Для занятий по изобразительной деятельности часто возникает необходимость в тонировании бумаги для рисования. Для воспитателя это достаточно унылая работа. Предлагаю способ, при котором дети научатся делать это самостоятельно и быстро, что ещё и поможет создать эмоциональное настроение для более творческого самовыражения. Педагог, зная тему предлагаемого занятия по рисованию, может направить детей на создание красочного фона, выставляя те или иные цвета жидкой краски. Краска эта может быть приготовлена из пищевых красителей, которые продаются для окрашивания пасхальных яиц.

         По опыту работы мне известно, что дети делают этот фон (мы его называем – настроение) с удовольствием, им нравится живое смешивание жидких красок, когда один цвет, вливаясь в другой, образует новые оттенки. Сразу рождаются образы (лес, горы бабочка, облака и т.д.), пробуждается фантазия.

         Жидкую краску можно приготовить в банках по 0,5. Она хорошо хранится и хватает её надолго. На двоих детей краска разливается в маленькие баночки (из-под детского питания), 3-4 банки (от количества используемых цветов), они ставятся на поднос. Для предлагаемого занятия можно взять 3-4 цвета: синий, фиолетовый, зеленый, изумрудный.

         Листы бумаги приготовить с «сюрпризом»- нарисовать восковым белым мелком или свечой елочку, деревце, облачко или сугроб. Сюрприз должен располагаться  у края листа, чтобы потом не мешать рисунку детей.

         Большое значение для этого первого занятия имеет своевременность его проведения. По календарю - это конец ноября, начало декабря. Поскольку, занятие называется «Снеговик», важно, чтобы дети ощутили радость от первого снега, удовольствие от лепки снеговиков.

«Снеговик»

Программное содержание.

         Вызвать интерес к новому изобразительному материалу (жидкой краске) и научить им пользоваться. Дать представление о Снеговике, как о добром снежном человечке, помогающем чистить улицы от снега по ночам. Побудить к созданию портрета сказочного образа. Закрепить умение изображать округлую форму, дополнять изображение мелкими деталями (нос-морковка, ведро, метла и т.д.)

         Предварительная работа.

         Игры со снегом, лепка Снеговиков, чтение стихов.

         Материалы:

  1. бумага акварельная формата А3 с небольшим «сюрпризом», нарисованном свечой
  2. жидкая краска, налитая в маленькой баночке (3-4 цвета на двух детей)
  3. поднос для баночек
  4. гуашевые краски
  5. плоская жесткая кисть № 11 для жидкой краски
  6. круглые жесткие кисти № 6
  7. тряпочки
  8. для проведения игры: любая веселая музыка

     для появления «Снеговика»: музыка Д.Кобалевского «Песня о герое»

  1. игрушка снеговик с кистью
  2. большой конверт с листами бумаги

Ход занятия.

 

         Дети собираются у столов. Воспитатель обращает внимание на заснеженные улицы, спрашивает, как люди убирают с дорожек снег. Приходит почтальон-приносит большой конверт, в котором листы с «сюрпризом». Почта от Снеговика, с просьбой о помощи размести снег с листочков. Воспитатель предлагает большими кистями (они похожи на метлы) с помощью жидкой краски закрасить лист (размести снег). Показывает, как это делать. Говорит, что можно пробовать разные цвета, главное, чтобы «снежных пятен» не осталось. Дети принимаются за работу. «Шустрики» обнаруживают не закрашивающиеся рисунки, восклицая, сообщают об этом всем. Остальные «подтягиваются», так же стараясь у себя увидеть необычное.

Таким образом, быстро закрашивают лист. Первый раз на это уйдет 5-8 минут. Листам нужно просохнуть. В это время предложить детям игру-понарошку: под веселую музыку «поиграть» в снежки, а затем «вылепить» Снеговиков. На это потребуется от 3-5 минут. Когда все Снеговики «вылеплены», дети возвращаются к столам, любуются листами оживленно, переговариваются. Звучит торжественная музыка и у воспитателя появляется игрушечный Снеговик. Он благодарит детей за помощь, хвалит их. В свою очередь дети благодарят его за «волшебные» листочки. Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет Снеговика гуашью. Напоминает как «липили» Снеговика – большой комок, средний, маленький. Снеговик подсказывает, что нос он любит из морковки, шляпу из ведра и т.д. Ещё Снеговик любит сугробы и когда идет снег.

         Портреты готовы, Снеговик благодарит каждого: за самое красивое ведро, метлу, за вкусный нос, искрящиеся глаза, глубокие сугробы, нежные снежинки. Снеговик может погладить ребенка по голове, по плечу, поцеловать в носик или щечку, дернуть за косичку, за чубчик и т.д.

         Совет.

         Второе занятие с жидкими красками можно проводить без подкрепления интереса восковым рисунком. На третьем занятии это нужно сделать обязательно. Дальше подкрепление нужно делать изредка, чтобы сохранить интерес, так как это помогает выдерживать хороший темп в работе и эмоциональный интерес.

         На основе различных сочетаний жидких красок можно создавать фон для очень многих детских рисунков. В подготовительной группе такое тонирование занимает менее минуты

         Желаю успехов.