Объясню, как смогу, но не буду говорить  ничего окончательного

 и определённого, подобно оракулу Аполлона, а будучи всего слабым  смертным, укажу только  правдоподобные предположения»

М.Т. Цицерон

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

     В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

     К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.

     Исходя из этого, у меня возникла проблема:

- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

-что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?

- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Актуальность представляемого опыта заключается в том, что он соответствует   современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-  ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.

Была поставлена цель и сформулированы задачи педагогической деятельности.

В результате была найдена технология, которая способствует формированию  ключевых  компетенций – метод ситуационного анализа или кейс-технология.          Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.) Новизна опыта заключается в творческом развитии и апробации кейс-метода на уроках истории и обществознания.

Я для себя установил, что кейс-метод в процессе обучения позволяет:

  1. Развивать  навыки  анализа и критического мышления
  2. Соединять теорию и практику
  3. Демонстрировать  различные позиции  и точки  зрения

Достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

  1. Получают коммуникативные навыки
  2. Развивают презентационные умения
  3. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  4. Приобретают экспертные умения и навыки
  5. Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

. Кейс-технологии – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

Таким образом предлагаемая методика кардинально отличается от традиционных технологий как по целям так и по содержанию.

В ходе работы были определены алгоритм создания кейса и структура процесса обучения с использованием кейс-технологии.

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
  • он должен быть проблемным
  • имеющий прецеденты,
  • должен допускать  альтернативные варианты решения
  • кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т . д .“
  1. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации) - ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности)
  2. Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление.
  3. Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

1. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

Возможны следующие блоки ситуационных заданий по истории:

А. По субъекту анализа могут быть задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий и задания, опирающиеся на позицию современного человека.

Б. По источнику анализа задания на основе анализа произведений живописи и задания на основе анализа документа.

Данный метод был использован на проведенном сегодня уроке.

2. Метод ситуационно-ролевых игр.

Тема урока  «Отечественная война 1812 года»  – инсценируется сцена «Совет в Филях». По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де - Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Проблемно-дискуссионную игру  чаще использую в старших классах. 

3. Метод игрового проектирования.

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. В ходе игры развиваются компетентности учащихся - создание юридического документа, совершенствование навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Так при обобщении  темы «Египет»класс разбивается на  5 групп по количеству  тем  в разделе. Каждая группа получает  конверт  с пазлами,  которые  они должны  собрать, дать  название иллюстрациие и определить круг вопросов, отвечающих теме картины и отражающих знания  обучающихся  по данной теме.

            Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Таким образом, войдя во  взрослую жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов и приспособлен к встрече с трудностями.

         Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.

Применяемый мной, метод  способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, что позволило добиться определенных результатов учебной деятельность. (Слайд с ДОСТИЖЕНИЯМИ)

Каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Я ПРЕДЛАГАЮ ПРИНЦИП, КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАЖДЫЙ РЕШАЕТ САМ