Цель: воспитание патриотических чувств. Рассказать о героизме защитников брестской крепости.
1ученик.
Победа! Славный сорок пятый!
Друзья оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня снами говорят.
2 ученик.
Мы слышим их
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Звучит песня «Священная война».
Инсценировка «Ребята 40-х годов».
- Что теперь делать будем? Как жить?
- Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
- Моряком, конечно, быть хорошо, особенно если быть капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
- Так уж и сразу полка?
- Ну, может быть инее полка, но многих бы гадов уничтожил.
- А я буду сержантом как мой отец.
- А на каком он фронте?
- Погиб под Смоленском. (Пауза)
Ученица. Нам в 1943 выдали медали
И только 1945
Паспорта.
И в этом нет беды,
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни Старше, Ни Взрослее, чем ТОГДА…
Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о войне. Почему? Как вы думаете? (Ответы детей)
Да, 22 июня 1941г. Началась Великая Отечественная война. Мы победили. Но вот уже много лет мы вспоминаем тех, кто сражался за то чтобы мы с вами жили спокойно и счастливо. 22 июня отмечается день Памяти и Скорби.
Враги напали на нас, как нападают только трусы – ночью. Это случилось 22 июня 1941 года, в воскресенье.
Первую минуту нападения видели пограничники, защищавшие западные рубежи нашей Родины.
Брестская крепость. Слышали ли вы это название?
Брестская крепость расположилась на 4 островах. Со всех сторон ее окружали воды рек Буга и Муховца. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения со стенами толщиной 1,5 – 2м., с подвалами и подземными ходами, со складами боеприпасов и продовольствия. (Демонстрация карты)
Ученик 1. Удивительно мирной была в субботу 21 июня Брестская крепость – тишину нарушали лишь громкие голоса играющих детей. И невозможно было представить, что всего через несколько часов здесь начнут рваться снаряды, прольется первая кровь.
Ученик 2. А по ту сторону границы уже ждали сигнала фашистские дивизии. Уже приготовились переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Они незаметно подошли к стенам крепости, чтобы захватить мосты и ворота, ведущие в крепость. В 4 часа утра фашистские летчики обрушили на крепость первый бомбовый удар, и гитлеровские солдаты ворвались на ее территорию. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)
Ученик 3. Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты. Но русские военные выбегали из домов, оценивая обстановку, использовали любое прикрытие и начинали стрелять. Не раздумывая они вступали в бой, сколько бы врагов ни было перед ними.
Ученик 4. По приказу Гитлера крепость должна была быть захвачена в течение часа. Но все пошло не так. Фашистские самолеты сбрасывали на крепость 2-х тонные бомбы и приказывали сдаться, наши бойцы продолжали оборонять территорию крепости. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)
Ученик 5. У русских солдат из оружия были только винтовки и пулеметы, а у фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия. У защитников крепости патронов оставалось все меньше и меньше.
Ученик 6. Уже не раз бойцы выходили из укреплений и собирали оружие и боеприпасы, брошенные фашистами. Но если боеприпасы, рискуя жизнью, все-таки можно было достать, то продовольствия добыть было неоткуда. Его оставалось всего на несколько дней. И уж совсем плохо обстояло дело с питьевой водой.
Ученик 7. Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А вода находилась рядом. Но добраться до нее было почти невозможно. Тех, кто ночью рисковал подползти к берегу с котелком, сейчас же настигали пули. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)
Ученик 8. Люди на веревках бросали в реку простыни и, потянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды в пользу детей и раненных.
Ученик 9. Несмотря на ужасное положение, крепость продолжала сражаться. Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины, увеличивали количество бомбежек.
Ученик 10. Гитлеровцы в ярости стали применять самые варварские способы уничтожения людей. Они сбрасывали с самолетов бочки с горючим и поджигали их. В крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое. Когда же пламя гасло, и фашисты бросались в очередную атаку, их опять встречали пули и штыки защитников крепости.
Ученик 11. Голод и жажда становились все мучительнее. Защитники крепости приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Их ждет плен, фашистская каторга. Но кто-то все-таки доживет до победы. А здесь они, наверняка, погибнут. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)
Ведущий. Так сражалась брестская крепость. Она держалась больше месяца. До 20-х чисел июля в крепости не стихали взрывы гранат и выстрелы. Кое-где огонь вели уже одиночки, оставлявшие для себя последний патрон. На стенах крепости спустя 3 года смогли прочитать последние слова, обращенные к нам: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20 июля 1941год» (Демонстрация фотографий.)
-Ребята, вы ,наверное слышали о звании героя? Как вы думаете кого можно назвать героем? А как вы думаете, достойна ли крепость носить звание героя?
8мая 1965г., указом Президиума Верховного Совета СССР Брестской крепости было присвоено звание – крепость – герой за выдающуюся доблесть ее защитников, массовый героизм и мужество.
Ученик 12.
Берегите Россию – нет России другой
Берегите Россию, ее тишину и покой
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла
Ей неведомы страхи,
И крепка ее сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию – без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию – нет России другой.
Звучит песня «День Победы».