Поиск

«Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения России невозможно без опоры на культурное и духовное наследие народа, которое веками формировалось под влиянием Православия и высоких духовно-нравственных ценностей. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

Духовно-нравственному воспитанию в системе образования отводится ключевая роль. Образование - это не только и не столько получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.

Поэтому духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность всех структур нашего техникума, в том числе и библиотеки, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.

И то, какие духовно-нравственные ценности мы заложим в наших студентов, такие духовно-нравственные качества они внесут в жизнь общества.

Духовность  –  свойство  природы  самого  человека,  это-то  уникальное,  исключительное, важнейшее,  что  отличает  человека  от  других  самых  высокоразвитых  живых  существ,  это  то, что  даже  трудно  определить словами.  Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. 

 Без  духовности  нельзя  нести  жертвы  и  совершать  подвиги.

Отличительная  черта  духовного человека  –  это  его  уравновешенность  и целостность,  искренность,  полная  гармония  с  самим собой  и  миром,  в котором  живёт  такая  личность.  Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к  искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным.

Таким образом,  можно  ответить кратко  –  духовность  это  любовь, доброта,  красота, творчество,  знание  и  свет,  который  несёт  человек, обладающий  этим качеством души.

Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры     является  искусство.  Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает его с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Сострадая, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.

«Искусство – это время и пространство, в котором живёт
красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так искусство выпрямляет душу.
Познавая ценности искусства,
человек познаёт человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного…»

В.А.Сухомлинский

Поэтому в своей работе со студентами библиотека всегда планирует мероприятия по  изучению русского изобразительного искусства,  музыки, знакомит с крупнейшими художественными музеями, такие как:

- «Основатель Третьяковской галереи» (заочная экскурсия по Третьяковской галерее);

- «Картины Третьяковской галереи;

   Книжные выставки: - «Природа в зеркале искусства»;

                                      - «Творцы художественной кисти»

Например, обсуждались репродукции: В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». Вот так в 19 веке дети зарабатывали себе на жизнь;

-картина Ильи Репина «Бурлаки на волге». Сюжет прост: горстка потерявших всякую надежду на лучшую жизнь, задавленных нищетой людей тянут за собой прекрасный корабль со спущенными парусами. Пустынный берег с резкими палками и валунами на песке ещё больше выделяет бурлаков. Кажется, что мир вокруг них нереален, он растворяется, и остаются одни лишь бурлаки наедине со своей страшной судьбой. Каждый герой картины Репина индивидуален. Кто-то ещё не потерял веру в будущее и тянет лямку вперёд, кто-то плетётся еле-еле, уже ни на что не надеясь. Были ещё  репродукции, и  в глазах у некоторых студентов, при обсуждении этих картин, можно было увидеть и грусть, и глубокое искренне сочувствие и сопереживание героям.

После просмотра картин, вместе со студентами мы сделали вывод: картины этих художников написаны более века назад, но остаются популярными до сир пор именно потому, что на них изображена жизнь обыкновенных людей. Пусть уже нет ни бурлаков, ни бояр, сменилось и время, и лица, но проблемы остались прежними. Как и в 19 веке, велико социальное неравенство, много очень богатых людей и много тех, кто едва сводит концы с концами. Остались и пьянство, и нищета, и рабский труд. Все эти проблемы актуальны и сейчас, поэтому творчество  всё так же популярно среди широких масс зрителей, и каждый может среди их картин найти ту, которая близка и понятна именно ему.

Хочу сказать о том, что библиотека в своей работе уделяет внимание и воспитанию музыкального искусства, выступая перед студентами в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. 

В актовом зале состоялись творческие встречи:

С «Виртуозом гитары» Максимом Кузенко, под названием «Музыка, врачующая душу»;

Совместное заседание с городским творческим клубом «ЛИК». Встреча с поэтом-бардом, автором песен Мищенко.

          Презентация «Дружба народов России в произведениях искусства;

Такие мероприятия обогащают внутренний мир молодежи, приобщает их к культурному наследию общества.

Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы.

Духовно-нравственный аспект можно проследить, если обратить внимание на то, как оформляется читальный зал библиотеки – это стенды, выставки, рекомендательный материал, где всегда присутствует книга или художественное произведение.

Например, Рекомендательные списки литературы: «Великая Отечественная война в поэзии»; «Психология жизненного успеха. Тонкости общения»; «Хочешь быть успешным? Читай!»; «С любовью к русской деревне» и т.д.

Информационно-познавательные стенды: (Человеку читающему)

«Писатели и поэты – юбиляры»; «100 лет с начала Первой мировой войны»; «Поэтический Звездопад. Современная женская поэзия» и другие.

             Книжные выставки: «Удивительный возраст юность»; «Мир не узнаешь, не зная края своего»; «Мой выбор – моё будущее»; «Искусство и добра и справедливости»; «Природа в зеркале искусства» -  разделы: «Душой поэта». «Языком живописи». «Звуками музыки» (Чайковский, Прокофьев, Бетховен и др.) (Эстетическое воспитание) и т.д.

На одном из симпозиумов одного нашего ведущего академика-физика корреспондент спросил: «Что нужно сделать для того, чтобы поднять отечественную космонавтику на уровень советского времени?» Академик ответил: «Увеличить количество уроков литературы в шко­ле. Необходимо повышать духовную составляющую в воспитании наших детей!»

Вероятно, об этом мечтал еще в позапрошлом веке А.С. Пушкин:

«Увижу о друзья народ неугнетенный,

И рабство падшее и падшего царя!

И над Отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря!»

«Свободы просвещенной...» вот что нам остро необходимо в данный момент.

В духовно-нравственном воспитании важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. А так как для современной мо­лодежи главное - внутренняя свобода, свобода выбора, но молодежь активна, луч­шая часть принимает активную жизненную позицию.

Библиотека в своей работе по духовно-нравственному  воспитанию, привлекает наших студентов для участия во многих мероприятиях.

Студенты, активно принимая участие в мероприятиях,  всегда очень близко связаны с книгой, с художественным произведением и духовно – нравственные ценности  закладываются, формируются, развиваются изнутри. А если у человека внутри заложены эти ценности, то он обязательно передаст их другому. Знакомясь с  героями художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.

Можно долго перечислять те мероприятия, которые проводит библиотека, это и участие в конкурсах, проводимых в техникуме, городе, области; в литературно-музыкальных вечерах; встречах с писателями и поэтами и т.д.

(Конкурс чтецов «Толерантность языком поэзии»; Участие в областном (г. Воронеж) литературно-художественном конкурсе «Всё, что без памяти люблю»; Городской (библиотека им.В.Кина) литературный конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»; Участие в реализации проекта Центральной городской библиотеки им. В. Кина «Информационно-исследовательское агентство «Эврика»; Художественно-поэтический конкурс «Дружба – категория рукотворная», с приглашением местных поэтов; Участие в областном конкурсе информационных материалов о работе телефона доверия для детей и подростков «Как сделать мир счастливее?» и т.д.)

Совместно с работниками  городской библиотеки им. В.Кина был проведен вечер поэзии «Поэзия моя держава – Я вечный подданный её», посвященный Всемирному дню поэзии. К вечеру была организована книжная выставка «Поэзия – это открытия, поиски счастья».

В рамках Фестиваля Русской Словесности и Культуры «Во славу Бориса Глеба» в городской библиотеке им. В.Кина состоялась встреча студентов с сотрудниками Шолоховского музея-заповедника, поэтами из г.Боброва,  Воронежа и Петропавловки – Будаковым В.В., Нестругиным А.Г. и др.; представителем Международного фонда Славянской письменности и культуры , московским архитектором Полегаевым.С.Г., членом союза писателей России борисоглебцем Григорьевым Ф.Н.

          Принимали участие в  презентации сборника «Страницы истории», информацию о материалах, включенных в сборник, сделал Главный редактор газеты «Борисоглебский вестник» Д.Г.Протасов, также выступили участник ВОВ М.П.Торгашин, преподаватель истории Н.А. Ледовская, госинспектор по охране памятников истории и культуры Л.Г.Бредихина, Краевед В.А.Шарапов.

Отправной точкой духовного возрождения России является и должна стать семья, потому что именно она является отражением жизни и развития любого общества.

В нашем общежитии библиотека проводила мероприятия с привлечением студентов, проживающих там.

- Вечер-диалог «Давайте вместе подумаем о счастье, или Что такое человеческие ценности»;

- «Город древний – город славный»;

- Совместно с библиотекой им В.Кина  - «Семья – кристалл общества».

Студенты участвуют в научно-практических конференциях, готовя материал, перелистывают страницы многих книг («Выдающийся реформатор Российской империи Петр Столыпин»).

Готовясь к проведению радиогазет, презентаций, студенты также просматривают и читают книги и не только печатные, но и электронные.

Через книгу  формируется мировоззрение личности.

М. М. Дунаев – советский и российский учёный, богослов, литературовед сказал: «Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безобидное благополучие – что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей – но совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие - волновали сознание и душу творцов русской литературы».

Моё поколение было воспитано на тех образах, которые призывали любить свою страну, защищать и созидать её: Александр Невский, учёный Д. Менде­леев, просветитель К. Ушинский, лётчики К. Покрышкин и И. Кожедуб, Зоя Космодемьянская, маршал Георгий Жуков и космонавт Юрий Гагарин, Сергей Капица - все те, кто возвеличил и прославил наше государство. Уже со школьного возраста мы мечтали о том, чтобы встать рядом с этими людьми. И закончить свой доклад я хочу словами писателя Бориса Васильева «Я верю в зав­трашний день России. Верю, что кому-нибудь постучится в душу совесть, как постучалась ко мне. Верю, что к прозревшим единицам добавятся десятки, а к десяткам - тысячи, и мы зав­тра поймем, наконец, что в своем величии Россия опиралась не на атомные бомбы, а на мо­гучий талант своего народа, подкрепленный столь же могучей нравственностью».

Используемая литература:

Дунаев М. М. Православие и русская литература.- М.: «Христианская литература», 1996.

Островская Л.В. Искусство духовно-нравственного воспитания личности студента // Среднее профессиональное образование, 2004. - №4 – с.76-78

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель, 2001. - №6 – с.11-18.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2. –М.: Педагогика,1980.- 384 с.

Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-4-е изд. доп.-М.: Политиздат,1986.-368 с.