Поиск

Тема  урока:«Изображение  характера и настроения музыки в  рисунке на примере сюиты Эдварда Грига  «Пер Гюнт».

Тип урока :Урок обобщения и систематизации материала .

Цель урока:

Раскрыть  взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи.Развивать способность детей эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи:

Воспитательные :

  • Обогащение  духовного мира учащихся.
  • Формирование способности эмоционально воспринимать художественные произведения.
  • Формирование умения взаимодействия в группах , слаженности , взаимопонимания .

Обучающие :

  • Ознакомление с выдающимися  мировыми  произведением музыки
    • Обобщить и закрепить знания детей о таких понятиях как музыкальное произведение «сюита» ; фрагмент муз. произведения ; танцевальность, песенность,  маршевость; увертюра ,финал.
    • Умение отразить , посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения услышанного в музыке при помощи изобразительных приемов ранее изученных на уроках ИЗО.
    • Формировать понимание средств , которыми передается  настроениемузыкального произведения
    • При помощи цвета и динамики линий выражать свои эмоции на бумаге.

          Развивающие:

  • Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом,
  • Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
  • Развивать умение выражать мысли и чувства через цвет, форму , экспрессию линий, отрабатывать навык техники рисования пастелью.

 Формирование  универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения , к чувствам человека.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия  музыки и произведений живописи.
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
  • прослеживать взаимосвязь произведений различных видов  искусства.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности

Демонстрационный материал

  1. Слайды : портреты Г.Ибсона и Э. Грига
  2. .Музыкальные произведения :
  • П.И.Чайковский Времена года «Декабрь»
  • Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Т.Попатенко «Скворушка»

Оборудование:

  • Проектор
  • Экран
  • Мольберт
  • Доска
  • Музыкальные инструменты: синтезатор.
  • Персональные компьютеры
  • Круги с разной цветовой гаммой
  • Бумага для пастели, пастель.

   Ход урока:

  1. Вход в класспод музыку П.Чайковского «Времена года. Декабрь»
  2. Орг. момент.
  3. Определение темы урока

/ Учитель музыки/

– Какая музыка звучала , когда вы входили в касс? Назовите характер произведения.  Особенности произведения. Какой элемент вы услышали в произведении? (танцевальность)

( музыкальный ряд сопровождается видео с изображением – картины художник К.Горбатова «Зимний пейзаж» , которую дети уже видели на уроках ИЗО)

/ Учитель ИЗО /

- Ребята , мы уже много говорили о том  , что произведения литературы ,музыкальные и художественные имеют  нечто общее .Это то , для чего они создаются .

-Для чего создаются эти произведения?(чтобы пробудить в человеке чувства, эмоции,  они учат людей доброму и прекрасному … )

- Как вы думаете , о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте попробуем сформулировать тему урока.

( речь пойдет о связи видов искусств)

На экране тема урока : «Изображение  характера и настроения музыки в  рисунке…

/ Учитель музыки /

 -Давайте же проверим эту взаимосвязь на уже знакомом нам музыкальном произведении …

( звучит фрагмент «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»).

/ Учитель музыки /

- Назовите это произведение .

(Эдвард Григ,  сюита «Пер Гюнт» по драме Генрика Ибсона «Пер Гюнт» .

- Правильно,  и тема нашего урока будет на примере этого произведения.

/ на экране окончание темы «… на примере сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»/

- Ачто такое сюита ? (cюита -)

- Ребята , расскажите , а что вы знаете о создании этого муз. произведения? (норвежский писатель Г. Ибсон написал драму «Пер Гюнт» , а норвежский композитор Э.Григ написал сюиту по сюжету драмы)

/ На экране портреты создателей произведений /

-Немного о драме (кратко сюжет)

  1. Работа по группам( 4 группы по7-6чел / Учитель ИЗО /

- Ребята , вы уже хорошо знаете это произведение . Поэтому мы предлагаем вам интересное задание . На столах  у вас стоят компьютеры , каждой группе предлагается прослушать свое произведение , чтобы не мешать друг другу, вы будете это делать через наушники.( инструкция о воспроизведении музыки )

/ Дети слушают фрагменты из сюиты , каждая группа свой фрагмент /

- Прослушали ?Теперь тихонечко посовещайтесь в своей группе правильно ли вы узнали произведение .

/ дети совещаются /

 - Так вот , вам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому фрагменту. Скажите , а о чем надо задуматься чтобы изобразить услышанное ?

( настроение , цвет ,  характер линий…)

-Теперь посовещайтесь в своей группе, каков  сюжет фрагмента , характер , настроение   и какие цвета надо выбрать для изображения .

- На мольберте висят круги определенной цветовой гаммы.  На столе лежит пастельная бумага тоже разных цветов. Посовещайтесь какую основу вы выберете и какие цвета . Затем выделите 1 человека , который заберет бумагу и цветовую гамму.

/ команды обсуждают  какая цветовая гамма подходит к характеру звучавшего произведения. Представитель команды выходит и выбирает цветную гамму и  пастельный лист определенного цвета.  Команды садятся за столы и обсуждают сюжет , который они будут изображать .

 - Теперь  представители команд по очереди выходят , вывешивают свой рисунок , а остальные дети должны определить  фрагмент из сюиты, который  слушала их команда по рисунку./Прослушивание  фрагмента вместе с просмотром рисунка ./

Дети сопоставляют характер рисунка и музыки. Дети обсуждают : смогла ли команда передать характер фрагмента , задают вопросы по выбору цвета и т.д.  После обсуждения представитель команды с рисунком садится на место. )

4 . Новое понятие

/ Учитель музыки/

- Ребята , вы уже знаете чем заканчивается музыкальные  произведения ( это финал ) .А сегодня я расскажу чем начинаются муз. произведения . Они начинаются УВЕРТЮРОЙ . Прочитайте что такое УВЕРТЮРА на экране . вклейте в свои тетради определение с понятием УВЕРТЮРА ( раздет листочки )

- А теперь давайте послушаем увертюру к сюите «Пер Гюнт»,  но не просто послушаем , а попробуем изобразить ее припомощи тех рисунков , которые вы сделали . Услышав  свой фрагмент , представитель команды выходит с рисунком к доске .

/ Дети слушают  увертюру к сюите «Пер Гюнт» и выстраивают видеоряд увертюры /

- С помощью ваших иллюстраций к сюите мы смогли не только услышать , но и увидеть музыку.

5 .Подведение итога :

/ учитель ИЗО/

- Давайте же из услышанного , увиденного и сделанного своими руками сделаем вывод : что руководит композиторами в написании музыки и художниками в написании картин ? (Чувства , эмоции, которые они передают нам зрителям и слушателям .)

- А какие чувства? (На примере сюиты.)

( дети перечисляют чувства, вызванные произведением)

Заключение .

/ Учитель музыки/

- Все сказки имеют счастливый конец. Но это особенное произведение и мы знаем что эта история с грустным концом. Какую песню из нашего репертуара , созвучную с настроением  этого произведения, мы можем с вами исполнить ?

/Звучит  песня Скворушка. На экране слова песни для гостей /

- Но не будем заканчивать урок на такой грустной ноте и давайте споем для всех гостей песню об учителях.

Звучит песня «Кто самый добрый»

/ Учитель ИЗО/

- Большое спасибо , ребята , за хорошую работу на уроке ,  ждем вас на следующих  занятиях , на которых вы узнаете еще много интересного. А всем гостям - спасибо за внимание!

          /Выход из класса под увертюру./