Поиск

Предмет: «Музыкальный инструмент и музицирование».

Цель: Научить использовать средства музыкальной выразительности, для создания образов.

Задачи:

- учебно – образовательные:

  • уметь определять средства музыкальной выразительности в произведение (тональность, штрихи, динамика, темп, фразировка, педаль);
  • уметь применять их на практике;
  • научить применять разносторонне знания на практике для создания образов (из области изобразительного искусства, литературы, кино и народного фольклора Норвегии).

 - воспитательные:

  • эстетическое воспитание;

- развивающая:

  • формирование свободы движения в практической деятельности;
  • развитие эмоций, фантазии, своего видения произведения;
  • развитие познавательных процессов обучающегося (мышление, воображение, восприятие, отношение к качеству своей работы).

Тип урока: урок практической работы, комбинированный урок.

Оснащение урока: 2 рояля, нотный текст, записи исполнения данного музыкального произведения другими (профессионалами и учениками разных школ страны). Фото- и видеоматериалы о народном творчестве Норвегии, фольклор, легенды и мифы Норвегии.

  1. Ход урока.
  2. Исполнение произведения целиком, показ домашнего задания, обсуждение первого исполнения, что понравилось, что вызвало трудности дома при подготовке домашнего задания. (если таковые возникли).
  3. Работа над первой частью произведения. Работа над характером (образом) – поиск и обсуждение с ученицей, через какие средства музыкальной выразительности автор показывает нам характер героя, или может он рисует нам образ природы или состояние души. С помощью, каких средств музыкальной выразительности мы можем это определить в тексте (динамика от PP к FF, штрихи и фактура). Фактура первой части более насыщенная и многоэтажная, многогранная. Мелодическая линия прописана в правой руке в 5-ом пальце, что может вызвать сложности в исполнение как в медленном темпе, так и в темпе. Больше звука в 5-й палец, «ведение мелодической линии только через слух». На более ранних этапах работы проучивать только 5-м пальцем как в классе на уроке, так и дома.

Образ, который подходит для первой части – это  образ суровой и холодной Норвегии, с холодным морем в шторм, айсберги, отвесные скалы, фьорды. Самое главное, что может нам помочь в определение границ частей это смена тональности, динамики и штрихов.

Отдельная работа над трудными пассажами в правой и левой руке. Проучивание и прорабатывание технических мест на ощупь, с закрытыми глазами, через ощущения в руке. Отработанное на уроке закрепить дома в домашних занятиях.

  1. Плавный переход ко второй части способствовал полному проигрыванию первой части, чтобы ученица смогла сама переключиться из одного состояния напряженности и страха в мягкий, мелодичный, лиричный сюжет второй части.

Обсуждение нового материала, что изменилось, за счет каких средств? (тональность, Legato, фразировка, педаль, динамика). Все новое: тональность поменялась на одноименный мажор, появилась четкая мелодическая линия, выстроена фраза, фактура стала прозрачной и светлой. В ней стало больше света и тепла. Переливы за счет волн в музыке. Образ, который  здесь представлен отличный от первой части. «Вдруг выглянуло солнце и все переменилось, стало видно горы вдалеке, вокруг все заиграло светом. В дали на склоне, ручеек переливается от солнечного света».

Технически трудных мест во второй части становиться меньше, самым сложным здесь является момент переключения  из одной части в другую, нужно подготовиться к этому переходу психологически, успеть «сбросить руки» и взять «новым звуком» первые ноты, первые аккорды новой фразы, новой части.

Концентрация слухового контроля и внимания 300%, так как от работы ушей зависит успех во второй части.

  1. Компиляция (на уроке не успели, не хватило времени 40 минут) – это стало домашним заданием, найти самой и прочувствовать самой переход от первой части ко второй и возврат в третью часть (реприза первой части). Найти в себе эмоции и чувства, которые бы смогли передать через музыку свои образы.
  2. Рефлексия: диалог с ученицей о домашнем задание, над какими  техническими местами поработать, какими приемами; поискать свои образы, для передачи своего отношения к музыки.