Ушедшее столетие выполнило свою задачу – углубило знания человечества в самых разных областях его деятельности. В своём развитии оно дошло до пика - культа разума. Стереотипы не должны сковывать мысль сегодняшних студентов при овладении будущими профессиями. Характерной чертой человека новой цивилизации становятся не столько физические законы материально мира, сколько человек и его духовный мир.

Современный мир жесток, люди в большинстве своём равнодушны к несчастиям  других, и наши дети, рационально мыслящие,  к сожалению, не являются исключением. Пробуждать в них сострадание, сочувствие, сопереживание, достучаться до их души становиться всё труднее и труднее. Перевёрнутая система ценностей заставляет их нарушать моральные и эстетические нормы, принятые в обществе. Задача педагога – воспитывать в учащихся «человеческие» качества – понимание, терпимость, сопереживание. В условиях кризиса идеалов современного общества важно ориентировать учащегося на восприятие традиционных для России  культурных ценностей. Современный выпускник должен обладать не только суммой знаний и   развитым творческим мышлением, но и сформированной  духовностью, развитой нравственной системой ценностей. Именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом воспитания духовности учащихся. Духовное развитие ребёнка происходит, когда он соприкасается с общественными культурными ценностями. Это играет большую роль в развитии его нравственности. Становление духовности начинается со светлых представлений о человеке и обществе, с размышлений о человеческом мировом единстве, о всемирно-исторической ответственности всех людей за положение дел в мире, с социальной терпимости. А это очень важные качества для современного выпускника. В новых социально-экономических условиях также актуальной становиться проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.

Подобные мысли волнуют многих преподавателей и заставляют искать различные формы работы с учащимися. Кружок или клуб являются более гибкой формой учебно-воспитательной работы, чем урок. Работа клуба направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале. При этом несколько изменяется диапазон учебно-воспитательной деятельности: планирование своей работы учащимися, выполнение заданий без подробного инструктажа, работа без непосредственной помощи преподавателя, проявление учащимися самостоятельности, творческой активности при решении поставленных задач – от воспроизведения задач по образцу до поисковых исследовательских действий. Решение проблемы побуждает учащегося к творческой деятельности, требует напряжения духовных и физических сил, усовершенствования результатов. В процессе работы накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций, которые можно использовать учебно-образовательном процессе. Всё это становиться достоянием студентов, т.к. они пришли к его пониманию самостоятельно через собственный опыт, мысль, действие, творчество.

Методология работы Клуба «Строгановское наследие»

 Предметом работы клуба является история малой родины, рассматриваемая в общем контексте с развитием страны. Цель работы клуба состоит в том, чтобы привить учащимся любовь к малой родине, помочь восполнить «белые пятна» в их знаниях о родных местах, сформировать у учащихся гражданскую позицию, воспитывать патриотические качества. Работа клуба предоставляет возможность выполнить следующие задачи ме­тодического и дидактического характера:

- способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на наше прошлое, содействовать формированию национального самосознания, любви к малой родине;

- адекватно отразить роль исторических личностей малой истории, ознакомить учащихся с их жизнью, взглядами и деятельностью;

- помочь учащимся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в опреде­ленном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом;

- показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее
гуманитарные аспекты;

- расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, вырабо­тать критический подход к ним;
     
-  способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;

- помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся то­лерантности.

- стимулировать усвоение учебного материала на основе нагляд­ного сравнительного анализа явлений и процессов малой истории;

- развивать навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальны­ми свидетельствами, а также работе со справочными и картографиче­скими материалами.

 Организация работы способ­ствует более глубокому усвоению ранее пройденного исторического ма­териала, пониманию неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в раз­личных, нередко отдаленных друг от друга районах.  Также позволяет увидеть процесс исторического развития сквозь призму категорий «причина — следствие», «общее — особенное», «закономерное — слу­чайное», «эволюция — революция». Учащиеся учатся понимать, что общие чер­ты и различия в традициях и культуре страны проявляются в реальной жизни людей, семей и обществ, а судьбы людей могут складываться в зависимости от особенностей исторической эпохи.

Важнейшими задачами являются формирование  у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание   патри­отизма, инициа­тивности, самостоятельности, толерантности. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Важно создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (компью­терная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т.д.) Занятия клуба строятся на самостоятельной работе уча­щихся, позволяющей приобрести им опыт познавательной и практической деятель­ности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя работу с источниками информации с использованием современ­ных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление информации, поступаю­щей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключе­ний и оценочных суждений; анализ общественных явлений и событий прошлого; написание творческих, исследовательских работ; участие в проектной деятельности, владение приемами исследо­вательской деятельности; создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах; владение основными видами публичных выступлений (высказы­вание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Участие в исследовательской работе особенно продуктивно развивает у учащегося «природные компетенции» - базовые качества личности, которыми человек наделён от природы, а также «приобретённые компетенции» - знания и умения, полученные в процессе обучения и повседневной жизни. В условиях ускоряющегося процесса обновления знаний «компетенция самообразования» становится важнейшим компонентом развития профессиональной компетенции. При оценке результатов деятельности определяются и «исполнительские» компетенции»  учащегося.   Постоянное   общение   со сверстниками, педагогами, организациями, жителями города при проведении исследований формирует коммуникативную компетентность.

Программа занятий клуба

Введение

Содержание и задачи работы клуба. Организация занятий, формы и методы работы.
       Раздел
I  Методика и организация деятельности.

Формы и методы исследовательской работы. Проектная деятельность. Возможности ПК. Правила оформления работ.

Раздел II Строгановы в Прикамье и Очерском районе.

Родословная рода Строгановых. История семьи. Строгановы в Прикамье и Очерском районе. Становление заводов. Архитектурные памятники «строгановской» эпохи. Экскурсия. Известные личности рода. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.

 Раздел III  Сталинский период истории.

Репрессии в Прикамье.  Лагеря ГУЛАГа в нашем крае. Репрессированные земляки. Пермь - 36. Памятники края жертвам сталинских репрессий. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.

Раздел IV  Очерский  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. Очерцы – фронту. Вклад в победу над врагом. Война и твоя семья. Семейный архив. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. Оформление результатов исследования. Выступление на классных часах.

Учебно-тематический план.

Раздел

Тема

Количество часов

Введение

1. Содержание и задачи работы клуба на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы работы.

2
I. Методика и организация деятельности. 1. Формы и методы исследовательской работы. 2
2. Проектная деятельность. Исследовательский  проект. Разработка исследовательских   проектов. 2
3. Возможности ПК. Программа графический редактор Paint. Программа  текстовый редактор  Word. Программа      Power Point. 4
4. Правила оформления работ. 2
II.Строгановы в Прикамье и Очерском районе. 1. Родословная рода Строгановых 2
2. История семьи Строгановых. 4
3. Строгановы в Прикамье и Очерском районе. 4
4. Становление заводов. 2
5 Архитектурные памятники «строгановской» эпохи. 4
6. Экскурсия. 2
7. Известные личности рода. 4
8. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. 4
9. Оформление результатов исследования. 2
10. Выступление на классных часах. 4

III.Сталинский период истории.

1. Репрессии в Прикамье. 2
2. Лагеря ГУЛАГа в нашем крае. 2
3. Репрессированные земляки. 2
4. Пермь - 36. Памятники края жертвам сталинских репрессий. 2
5. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. 4
6. Оформление результатов исследования. 2
7. Выступление на классных часах. 4
IV. Очерский  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны 1. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. 2
2. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. 2
3. Очерцы – фронту. Вклад в победу над врагом. 2
4. Война и твоя семья. Семейный архив. 2
5. Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. 4
6. Оформление результатов исследования. 2
7. Выступление на классных часах. 4
Итого: 80

Концепция воспитания

В основу положены концептуальные положения педагогики сотрудничества, отражающие важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном образовании:

- постановка личности в центр всей воспитательной системы;

-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей, индивидуальности;

- возрождение русских национальных и культурных традиций;

- постановка трудной цели.