Поиск

Цель:  подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой  деятельности (КВН).

Задачи:

  1. Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;
  2. Формирование  личностных качеств: мышления (умения анализа, сравнения, мобильности), самостоятельности, ответственности, умения работать в группе;
  3. Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение);
  4. Совершенствование коммуникативной компетенции через умение работать в группе;
  5. Воспитание стойкого познавательного интереса к  химии, всесторонне развитой личности.

Технологии: игровая технология, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология критического мышления.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы работы:  игровой метод, наглядный метод, метод дифференцированного подхода;

Ход вечера

На сцену выходят ведущие – юноша и девушка.

1й ведущий:

Мы открываем КВН,

Веселый клуб друзей.

Отложим горе всех проблем,

С друзьями веселей.

2й ведущий:

Наш КВН расскажет всем

Про радость, смех и шутки,

Пускай коснуться трудных тем

Веселые минутки.

 1й ведущий:

Перед началом соревнования познакомимся с членами жюри «Клуба Веселых и Находчивых».

2й ведущий объявляет состав членов жюри: завуч школы, по одному ученику от 9,10,11 классов. На столе перед каждым членом жюри находится табло для оценки конкурсов с цифрами от 1 до 5

1й ведущий:

Начинаем конкурс «Визитная карточка». Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» – это эмблемы и название команды, а так же приветствие жюри, соперникам, болельщикам.

Конкурсы оценивают по 5-ти бальной системе. Пожалуйста, Команды на сцену.

На сцене появляются команды. «Моль», что означает: «Молодой Отряд Лаборантов», «Ь» и буква «М», «О», «Л» прикреплены на спинах членов команды.

Приветствие жюри

Здравствуйте зрители,

Здравствуйте  соперники,

Здравствуйте, наше многоуважаемое жюри.

Мы собрались сегодня в этом зале

И говорим с волненьем в этот час:

«Жюри, жюри – оно одно у нас,

Мы любим вас.

Любовь еще быть может,

В душе угасла не совсем.

Но пусть ничто вас не тревожит,

Прибавьте балл командам всем.»

Приветствие соперника:

Любви, надежды, тихой славы

Не долго нежил нас обман…

Исчезли радости, забавы,

И вот пришла удача к намb  bас горит еще желанье,

Чтоб нас догнать и перегнать.

И ты, соперник, постой,

Ведь ты уже не за горами,

Не соревнуйся вместе с нами.

Приветствие болельщикам:

Болельщики, болельщики!

Везде и всюду:

И на футбольном матче вы,

И на турнире шахматном,

Ну и конечно, везде вы,

Где весело, где радостно,

Где бой пока что не кипит,

есть жюри –

Вы в зале КВН

Команда уходит со сцены под песню

Ни математик, ни физики,

 Но сожалений горьких нет.

Мы начинающие химики, да!

И знаем химию на 5!

1й ведущий:

Спасибо!

2й ведущий:

Приглашаем на сцену команду «Медь»

На сцену выходит команда «Медь», название которой означает «Мы едины!».

Участница:

Наш девиз: « Купрум  лежит глубоко, его откопать не легко. Чтобы про медь вы получше узнали, для этого мы выступаем.» ( Уходит за кулисы).

На сцене – остальные члены команды, они поют:

Что такое Купрум – это тело,

Тело светло розового цвета,

Купрум растворяется в H2SO4

Купрум применяется в проводке.

Про купрум в школе учили на 5,

Чтобы в дальнейшем экзамен наш сдать,

Если про купрум не будешь учить,

Сложно в дальнейшем прожить.

Приветствие жюри

Из-за химии сегодня состоится КВН.

Вы, жюри мое родное, оцените нас

скорей.

Я не хотел играть, я не хотел играть,

Но почему-то пошел.

А ты не знал тогда и полагать

не мог,

О, как это хорошо.

Приветствие соперникам

11  по школе пробегает,

Соперники они, но все-таки друзья,

Они не лучше нас, но и не хуже

тоже,

И вы поймите нас, ведь это же

игра.

Приветствие болельщикам

Там возле сцены много кресел,

Там КВН сейчас идет.

Болеть за нас сюда пришли вы,

И кто не знает, пусть поймет,

Мы ждем аплодисментов,

Мы верим в вас,

Мы верим вам,

Так не жалейте вы ладоней

И хлопайте скорей нам.

На сцену выносятся таблицы: растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов и периодическая таблица

2-Й ВЕДУЩИЙ. Сейчас приведем разминку. Командам было дано задание подготовить для своих соперников по пять вопросов. Начинает команда «МОЛЬ». Жюри оценивается правильность ответов так и время за которое будет дан ответ. Затем задает вопросы команда «МЕДЬ».

Задания команды «МОЛЬ»:

1.  В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

1) K → Na→ Li 2) Na → Mg → Li 3) O → S → Se 4) C → N → O

2.  Какую электронную конфигурацию атома имеет химический элемент, формула высшего оксида которого R2O7?

1) 1s22s22p63s1 2) 1s22s22p63s23p5 3) 1s22s22p63s23p64s1 4) 1s22s1

3.  Усиление металлических свойств простых веществ происходит в ряду:

1)  Ba – Ca – Be 2) Ca – Ba – Be 3) Ba – Be – Ca 4) Be – Ca – Ba

4. Наиболее активным металлом  четвертого периода является:

1)  калий 2) кальций 3) железо 4) германий

5. Электроотрицательность элементов уменьшается в ряду:

1)  N, P, As 2) N, O, F 3) Li, Be, B 4) Se, S, O

Задания команды «МЕДЬ»:

1. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

1) атомный радиус 2) заряд ядра атома 3) число валентных электронов в атомах 4) электроотрицательность

2. В ряду химических элементов Na → Mg → Al → Si

1) увеличивается число энергетических уровней в атомах 2) усиливаются металлические свойства элементов 3) уменьшается высшая степень окисления элементов 4) ослабевают металлические свойства элементов.

3. Кислотные свойства гидроксидов усиливаются в ряду:

1)  H2SeO4 – HBrO4 – HClO4 2) HBrO4 – H2SeO4 – HClO4 3) H2SeO4 – HClO4– HBrO4

4)  HClO4– HBrO4 – H2SeO4

4. Химический элемент расположен в третьем периоде и IIIА подгруппе ПСХЭ. Его гидроксид:

1)  основный 2) амфотерный 3) несолеобразующий 4) кислотный

5. Среди всех элементов главной подгруппы IV группы элемент свинец обладает:

1)  самым большим радиусом атома 3) наименее выраженными металлическими свойствами

2)  самой высокой валентностью 4) самой высокой электроотрицательностью

Жюри оценивает конкурс.

1-й ВЕДУЩИЙ. Следующий этап нашего вечера – домашнее задание.

Каждая предварительно получила задание изобразить сценку.  «Школьная жизнь на уроках химии».

Предоставим командам время подготовиться, а пока экспериментальная пауза.

Демонстрация опытов, например окрашивание пламени:

Na+  - желтый цвет;

K+  - фиолетовый цвет;

Rb+  - темно-красный.

2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо за интересный опыт. Я думаю, команды успели подготовиться к нашему театральному конкурсу. Жюри будет оценивать юмор, остроты, находчивость, а также артистизм.

1-й ВЕДУЩИЙ. На сцену приглашаются команды «МЕДЬ», «МОЛЬ».

Оценка жюри домашнего задания.

2-й ВЕДУЩИЙ. Сейчас от каждой команды по одному знатоку химии. Нужно выполнить задания. Кто это сделает быстрее и правильнее? Знатоки, пожалуйста, на сцену …

Задания

Формулы веществ                            Классы (группы) соединений

А) Mn2O7, HNO3;                                1) Основание, средняя соль;

Б) Cr2O3, H2SO4;                                 2) амфотерный оксид, кислота;

В) NaHCO3, KOH;                               3) кислотный оксид, кислота;

Г) CuOH, KCl.                                     4) кислая соль, основание;

                                                              5) амфотерный оксид, основание.

Название вещества                                    Общая формула

                                                                      гомологического ряда

А) Бутадиен-1,3;                                           1) CnH2n;

Б) циклопентан;                                            2) CnH2n–2;

В) 2-метилбутан;                                           3) CnH2n–6;

Г) метилбензол.                                            4) CnH2n+2;

                                                                       5) CnH2n–4.

Схема реакции                                                        Изменение степени

                                                                             окисления восстановителя

A)I2 + KОH = KI + H2O + KIO3;                           1)N+5             N+4

 Б) NH4NO3 → N2O + H2O;                                    2)I20               2I+5

 B) I2 + KОH → KI + H2O + KIO3;                         3)N-3              N+1

Г) NO2 + H2O → HNO3 + HNO2                            4)N+4             N+5  

                                                                                   5)I20              2I+5

                                                                                   6)N+4            N+3

Название оксида                                                         Группа оксидов

А) Оксид азота(V);                                                     1) Несолеобразующий;

Б) оксид азота(I);                                                       2) основный;

В) оксид кальция;                                                      3) амфотерный;

Г) оксид хрома(III).                                                    4) кислотный;

                                                                                      5) смешанный;

                                                                                      6) двойной.

Название вещества                                                     Функциональная группа

А) Анилин;                                                                       1) Гидроксильная;

Б) пальмитиновая кислота;                                             2) карбонильная;

В) этаналь;                                                                       3) аминогруппа;

Г) глицерин.                                                                     4) карбоксильная;

                                                                                           5) альдегидная.

1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо знатокам.

Предоставим жюри посовещаться, а пока экспериментальная пауза.

Демонстрация опытов: «Дым без огня», «Извержение вулкана».

Оценка жюри итогов конкурса.

1-й ВЕДУЩИЙ. Пока художники рисуют, мы проведем традиционный конкурс капитанов. Капитаны, на сцену! Задание первое. Перед вами шахматные часы. Нужно по очереди называть металлы периодической таблицы Д. Менделеева. Правило такое: назвал металл – нажал кнопку. Продолжительность – 1 минута. Итак, дорогие капитаны, вам слово.

2-й ВЕДУЩИЙ. Второй конкурс для капитанов: правильно написать химическое уравнение, расставить коэффициенты. Задание на время.

Задание для капитанов:

KMnO4 + Na2SO3 + … → Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + … .

Оценка жюри результатов конкурса.

Конкурс лаборантов.

На сцену приглашаются по одному лаборанту от команды. Лаборанты должны за короткое время провести два опыта.

Опыт 1 . Зажечь спиртовку стеклянной палочкой (необходимое оборудование находится на столах).

Опыт 2. Превращение воды в вишневый сок.

Оценка жюри результатов конкурса лаборантов.

После подведение итогов проводится конкурс болельщиков.

Вопросы болельщикам команды «МОЛЬ»
  1. Что такое бордоская жидкость? Для каких целей ее применяют? (Бордоскую жидкость получают, смешивая медный купорос и известковое молоко, и применяют для опрыскивание зеленых растений с целью борьбы с болезнями деревьев и кустарников.)
  2. Какая вода хорошо смывает пятна от фруктов? (Хлорная вода)
  3. Какая мука увеличивает количество хлеба, хотя для выпечки не применяется? (Фосфористая мука – фосфорное удобрение – при внесении в почву повышает урожай зерновых культур)

Вопросы болельщикам команды «МЕДЬ»

1.  Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания летом? (Сосуд с молоком поставить в таз с водой и накрыть салфеткой, чтобы ее края находились в воде)

2 Почему на хлебе во время выпечки образуется корочка? (Во время выпечки крахмал  содержащиеся  в муке  частично  переходит  в декстрины которые склеивают крахмальные зерна в румяную корочку)    

3 Почему у большинства народов  соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?(в древности соль была ценным подарком)

1-ый ведущий. Наш КВН подходит к концу, жюри объявляют результаты.