на национальные и международные товарные рынки, глобальные экономические проблемы и глобализацию мировой экономики; мотивы предпринимательской деятельности, основные источники финансирования бизнеса, страховые услуги, представляемые гражданам и предприятиям, кредит, основные принципы менеджмента и организации производства, особенности современной экономики России; право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты прав; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: выгоды обмена, закон спроса, рыночный механизм, причины неравенства доходов, причины различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и дискриминации на рынке труда, причины и последствия инфляции и дефляции, динамику занятости, цен на различных фазах экономического цикла, воздействие мер монетарной и фискальной политики на экономическую конъюнктуру, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей и глобализацией мировой экономики; кому выгодно изменение курса национальной валюты, роль предпринимательства, роль ценных бумаг и фондовой биржи, роль государства в рыночной экономике , механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • приводить примеры: взаимодействия рынков, рыночных структур, общественных благ и внешних эффектов; форм денег, регрессивных и прогрессивных налогов; прямых и косвенных налогов; способов покрытия дефицита государственного бюджета, взаимовыгодной международной торговли; различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
  • сравнивать (различать): микроэкономику, макроэкономику и прикладную экономику, свободные и экономические блага, рыночные структуры, безработных и незанятых, экономический рост и развитие, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации; формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • использовать для экономического анализа: кривые производственных возможностей, кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен, спроса и предложения, а также цен на факторы производства, товары-заменители и сопутствующие товары, кривые совокупного спроса и предложения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных экономических и социальных ролей; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации, поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; с экономической точки зрения;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Актуальность курса.

Образовательная программа по обществознанию (включая экономику и право) предполагает изучение предмета в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год, 204 часа в 10-11 классе. Дополнительный час в неделю к базисному учебному плану добавлен в соответствии с социальным запросом родителей и учащихся (ЕГЭ по обществознанию самый востребованный из предметов по выбору как в регионе, так и в РФ).

Дополнительный час в неделю (к базовым 2 часам) позволяет не только реализовать требования государственного стандарта образования, но и реализовать компетентностный подход в обучении через обеспечение практико-ориентированного обучения предмету.

Степень сложности материала.

Содержание курса направлено на углубление знаний учащихся о человеке и обществе, экономике, воспитание правовой культуры 

Углублённое изучение обществознания предполагает дополнительный урок в неделю и осуществляется за счет:

  • Более подробного и глубокого изучения отдельных тем и сюжетов, предусмотренных Госстандартом и БУП 2004 (в первую очередь – социологии и права в 10 классе, экономики - в 11 классе)
  • Рассмотрения дополнительного, предусмотренного профильной программой материала, знание которого может проверяться в ходе ЕГЭ.
  • Значительно большей, по сравнению с обычными классами, работы по формированию общеучебных и специальных умений, выполнению практических и самостоятельных работ.
  • Выделения времени для повторения пройденного по курсу материала.

Нормативно-правовая основа образовательной программы по обществознанию:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Приказ департамента Кировской области №5-291 от 12.04.2006 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области.
  • Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 7 города Кирово - Чепецка  на 2012-2013 учебный год.
  • Годовой календарный график муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №7 города Кирово - Чепецка  на 2012-2013 учебный год.
  • Лицензия МКОУ СОШ с УИОП № 7 города Кирово - Чепецка

Также при составлении образовательной программы использовались следующие материалы:

  • Примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
  • Методические рекомендации к составлению образовательных учебных программ// Школьное планирование.-2006.-№6.
  • Методические рекомендации для организации курсов по выбору предпрофильной подготовки по истории и обществознанию/Под общей ред. В.П.Лариной. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004.

Образовательная программа предполагает изучение предмета на базе учебников:

1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.

2. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова.  М.: Просвещение, 2010.

3. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. и др.- М.: Просвещение, 2010.

4. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. и др.- М.: Просвещение, 2010.

5. Право: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ род ред. Л.Н.Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И.Матвеева - М.: Просвещение, 2011.

5. Право: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И.Матвеева - М.: Просвещение, 2011. 

5. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова - В 2 –х  книгах.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Также используются учебники:

  • Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
  • Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вита – Пресс, 2008
  • Линьков А.Я., Иванов С.И., Скляр М.А. /Под ред. Линькова А.Я. Экономика (базовый уровень).1-11 кл.- М.: Вита-Пресс, 2010
  • Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений/ И. В. Липсиц - М.: Вита-Пресс, 2006-2012

Программа предполагает взаимосвязь с другими учебными дисциплинами – историей, МХК, литературой, используя их данные как иллюстративный материал, и является преемственной к курсу обществознания (6 -9 кл.), заложившему основные представления об обществе и месте человека в нем.

Учебно-тематический план. 10-11 класс.

№/п Наименование раздела Кол-во часов
Учебный план. 10 класс.
Введение 1
Общество 16
Человек 17
Познание 10
Духовная жизнь общества 4
Социальные отношения 18
Политика как общественное явление 12
Право как особая система норм 21
Повторение по курсу 2
Итого 102
Учебный план. 11 класс.
Введение 1
Экономика 56
Проблемы социально-политической жизни 13
Правовое регулирование общественных отношений 27
Итоговое повторение 5
Итого 102

Элементы, изучаемые на углубленном  уровне:

Специфика социально-гуманитарного знания: Социальные науки, их классификация. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Введение в философию: Сущность человека как проблема философии. Понятие информации. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания. Социум как особенная часть мира. Типология обществ. Системное строение обществ. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Введение в социологию: Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Демографическая и семейная политика в РФ. Культура бытовых отношений. Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Принцип свободы совести. Социальные проблемы современной России.  Конституционные основы социальной политики РФ.

Введение в политологию: Основные направления политики государства. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование). Выборы в демократическом обществе. Понятие политической культуры.

Введение в социальную психологию: Индивид, индивидуальность, личность. Направленность личности. Социальная установка. Группы условные. Референтная группа. Конформность.

Экономика: Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Свободные и экономические блага. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Выгоды обмена.

Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.

Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба. Необратимые затраты. Средние и средние переменные затраты. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль.

Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Роль государства в рыночной экономике.

 Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Экономический рост, экономическое и общественное развитие. Экономические циклы.

Функции и формы денег. Инфляция и дефляция, виды инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег. Последствия инфляции. Функции и формы денег.

 Виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

Банки и банковская система. Основы денежной политики. Налоги. Фискальная политика государства.

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы.

Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план.

Рациональный потребитель и стимулы[1]. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит.

Особенности современной экономики России.

Право: Происхождение  права . Механизм правового регулирования. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Нормы права в России. Формы (источники) права.  Правотворчество. Общие правила применения права. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Формы государства. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Избирательная система и избирательный процесс. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Объекты гражданского права. Сделки. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг). Гражданско-правовая ответственность. Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Административные правоотношения. Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Особенности профессиональной юридической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Образовательная программа по обществознанию для 10 класса с углубленным изучением предмета.

(жирным шрифтом выделен материал, отраженный в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ ФКГОС базового уровня)

Введение (1 ч.).

Знания, умения, навыки в условиях информационного общества. Понятие информации. Социальные науки, их классификация. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Общество (16ч.)

            Системное строение общества: элементы и подсистемы.(2ч.) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как открытая сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической социальной и духовной сфер жизни общества. Структура общества. Основные институты общества.

            Общество и природа (1ч). Природа. Социум как особенная часть мира. Взаимосвязь природы и общества. Глобальные экологические проблемы.

            Общество и культура (1ч). Окружающий мир как совокупность природы и культуры. Культура - «вторая природа». Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Человек как результат социокультурной эволюции.

            Основные институты общества (1ч). Понятие социального института. Основные социальные институты. Признаки соц. институтов, их виды.

            Социальное взаимодействие и общественные отношения(1ч).

            Типология обществ (2ч.). Виды обществ: простые и сложные, письменные и дописьменные, доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; общественно-экономическая формация, западная и восточная цивилизация, их признаки, отличия.

Многовариантность общественного развития(1ч). Многообразие и неравномерность процессов общ.развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Виды революций.

            Понятие общественного прогресса и регресса(1ч). Реформы, виды реформ. Стагнация. Критерии прогресса.

            Целостность современного мира, его противоречия(1ч). Процессы глобализации и сепаратизм. Становление единого человечества.

            Глобальные проблемы человечества: признаки, причины возникновения, виды.

 (Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 в.) (2ч).

            Повторение(1ч).

 Контрольная работа(1ч).

Человек (17ч.).

            Человек как результат биологической и социокультурной эволюции (2ч). Природа человека. Науки о человеке.

Индивид, индивидуальность, личность(1ч). Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Задатки, способности, талант, гениальность. Самосознание и его роль в развитии личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое и гендерное поведение.

            Социализация индивида(2ч). Социализация и воспитание. Понятие, этапы, агенты и виды социализации.

            Духовная жизнь человека. Мораль, ценности. (2ч). Человек как духовное существо. Духовный мир. Мораль. Стыд и совесть. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм, гуманизм, гражданственность. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

            Потребности и интересы(2ч). Виды потребностей. Мотивы и предпочтения.

Цель и смысл жизни человека(1ч). Взгляды философов и ученых на цель и смысл жизни человека. Сущность человека как проблема философии.

            Философия. Мировоззрение, (1ч.) Виды мировоззрения, их сильные и слабые стороны. Роль мировоззрения в жизни человека.

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное (1ч).

            Самосознание индивида и социальное поведение (1ч). Самопознание и самореализация. «Образ Я». Самооценка.

            Деятельность (2ч). Деятельность как способ существования людей, ее основные виды, структура. Отличия деятельности человека от поведения животных.

            Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Единство свободы и ответственности личности (1ч). Свобода. Выбор, ответственность. Ограничители свободы человека.

            Мышление и деятельность(1ч). Мышление. Соотношение мышления и языка. Виды мышления. Творчество.

Познание (10 ч).

            Познание мира. Формы познания. Проблема познаваемости мира (1ч). Понятие об агностицизме. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственное и рациональное познание; знание, познание, истина.

            Понятие истины, ее критерии (1ч). Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.

            Виды и уровни человеческих знаний (1ч). Научное и ненаучное познание, паранаука; формы ненаучного познания.

            Научное познание: понятие, особенности, уровни, методы (1ч).

            Социальные науки, их классификация. Естественные и социально-гуманитарные науки. (1ч).

            Социальное и гуманитарное знание (1ч). Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Особенности социально-гуманитарного знания.

            Практическая работа по теме «Познание» (1ч).

            Общественная значимость и личностный смысл образования (1ч). Тенденции развития образования, его ступени, формы. Непрерывное образование и самообразование.

            Наука. Основные особенности научного мышления (1ч). Дифференциация и интеграция научного знания. Этика ученого. Наука, ее роль в современном мире.

                 Контрольная работа по теме «Человек. Познание» (1ч).

Духовная культура (4ч.).

            Религия (2ч). Роль религии в жизни общества. Типологии. Мировые религии. Принцип свободы совести. Межконфессиональные отношения. Светское государство. Религия как одна из форм культуры.

            Искусство и духовная жизнь человека (1ч). Виды и жанры искусства. Особенности искусства как формы познания. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Искусство, его формы.

            Понятие культуры (1ч). Культура и духовная жизнь. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Субкультура. Контркультура. Диалог культур.

Социальная сфера (18 ч.).

            Многообразие социальных групп (1ч). Группа условная. Референтная группа. Маргинальная группа. Малая группа.

            Социальный статус и социальная роль (1ч). Социальные роли в юношеском возрасте. Ролевой набор.

            Неравенство и социальная стратификация(1ч). Исторические типы, критерии стратификации.

            Социальная мобильность (1ч). Виды мобильности, каналы социальной мобильности. Миграция. 

            Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение и его типы (2ч). Девиантное и деликвентное поведение, его причины и профилактика. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

            Социальный  контроль и самоконтроль (1ч). Понятие социального контроля. Внутренний и внешний контроль. Основные элементы социального контроля. Социальные санкции как основной элемент социального контроля, его виды.

            Этнические общности и межнациональные отношения (1ч). Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Ментальность. Глобализация и сепаратизм.

            Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ (1ч).

            Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Семейная политика в РФ. Культура бытовых отношений (1ч).

            Повторение по теме «Социальная сфера» (1ч).

            Социальные проблемы современной России (1ч).

            Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России (1ч).

            Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные интересы (1ч).

            Повторение по теме «Социальная сфера» (1ч).

            Контрольная работа по теме «Социальная сфера» (1ч).

Политика как общественное явление (12 ч.).

            Понятие власти (1ч.), ее происхождение и виды. Политика и власть. Типология властных отношений. Политические институты и отношения. Политология как наука.

            Политическая система (1ч.), ее структура и функции. Основные направления политики государства. Признаки государства.

            Государство, его функции (1ч). Классификация функций. Внутренние и внешние функции. Признаки государства.

            Форма государства (1ч.). Понятие, форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. Монархия и республика, виды республик. Федерация, конфедерация, унитарное государство. Местное самоуправление в системе управления государством.

            Типология политических режимов (1ч.). Демократия, ее основные ценности и признаки. Парламентаризм. Делегирование властных полномочий. Проблемы современной демократии.

            Гражданское общество и правовое государство (1ч). Основные черты гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Местное самоуправление в становлении гражданского общества. Правовое государство, его признаки.

            Политический процесс, его формы, особенности в РФ (1ч.). Избирательная кампания в РФ.

            Человек в политической жизни (2ч.). Выборы в демократическом обществе.             Политическое участие и политическая культура

            Повторение по теме «Политика как общественное явление» (2ч.)

            Контрольная работа по теме «Политика  как общественное явление» (1ч.)

Право как особая система норм (21 ч.).

            Право в системе социальных норм (2ч.). Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Механизм правового регулирования. Теории происхождения права. Ранние формы права. Современное понимание права: нормативный и естественно-правовой подход, понятие, признаки, определение.

            Система российского права: основные отрасли, институты, отношения (2ч). Понятие и структурные элементы системы права. Основание деления права на отрасли и институты. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

            Понятие нормы права, ее структура, особенности как социального регулятора (1ч.).

            Источники (формы) права (1ч). Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент, судебная практика. Нормативно – правовые акты: основные виды, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Конституция в иерархии нормативных актов.

            Правоотношения и правонарушения (1ч.) Правоотношения как особый вид общественных отношений. Субъекты (правоспособность, дееспособность) и объекты правоотношений. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды  правонарушений, причины. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.

            Виды юридической ответственности и ее основания (1ч.). Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие.

            Механизм защиты прав человека в РФ (1ч.). Президент – гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

            Правосознание и правовая культура (1ч). Понятие правосознание. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Предпосылки правомерного поведения. Правовое просвещение и воспитание.

            Конституционное право РФ (1ч.). Понятие конституционного права. Конституция: особая юридическая сила, верховенство, прямое действие на территории всего государства.

            Основы конституционного строя РФ (1ч). РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.

            Система органов государства (1ч). Президент-глава государства. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.

            Федеративное устройство РФ (1ч) (вопросы, находящиеся в совместном ведении, ведении Центра и субъектов).

            Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ (1ч). Конституционные права, свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан.

            Избирательное право (2ч.). Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

            Избирательный процесс (1ч). Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

            Повторение по теме «Право» (2ч).

            Контрольная работа по теме «Право» (1ч.).

Повторение по курсу (2ч.)

Итого: 102 ч.

Образовательная программа по обществознанию для 11 класса с углубленным изучением предмета.

(жирным шрифтом выделен материал, отраженный в ФКГОС ОО для базового уровня изучения обществознания (включая экономику и право))

Введение.

 Общество как сложная динамическая система (1ч). Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Экономика (56 ч.)

 Экономика и экономическая наука [2](2ч). Что изучает экономическая наука. Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Свободные и экономические блага. Экономические ресурсы. Производство, обмен, потребление и распределение товаров и услуг. Экономические модели.

            Основы хозяйственной жизни человечества (1ч). Специализация и разделение труда, кооперация, обмен, торговля, бартер. Выгоды обмена. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества.

            Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы (1ч). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей.

            Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности (1ч). Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

            Экономический рост и развитие (1ч). Экономический рост, экономическое и общественное развитие. Факторы экономического роста. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

            Экономические циклы (). Причины экономических циклов. Фазы цикла.

Главные вопросы экономики (1ч). Фундаментальные проблемы экономики: что, как и для кого производить.

            Экономические системы (1ч.). Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

            Рыночная экономическая система (1ч). Основы рыночной экономической системы: право частной собственности, экономическая свобода, конкуренция. Достоинства и недостатки рыночной системы.

            Спрос и предложение (2ч). Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Совокупный спрос и совокупное предложение.

            Конкуренция (1ч). Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

            Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство (1ч). Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Российское антимонопольное законодательство.

            Собственность (1ч). Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.

            Рыночные структуры (1ч). Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.

            Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Акции, облигации и другие ценные бумаги (1ч).

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости (2ч).

Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Минимальная заработная плата, прожиточный минимум, формирование заработной платы. Профсоюзы на рынке труда (1ч).

            Решение заданий части А, В по теме «Экономика» (1ч.).

            Решение заданий части С по теме «Экономика» (2ч.).

            Контрольная работа № 1 по теме «Экономика» (1ч).

Факторы производства и факторные доходы (2ч). Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (2ч). Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба. Необратимые затраты. Средние и средние переменные затраты. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль.

Основные источники финансирования бизнеса (1ч.). Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние.

Предпринимательство и предприниматель (1ч). Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя.

Правовой режим предпринимательской деятельности (1ч). Субъекты предпринимательских правоотношений. Предпринимательское право в РФ.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (2ч.). Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга (1ч.). Понятия менеджмента и менеджера. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. Понятие маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Реклама. Стимулирование сбыта. Бизнес-план.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина (2ч). Рациональный потребитель и стимулы[3]. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит. Культура производства и потребления.

            Решение заданий теме «Экономика» в формате ЕГЭ (2ч.).

            Контрольная работа № 2 по теме «Экономика» (1ч.).

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты (1ч.). Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Роль государства в рыночной экономике.

Налоги и налоговые системы. Налоги, уплачиваемые предприятиями (1ч.). Основные виды налогов.

Роль налогов в жизни общества. Права и обязанности налогоплательщиков (1ч.). Налоговое бремя потребителя и производителя.

Основы денежной и бюджетной политики государства (3ч). Функции и формы денег. Инфляция и дефляция, виды инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег. Последствия инфляции. Основы денежной политики. Налоги. Фискальная политика государства.

Государственный бюджет. Государственный долг (2ч). Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

            Банковская система. Финансовые институты (2ч). Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

            Виды, причины и последствия инфляции (1ч). Понятие инфляции. Причины инфляции: инфляция спроса и предложения. Виды инфляции: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Позитивные и негативные последствия умеренной инфляции.

            Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Государственная политика в области международной торговли (2ч). Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных  глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны.

            Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации (2ч). Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

            Повторение по теме «Экономика» (2ч).

            Контрольная работа по теме «Экономика» (1ч.)

 

Проблемы социально-политической и духовной жизни (Человек в системе общественных отношений)-13 ч.

            Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и идеология (1ч).

            Политическая идеология (2ч). Понятие политическая идеология. Либерализм, консерватизм, социализм, фашизм. Неолиберализм, неоконсерватизм, неофашизм. Роль политической идеологии в современном обществе.

            СМИ в политической системе общества (1ч). Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на население.

            Политическая психология и политическое поведение (1ч.). Политическое сознание. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Многообразие форм политического поведения. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России (1ч.). Типология элит. Элита и контрэлита.

Политическое лидерство (1ч). Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Группы давления (лобби).

Политические партии и движения (1ч.). Типология политических партий. Признаки партий.

            Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (2ч.).

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации (2ч.). Опасность  сектантства.

            Контрольная работа по теме «Проблемы социально-политической жизни» (1ч.).

Правовое регулирование общественных отношений - 27 ч.

            Законотворческий процесс в Российской Федерации (1ч.). Понятие законотворческого процесса, его субъекты и стадии. Право вето. Правотворчество.

            Гражданство в Российской Федерации (1ч.). Основания приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Апатриды, бипатриды, иностранцы, беженцы. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

            Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. (1ч.). Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

            Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения (2ч). Природоохранные и природоресурсные нормы. Структурный характер экологического права. Виды ответственности за экологические правонарушения.

            Субъекты и объекты гражданского права (1ч.). Понятия юридического и физического лица. Правоспособность и дееспособность субъектов, этапы приобретения гражданской дееспособности физическими лицами. Эмансипация, ее условия. Объекты гражданского права, виды объектов.

 Содержание гражданского права. Имущественные и неимущественные права (честь, достоинство, имя). Право на интеллектуальную собственность (2ч.). Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Наследование и его правовая регламентация.

            Способы защиты имущественных и неимущественных прав (1ч.).

            Сделки. Виды сделок (1ч.). Односторонние и многосторонние сделки. Гражданско-правовой договор, его виды (купля-продажа, рента, аренда, подряд и др.)

            Права потребителей (1ч.). Понятие потребитель, производитель, продавец. Срок годности, гарантийный срок. Основные права потребителей.

            Порядок и условия заключения и расторжения брака (1ч.). Семейные правоотношения. Источники семейного права. Семья как юридическое понятие.

            Правовое регулирование личных и имущественных отношений супругов (2ч.). Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья.

            Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг (1ч.).

            Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора (2ч.). Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Содержание трудовых правоотношений, правовой статус работника и работодателя. Коллективный договор. Свобода труда. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.

            Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения (1ч.). Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Понятие и виды трудового стажа.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса (2ч.). Участники гражданского процесса.  Правила арбитражного процесса. Исполнение решений.

Особенности административной юрисдикции (1ч.). Административные правоотношения. Органы, рассматривающие административные дела. Способы рассмотрения административных споров.

Особенности уголовного процесса (2ч.). Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Понятие и цели наказания. Ответственность несовершеннолетних. Суд присяжных. Меры процессуального принуждения. Досудебное и судебное производство. Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе

Конституционное судопроизводство (1ч.), основные принципы и стадии. Право на обращение в Конституционный суд.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (2ч.). Международные документы о правах человека Понятие и система международного права. Субъекты и принципы международного права. Международный договор. Виды международных договоров. Международные документы о правах человека, их содержание. Взаимоотношения международного и национального права. Международные организации: виды и функции. МГП.

Контрольная работа по теме «Право» (1ч.)

Итоговое повторение - (5ч.)

ИТОГО: 102 ч., к/р-5

10-11 КЛ.: 204 ч., к/р-10.

График текущего контроля:

Количество часов Формы контроля
Контрольные работы Тесты Домашние работы
10 кл: 102 ч. 5 20 34
11 кл.:  102 ч. 5 20 34

Для контроля и диагностики результата используются различные способы: контрольные и проверочные работы, практические работы, тестирование (в т.ч. в формате ЕГЭ), реферат, опрос, беседа, зачет, домашняя работа   и т.п.

При планировании и проведении занятий я использую классификацию типов учебных занятий М.А. Данилова, Б.П. Есипова по дидактическим целям и месту уроков в общей системе, т.к. данная типология наиболее часто используется в учебной практике, считается апробированной и имеет положительные результаты.

При проведении учебных занятий использую активные формы обучения: проблемная лекция, беседы (эвристическая, сообщающая, закрепляющая, индивидуальная, фронтальная), семинары, уроки-презентации, дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, деловые игры. Проблемное обучение. Работа в группах, парах, командах. Графические и  табличные способы систематизации и обобщения материала. Индивидуально-групповые задания разноуровневого характера. Тестовые формы контроля знаний.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

 

Методические пособия:

  1. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  2. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  3. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  4. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек, познание»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  6. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество, духовная жизнь общества»- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  7. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 кл. – М.: ВАКО, 2008.
  8. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 кл. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный  уровень: 10 кл. – М.: ВАКО, 2008.
  10. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный  уровень: 11 кл. – М.: ВАКО, 2008.
  11. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова.- М., Просвещение. 2007.
  12. Обществознание: 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ сост. Т.А.Корнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  13. Обществознание: полный справочник/ Под. ред. П.А.Баранова-М.: Астрель, 2011
  14. Обществознание: глобальный мир в 21 в.: 11кл.: кн. Для учителя/ под ред. Л.В.Полякова.- М., Просвещение. 2008.
  15. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. – М.: Вита – Пресс, 2002;
  16. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 кл.- М., Вако, 2008.

Дидактические материалы:

  1. Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ: Астрель, 2009.
  2. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание.11 класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева: 11 кл. - М., АСТ: Астрель, 2011.
  3. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание.10 класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н.Боголюбова: 10 кл. - М., АСТ: Астрель, 2011.
  4. ЕГЭ 2004. Обществознание. Эффективная подготовка /Под. ред. Лазебниковой А.Ю. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  6. ЕГЭ 2010. Обществознание: Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  7.  ЕГЭ -2009, 2010, 2011, 2012. Обществознание: реальные задания/ авт-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова.- М., АСТ: Астрель, 2009.
  8. ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ Под ред. Е.Л.Рутковской. – М.: Национальное образование, 2012.
  9. Задания и тесты по обществознанию: 11 класс / Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; науч. ред. Л.Н.Боголюбов; ред.-сост. Е.И.Жильцова. – М.: Школа – Пресс, 1999.
  10. Котова О.А.,Лискова Т.Е. Обществознание.10 класс. 44 диагностических варианта.-М.: Национальное образование, 2012.
  11. Котова О.А.,Лискова Т.Е. Обществознание.11 класс. 56 диагностических варианта.-М.: Национальное образование, 2012.
  12. Обществознание.10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ/Авт.-сост. И.А. Шемаханова. - Ярославль: Академия развития, 2011
  13. Олимпиадные задания по обществознанию. 9 -11 классы./Авт.-сост. С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель, 2008.
  14. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2012. Обществознание. Учебное пособие./ Е.Л.Рутковская. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  15. Половникова, А.В. Обществознание. Задания с кратким ответом: Часть В. - М., АСТ: Астрель, 2011.
  16. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Старшая школа./ Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. - М.: «Интеллект-Центр», 2006.

Дополнительная литература:

  1. Антология мудрости / сост. В.Ю.Шойхер. - М.: Вече, 2005.
  2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. –Ч.1, Ч.2.
  3. Козарь В.А., Кременев И.Н. и др. Защити себя сам. - Калининград, 2001.
  4. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// История и обществознание для школьников.2010. № 2. С.67-88.
  5. Динисова В. Пишем Эссе по обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе.2004. № 1. С.26-38.

Интернет-ресурсы:

http://shool-collection.edu.ru- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

http://www.ecsocman .edu.ru- образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» ВШЭ

http://www.eeg.ru- макроэкономическая статистика РФ от Мин.финансов РФ

http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html- аналитические доклады по экономическим проблемам РФ

http://referats-tv.stars.ru/link/- перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся

http://www.libertarium.ru/ libertarium/library- Библиотека Либертариума

http://www.lawportal.ru- Юридическая Россия: федеральный правовой портал

http://www.distance.ru- Дистанция: российский образовательный портал

http://www.memo.ru/pravo- Законодательство и права человека

http://www.allpravo.ru/library- Электронная библиотека по праву

http://www.economicus.ru- экономический портал

http://educatcion.rin/ru/- Коллекция образовательных материалов по различным предметам

http://www.edu/nsu.ru/noos/economy- Методические рекомендации по дисциплине «Обществознание»

http://www. auditorium/ru/aud/infex.php- Гуманитарные науки: информационно-образовательный портал

//Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./articles/-%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8">http://psychology@net.ru/articles/-Публикации по социальной психологии

http://psy.rin/ru-  Материалы по психологии


[1]      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2] Выделено курсивом и жирным шрифтом положения стандарта базового изучения предмета (старшая школа)

[3]      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.