Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде.
В настоящее время главная задача системы общего и дополнительного образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также обработки и практического применения.
Понятие «информационная компетентность» определяется на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В узком смысле она связывается с умением использовать новые информационные технологии, средства и методы (по существу, это компетентность в области информационно-коммуникационных технологий).
Можно рассматривать информационную компетентность в более широком смысле, как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию в различных формах и на различных носителях.
Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции:
- Познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и самопознЙание;
- Коммуникативную, направленную на передачу информации с использованием различных носителей;
- адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
- нормативную, включающую систему норм, правил и требований в информационном обществе;
- оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию;
- развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности.
Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в
другую и фактически представляют единый процесс.
При работе с детьми я заметила у них сложности при работе с информацией, даже с традиционными источниками. Это побудило меня заниматься проблемой формирования информационной компетентности обучающихся. В прошлом году я прошла курсы в КРИПКиПРО по теме «Использование методов проектов на уроках информатики». (Много проводилось практических занятий, где мы выступали в роли детей, задания были разнообразные, порой даже сложные, но интересные). Я сделала для себя вывод, что порой педагог в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.
Ведущим методом учебной деятельности, который используется мною на уроках информатики, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как педагога, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектная деятельность это - способ организации процесса познания.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи.
- Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников.
- Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.
Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:
- подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами).
- математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей);
- разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций).
При выполнении заданий любого типа, обучающиеся попадают в ситуацию необходимости:
1) поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
2) обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала, преобразование форматов.)
3) представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);
4) передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).
Примеры:
Изучая тему «Графический редактор Paint», «CorelDraw» учащиеся создают мини-проекты «Школа (город) будущего», «Новогодняя открытка», «Космос будущего» и т.д., которые помогают им развить воображение и творчество.
При изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word» — мини-проекты: «Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд», «Календарь», «Грамота».
С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческие проекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своей газеты учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки.
Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут учащимся в старших классах создавать компьютерное сопровождение к любому докладу или реферату (пример: «Жизненный путь семьи Романовых», «Экскурсия по памятникам и мемориальным доскам», «Интеллектуальная игра «Умники», «Путешествие в зоопарк» - урок по Word и т.д.).
Изучая программу Photoshop, учащиеся создают фотоколлажи, превращение фото в графический рисунок, создание текста и т.д.
Изучая Web-программирование, учащимися были сделаны такие проекты, как «Молодёжные субкультуры», «Анастасия и компания», «Устройство компьютера», «История нашего города».
Важнейший завершающий этап – защита проекта, которая может пройти в форме конкурса, презентации, семинара, конференции. Учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.
Детям есть, где приложить свои способности:
- участие в интеллектуальных конкурсах среди участников ЦДТ;
- участие в олимпиадах по компьютерным технологиям;
- участие в научно-практических конференциях (ЦДТ, городских, областных);
- участие в выставках компьютерных рисунков;
- участие в дистанционных конкурсах
Вывод:
Проектная деятельность на уроках информатики:
- Создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
- Формирует чувство ответственности за выполняемую работу;
- Создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
- формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
- позволяет создать реальный продукт.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности учащихся.
Литература
- Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. – 2007.
- Использовался сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.
- Материалы журналов Информатика и образование
- Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».