Поиск

Заниматься изобразительной деятельностью с маленькими детьми я начала более двадцати лет назад. Была разработана программа, учебные планы и все, чему положено быть для отчета. Но в эти официальные бумаги никак не вписывается самое главное - свои впечатления, открытия, выводы, которые и наполняют смыслом практический опыт педагога. Говоря об изобразительной деятельности детей дошкольного возраста необходимо подчеркнуть особенности этого процесса как важного этапа общего и эстетического развития детей.

Как правило, группу младших учеников составляют мальчики и девочки, посещающие детские сады. Это означает, что они приходят в художественную студию, уже имея опыт рисования и лепки под руководством воспитателя. Родители также влияют на своего ребенка, который рисует, лепит или конструирует дома. Хорошо, если это влияние благотворно, способствует творческому развитию, стимулирует интерес ребенка к самостоятельной художественной деятельности. Но, к сожалению, чаще приходится отмечать, что мало родителей, понимающих важность первых попыток самовыражения, которые делают их маленькие доморощенные художники. Сколько вредных советов, неграмотных и необъективных оценок слышат дети от взрослых людей. В беседе с мамами « новеньких» учеников (к сожалению, количество отцов на родительских собраниях, как правило, минимально) необходимо объяснить, что применение «взрослых» критериев к творчеству ребенка решительно невозможно.

Миру детства свойственны другая структура ценностей, особенности образного, а не логического мышления. Диктат родителей или воспитателей – страшная сила, способная подавить индивидуальность ребенка, надолго лишить его уверенности в себе, свободы и вдохновения в художественном творчестве, всего того, что отвечает уникальным потребностям его личности.

     На первом занятии я всегда рисую детям знаки, представленные на рисунке 1. 

 Razvitie tvorcheskih sposobnostey izo 1

Рисунок 1.

На вопрос, что они обозначают, всегда слышишь радостное дружное: «Елка! Солнце! Горы!..». И если по-актерски выразительно изобразить удивление и спросить, где и когда дети видели в природе такие елки, солнце и горы, скоро немного растерявшиеся дети скажут, что нигде и никогда. И с этого момента можно рассчитывать на самое интересное. Бывшая «елка»  трактуется теперь как скелет рыбки, перо или часть стрелы индейца, бывшее «солнце» становится морским ежом или лохматой головой, а «горы» -узором, пилой, зубами и т.д. Конечно, принятая система знаков сама по себе необходима нам для удобства, но для маленьких детей этот прием трансформации знака в «другое» уже воспринимается ими как приглашение в новую жизнь, где есть место игре, фантазии, свободе. А потом  на следующих занятиях  ребята превратят «загогулины» в сказочные забавные фигуры людей, зверей, птиц или «незнакомых науке» фантастических существ (рисунок 2) ,

 Razvitie tvorcheskih sposobnostey izo 2

Рисунок 2.

нарисуют красками веселую неразбериху, потому что «краски расшалились» (рисунок 3).

 Razvitie tvorcheskih sposobnostey izo 3

Рисунок 3.

Маленькие дети – хорошие и благодарные ученики, они с удовольствием будут выполнять задания на самые разные темы, знакомиться с новыми материалами и графическими приемами, постепенно освобождаясь от стереотипного подхода к решению композиции и образов. Развитие творческого, а не шаблонного мышления является одной из главных задач на первом этапе обучения изобразительному искусству. Для каждого ребенка, независимо от степени одаренности, свобода творчества это импульс для роста индивидуальных способностей. Но, восхищаясь необычными детскими рисунками, педагог не должен довольствоваться ролью распорядителя сцены для проявления детской индивидуальности. «Спонтанное» детское творчество, в котором ясно виден врожденный художественный инстинкт, очень помогает в работе с дошкольниками. Но всегда педагог – главное действующее лицо, организатор воспитательного процесса, хотя целью этого процесса остается развитие индивидуальности ребенка. Особенно в современных условиях, когда мы видим дегуманизацию общества, быстрый рост вредного растлевающего влияния визуального и информационного пространства, ответственность педагога как воспитателя многократно возрастает. Большинство детей детсадовского возраста любят барби и спайдерменов, компьютерные «стрелялки», читают книжки с однообразными и безвкусными картинками и даже знают, что такое «ужастики».

Как помочь нашим детям вернуться в нормальное доброе счастливое «детское» детство?!

Правильное эстетическое воспитание поэтому и приобретает все большее значение для формирования здоровой гуманной творческой личности. И изобразительное искусство как гуманистический предмет вносит уникальный вклад в воспитание детей. Тем более, что, по мнению многих педагогов, психологов, физиологов, изобразительное искусство – особый вид деятельности, имеющий преимущества перед другими видами занятий, развивающими индивидуальные способности детей. Занятия музыкой, пением, танцами так или иначе предполагают определенную подготовку, освоение специальных навыков, в то время как изобразительное творчество предоставляет возможность выражать свои идеи сразу и разнообразными средствами.

Составляя программу обучения для детей младших классов мы поставили целью не только привлечение детей к изобразительному искусству, но, что неизмеримо важнее, развитие их индивидуальных личностных творческих и интеллектуальных способностей, воспитание социально - позитивного отношения к окружающему миру. Наши младшие ученики любят «художку»  и за то, что там «интересно рисовать», и за то, что на каждом занятии им почитают книжку «для души», расскажут новенькое «для ума», поиграют, за то, что здесь каждый ребенок «свой».