Поиск

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.
  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.
  4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.

Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы  на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».

Вещества:  сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).

ХОД УРОКА

  1. Поприветствовать класс,  объявить тему урока.
  2. Объявить задачи урока.

          Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф.

         Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела, которая может быть измерена.

 вы знаете некоторые физические величины. Назовите их. Каждая величина имеет обозначение и единицу измерения. Например, время обозначается  t, и измеряется в с., мин., час. А с какой новой величиной мы познакомились на предыдущих уроках? Представим себе, что мы пошли в магазин и хотим купить конфеты. Какую  физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет считать. И такое число конфет  составит 6х1023.

  1. Экспресс- опрос (пока учащиеся отвечают, ученик  у доски

вычисляют М веществ: H2O, СО2, H2SО4).

  •  Что такое количество вещества? (шуточное стихотворение)

Расскажу сегодня, что ли,

О зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех –

Просто паника у всех….

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово “моль”

Прост, как небо и трава,

Моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

В моле так молекул много!

  •  Что такое моль?
  •  Сколько структурных единиц содержится в 1 моле?
  •  Через какие величины  можно определить количество вещества?
  •  Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно совпадает?

       Масса 3 моль H2O  составляет _______________

     Масса 20 моль СО 2 составляет ____________

  • Что такое молярный объем?

Теоретическое исследование (все решают задачу 1, а 4 ученика  решают

( индивидуальные задачи)

Задача 1.

В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый эк­ран» в атмосфере, то фотоны с большой  энергией  достигали   бы   поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы  стратосферы)   приходится   по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?

Задача 2. (решают самостоятельно)

Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа,  необходимого для дыхания,   если  в  этой  порции  содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?

Далее 4 ученика, решавшие индивидуальные задачи, проводят взаимороверку, а решавшие самостоятельно все остальные - самопроверку(решение задачи приведено на доске)

 Практическое исследование.

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.

Приступаем к работе

Задание №1. Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада?

                    2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты

Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и  прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).

Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно  по ней вы будете делать вывод.

В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один?  Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на взвешивание и расчёты 7-10 мин.)

Задание№2.Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске)

Как говорится «Повторенье - мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5.

В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:

Какое количество моль воды содержится в этом объёме?

Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на измерение и расчёты 5-7 мин.)

Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?

Что нужно для этого знать?

Все расчёты делаем в Таблице расчётов.

(на выполнение 10 мин.)

После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе.

Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.

Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их на листке Таблице расчётов).

Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.


Приложение 1.

Правила взвешивания.

  1. Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.
  2. Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов.
  3. Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.
  4. Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.
  5. Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.
  6. После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты.

Приложение 2.

Измерение объёма с помощью мерного цилиндра.

  1. Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу.
  2. Вспомните, как правильно определить цену деления:

а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.

4. Запишите результаты измерения.

Приложение 3.

Таблица расчётов.

Название вещества Масса вещества Молекулярная формула Молярная масса Объём вещества Плотность вещества Вычисления

Итак, сформулируем вывод по исследованию:  Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.

Рефлексия:

Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?.

Домашнее задание:

Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58                   


Карта исследования по теме:

 «Количество вещества. Моль. Молярная масса».

Цель работы:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро.
  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объёма с помощью весов и измерительного цилиндра.

Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага.

Вещества: Вода, сахар рафинад.

Порядок выполнения работы:

  1. Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1).
  2. В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, и одиннадцать атомов кислорода.
  3. Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу.
  4. На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
  5. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объёме.
  6. Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2).
  7. Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 50 мл.
  8. Сделайте вывод по работе. 

Дополнительные задачи:

  1. Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит – 8 руб.?
  2. Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе (аллотропное видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2грамма?

Индивидуальные задачи

ВАРИАНТ №1

         1.Сколько моль составляют 6,2 г белого фосфора P4?

             2. Найти количество вещества и массу 1,2х1023 молекул водорода.

ВАРИАНТ №2

  1. Сколько моль составляют 5,6 г железа?
  2.  Найти количество вещества и число молекул, составляющих 6,4 г кислорода.

ВАРИАНТ №3

  1. Сколько моль составляют 14,2 г хлора Cl2?
  2. Найти число молекул и массу 0,4 моль водорода.

ВАРИАНТ №4

2. Сколько моль составляют 5,6 г кремния?

3. Найти количество вещества и массу 2,4х1023 молекул кислорода.

 Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?