Интеграция предметов:    физика, география, экономика.

Пояснительная записка:

  1. Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Гидросфе­ра», рассмотреть возможность экономии воды в быту и выявить экономический эффект такой экономии.
  2. Урок проводится в два этапа: на первом этапе разыгрывается сценка, а на втором ведется работа по заданным «ресурсам».
  3. В конце занятия подводятся итоги.

Ход урока

На авансцене трое мальчиков, на груди каждого — химические знаки:

skolko vody 1

Двое мальчиковатомы водорода и одинатом кислорода. Поза­ди ширма, за которой находится девочка, на груди которой эмблема:

skolko vody 2

Кислород. Я — коварный поджигатель.

Вы огня хотите — нате!

Я всесильный окислитель,

Если атомов дадите Два водорода наперед.

Воду дать могу я — вот!

Первый водород. Не говорю я, а горю И себя я вам дарю.

Второй водород. Пусть будет дождь, и снег, и град,

Я напоить природу рад!

Все вместе.            А коль вместе мы всегда,

Получается — вода.

Учитель.   А вам, ребята, без воды

И не «туды», и не «сюды».

А водороды мимоходом Пленили грозный кислород.

И тем они создали воду,

Чтоб жажду утолил народ.

(Ширма опускается и появляется новый персонаж — Вода.)

Вода.          А ну скорей снимите шляпу!

Я — дочь космического папы!

Я вездесуща и легка:

Я — лед, я — пот, я — облака.

Я — иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь — я закипаю,

Когда мороз — я замерзаю.

Учитель. Но стоп! Не надо замерзать,

Все о тебе хотим мы знать.

Вода.          Сегодня, ученик, меня послушай.

Я занимаю три четвертых суши.

Я — вода, меня ты пьешь,

В насмешку «аш два о» зовешь.

Но без меня, как ни крутись,

Никому не обойтись.

На земле ведь я повсюду,

Пользу приношу я людям.

Я в водопадах, ручейках,

В морях, озерах, ледниках.

Я и в почве, в атмосфере,

Ну, а в общем, — в гидросфере.

Учитель. Ребята, что такое гидросфера?

Ученики. Гидросфера — это водная оболочка Земли. Слово «гидро» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель. Ну, а что же составляет водную оболочку Земли?

(Учитель крепит блок - схему на классной доске магнитными дер­жателями.)

 skolko vody 3

Общие мировые запасы воды огромны, но большая их часть (97 %) приходится на долю океанов, в которых она слишком соленая и не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.

Остается лишь 3 % запасов воды, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.

Ограниченность водных ресурсов привела к тому, что некоторые регионы и города начали испытывать недостаток в питьевой воде.

Потребление воды в мире с каждым годом растет. Только на бытовые нужды в последние годы на одного человека приходится в среднем около 400 литров (40 ведер) в день, хотя 200 лет назад хва­тало ведра. Во многих странах уже ощущается острая нехватка пи­тьевой воды. Можно ли решить эту проблему?

(На втором этапе урока учитель обращает внимание класса на прак­тические способы сбережения водных ресурсов и семейного бюджета.)

Ребята, я вам предлагаю следующую ситуацию.

Вечером за ужином, когда вся семья из пяти человек была в сборе, мама стала жаловаться, что принесли счет на воду 1000 тен­ге, и опять, наверное, придется отложить поездку в Боровое, о ко­торой мечтала вся семья. Папа, отложив газету, заявил: «Давайте соберем семейный совет и подумаем, как решить эту проблему?»

Задание № 1

(Учитель предлагает ребятам разбиться на группысемьи.)

Выполнить:

  1. подготовить и разыграть сценку «Семейный совет», где каж­дый член семьи высказывает свое мнение по этому вопросу;
  2. на большом листе ватмана сделать расчеты: сколько и для чего всей семье нужно воды. Рассчитать сколько это будет стоить, используя справочные данные

   (1 м3 воды стоит 32 тенге);

  1. предложить, как в домашних условиях можно экономить воду;

          презентация и обсуждение материалов, наработанных всеми группами.

 skolko vody 4

Задание № 2

(Учитель предлагает ребятам решить задачу.)

Если вы закрываете водопроводный кран пока чистите зубы, тем самым вы экономите 4 литра воды. Если вы чистите зубы 2 раза в день, вы можете сэкономить 8 литров воды. Подумайте, сколько воды сэкономит семья из пяти человек за год, если каждый член семьи будет закрывать воду, чистя зубы. Сколько человек может быть обеспечено этой питьевой водой, если минимальное количе­ство для человеческого организма — 1,6 литра воды ежедневно.

Задание N° 3

(Учитель предлагает ребятам вопросы для общей беседы.)

Представьте себе, что в 2020 году на каждого человека будет при­ходиться только 30 литров пригодной для употребления воды в день.

  1. Как вы думаете, реально ли это?
  2. Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас не было необхо­димого количества воды для питья и умывания?
  3. Как вы думаете, действительно ли от каждого из вас зависит, сколько пригодной для употребления воды будет в будущем?
  4. Как вы думаете, что каждый из вас должен делать, чтобы предотвратить уменьшение мирового запаса питьевой воды к 2020 году?

(В конце урока подводятся итоги, отмечается и поощряется рабо­та учащихся.)