Поиск

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Примерная  программа основного общего образования образовательной системы «Школа 2100» по предмету «История» (основная школа, старшая школа) Москва, «Баласс» 2010;

-Авторская программа Д.Д. Данилова, М.Е. Турчина по предмету «История»;

-Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» на 2012-2017 годы;

- Учебный план МАОУ «СОШ№ 12 с УИОП» на 2014-2015 учебный год.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Д.Д. Данилов «Всеобщая история 5 класс; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.

 Общая характеристика учебного предмета

Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Задачи обучения:

- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);

- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Программа является  систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о прошлом человечества,  знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории    которые определены стандартом.

          

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
География, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.

Окружающий мир, 3–4 классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.

Обществознание, 5 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план  отводит  68 часов  для  обязательного изучения  предмета    «История» в 5классе из расчёта 2 часа в неделю.

          Программа  построена  с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей  обучающихся 5 класса.

          В данной рабочей программе при изучении  модулей используется  следующие  тематический контроль по модулям в форме тестирования и исторические диктанта имеющие целью проверку досконального знания  модуля.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

         Курс  История Древнего мира  должен:

  1. Сформировать историческое мышление.
  2. Дать характеристику древнему , средневековому , новому и современному обществу.
  3. Показать отличия Древнего мира, Средневековья, Нового времени  от мира современного.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

Результаты ( УУД)

Реализация УУД

РЕГУЛЯТИВНЫеЕ универсальные учебные .действия 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты

реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2)

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2)
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1)
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ 8) смысловое чтение; Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции

В результате   изучения  курса  История  Древнего мира учащийся должен:

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы истории древнего мира;
  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Древнем мире и развивающиеся до сих пор.
  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Клеопатра,  Юлий Цезарь, Нерон.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

4-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Древнего мира.

Содержание рабочей программы

Модуль 1. Первая историческая эпоха 10 часов

Вводная тема (2 ч.)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока  18 часов

Тема 2. Древний Египет (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (11 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Модуль 3. Первая цивилизация Запада  14 часов

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (6 ч.)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Модуль 4. Империи эллинов и римлян.  26 часов

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4 ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (14 ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного процесса

Литература  для учителя

     1. Д.Д. Данилов  Всеобщая история  5 классс.- М.: «Баллас», 2013

2.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович уроки истории 5 класс. История древнего мира: Москва. 2006 г.

3.  Методическое пособие по истории Древнего Мира: «Просвещение», 1988г.

4. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение», 2008 г.

5. Д.Д. Данилов  Всеобщая  история  5 класс; «Баллас»,2013 г.,

6. История древнего мира – методическое пособие 5 класс; «Дрофа», 2002 г.,

7. Г. И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: 5 класс.: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 2006 г.

8. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель», 2007 г.

9. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя: «Первое сентября» 2000г.

10 .Тематический  контроль по истории. Древний мир: «Интеллект - центр», 2008г.

11.  Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»

Литература для учащихся:

  1. Ботвинник, М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян.: пособие для учащихся / М.Н. Ботвинник. – М.: Просвещение, 2010
  2. Д.Д. Данилов  Всеобщая история  5 классс.- М.: «Баллас», 2013
  3. Ионина, Н.А. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / Н.А.Ионина. – М.: Вече,2010
  4. История мировой культуры : справочник школьника. – М.,2010
  5. Капица, Ф.С. Всеобщая история : новейший справочник школьника / Ф.С. Капица. – М.: АСТ,2010

Энциклопедия для детей. Всеобщая история . – М: Аванта+,2012

Материалы  на электронных носителях

1.Мультимедийный комплекс «1С. Образовательная коллекция»: история древнего мира 5 класс, 2008г.

2. История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга + диск): «Планета», 2012 г.к

3. Видеосерия: в кругу великих людей: 2008 г.

4.Мультимедийный  комплекс:  карты  по истории  древнего мира   5 класс (ФГОС) 2013 г.

Интернет-ресурсы

http://ancient.ru/

История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии...
http://ancientreme.ru/ История Древнего Рима
http://ellada.spl.ru/ История Древней Греции
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project118/index.htm

Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников.

Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке

http://oba.wallst.ru/scientif/history/foreign/antient.htm На сайте представлена электронная карта Греции
http://tmn.fio.ru/works/17x/305/01/kartagrezii.htm

 Семь чудес света.

http://chudo-7.narod.ru/index.htm Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света.

http://7wonders.worldstreasure.com/

Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова "Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима". Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника.
http://historiwars.narod.ru/Index/Drev/Drev2.htm Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей:  1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр)

    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ

Технические средства обучения

Ноутбук

  Экспозиционный экран

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

Учительский стол с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий

Настенная доска

Стенды : лента времени, сегодня на уроке, вехи истории . техника безопасности