Тип урока: конкурс эрудитов.

Интеграция предметов: физика — литература.

Пояснительная записка:

  1. В течение 45 мин из учащихся класса надо выбрать самого умного, самого быстрого, самого интересного, самого эрудирован­ного ученика.
  2. Работа ведется фронтально, вопросы задаются учителем, от­вечать может любой ученик класса.
  3. Самый точный ответ засчитывается учителем, и ученику в качестве награды дается фрагмент открытки.
  4. Открытка режется на 7 неправильных фигур.
  5. Ученик, собравший раньше всех из полученных фрагментов полную открытку,  считается самым эрудированным.

Ход урока

Рассказ 1

Робинзон Крузо (Дефо) внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько монет. Некоторые были золотые, некоторые серебряные.

                 Жалкий, ни на что не годный здесь хлам, — подумал он.

Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал рас­кладывать их по кучкам, приговаривая:

                 Эти монеты для разжигания костра, эти монеты — врачи.

Вопрос. Какого металла монету Робинзон выбрал для разжига­ния костра? Как он собирался с ее помощью разжечь костер?

Ответ. Из серебряной монеты можно изготовить вогнутое зер­кало, так как серебро имеет большую отражательную способность, и этим зеркалом можно собрать в «точке» солнечные лучи и ими зажечь сухой мох.

Рассказ 2

Жили дед и баба, и была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко: не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил; баба била – била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела — яичко упа­ло и разбилось. Дед плачет, баба — плачет; курочка кудахчет:

  1. Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам еще яичко: не золо­тое — простое.

Вопрос. Кто разбил яйцо?

Ответ. Яйцо разбил тот, кто поднял его над полом: дед, бабка. В этом положении яйцо обладает потенциальной энергией, которая при падении переходит в кинетическую. При ударе о пол кинетичес­кая энергия затрачивается на деформацию, то есть на разрушение.

Рассказ 3

Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом тишь да гладь, места забытые, непроходимые. Выросли сыновья и просят отца:

- Отпусти нас, батюшка, на мир поглядеть. Хочется по белу свету побродить, уму-разуму

   поучиться.

     Отпустил их отец. Решили братья путешествовать вместе. Сна­чала старший вел всех на юг. Прошли братья 10 верст, затем повел средний. Еще 10 верст прошли братья, теперь уже на запад. Наста­ла очередь младшего. Он прошел со своими братьями 10 верст на север. И оказались братья, к своему удивлению, у родного дома.

Вопрос. Где жил старик со своими сыновьями?

1

Ответ. Старик жил на Северном полюсе. В этом случае вектор­ная сумма трех указанных перемещений равна нулю.

Рассказ 4

  1. То было во время войны с турками, — рассказывает барон Мюнхгаузен, — однажды, спасаясь от турок, попробовал я пере­прыгнуть болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Нужно было выбрать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Ни веревки, ни шес­та — ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда на месте. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота себя вместе с конем, которого сжал обеими ногами, как щипцами.

Вопрос. Может ли человек поднять себя за волосы?

Ответ. Нет, барон не мог себя поднять, то есть не мог сам под­нять центр тяжести системы тел всадник — лошадь, так как ника­кие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Движение может быть только при взаимодействии тел (человек опора). А силы взаимодействия между телами изолированной системы не могут изменить положения центра тяжести системы.

Рассказ 5

Отто Хайл только вчера вернулся с очередного путешествия в Новую Зеландию, а сегодня, сидя в удобном кресле своей виллы, премило вел беседу со своим другом Карлом Саганом. Бутылка бор­жоми явно была не охлажденной. Хайл отставил стакан.

- Карл, я вспоминаю свою поездку в Египет. Там подают воду в гоулах. Это сосуды из необожженной глины, обладающие той лю­бопытной особенностью, что налитая в них вода становится про­хладнее, чем окружающие предметы.

- Мне не доводилось видеть таких кувшинов, — поддержал раз­говор Саган, — но я читал о них. В Испании их называют — алька - рацца. А секрет охлаждающего действия этих кувшинов прост.

Вопрос. В чем заключается секрет охлаждающего действия этих кувшинов?

Ответ. Жидкость просачивается через глиняные стенки наружу и там медленно испаряется, отнимая при этом теплоту от сосуда и заключенной в нем жидкости. Чем знойнее воздух, тем скорее и обильнее испаряется жидкость, увлажняющая сосуд снаружи, и, сле­довательно, тем более охлаждается вода внутри кувшина, так как при испарении происходит поглощение энергии.

Рассказ 6

Алеха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединен­ный разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтер, по­глядывая на работу молодого напарника, проворчал:

- Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горя­чая.

Вопрос. Как следует понимать эту профессиональную поговор­ку?

Ответ. Холодной пайкой называют простую скрутку проводни­ков. Сопротивление холодной пайки велико, так как контакт полу­чается плохим и обладает большим сопротивлением. При прохож­дении тока холодная пайка нагревается сильнее, чем остальная часть проводника. Горячая пайка, выполненная паяльником, обеспечи­вает надежный контакт с небольшим сопротивлением и поэтому мало греется проходящим по ней током.

Рассказ 7

Артем на все летние каникулы приехал к деду Филиппу. Дед был лесником. Артему в лесу нравилось. Однажды, гуляя с дедом по лесу, Артем обратил внимание на большое бревно, подвешенное у дупла большого дуба.

- Дед, а зачем здесь бревно? — спросил Артем, указывая на дуб.

- Видишь ли, внучок, медведь большой любитель меда. Чтобы уберечь от посягательств медведя дупло, в котором поселились ди­кие пчелы, я над дуплом подвесил на веревке бревно.

- Когда медведь, — продолжал дед Филипп, — подбирается к дуплу, он наталкивается на бревно и отталкивает его в сторону, а бревно, как маятник, возвращаясь к положению равновесия, уда­ряет медведя. Все сильнее толкает медведь бревно и все больнее

ощущает ответный удар. И так до тех пор, пока обессиленный не упадет с дерева.

Артема развеселила выдумка деда.

Вопрос. Кто свалил медведя?

Ответ. Медведь сам свалил себя с дерева. Эта работа была про­изведена за счет энергии самого медведя. Отброшенное медведем бревно поднимается на некоторую высоту. При движении к поло­жению равновесия потенциальная энергия бревна превращается в кинетическую. Кинетическая энергия затрачивается на деформа­цию тела медведя. Он обессиливает и падает с дерева.

Рассказ 8

Хотя солнце стояло еще высоко и светило ярко, тепла не давало, было холодно. Козырев со своим другом Костей рано утром, едва перекусив, отправились в путь. И теперь, дойдя до ночлежки, из­рядно устали, хотелось есть и согреться. Ни в ночлежке, ни в рюк­заках спичек не оказалось, а зажигалка была утеряна во время при­вала в горах. Подойдя к реке, Козырев отковырнул большой кусок льда и, повернувшись к другу, сказал:

- Собирай сухие ветки и мох, сейчас согреемся.

Вопрос. Можно ли добыть огонь с помощью льда?

Ответ. Добыть огонь с помощью льда можно в солнечный день. Для этого надо сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собрать падающие на нее параллельные лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горю­чий материал.

Рассказ 9

Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним. Во время судебного процесса капитан сказал:

- До шлюпки предстояло проплыть около ста метров. Горящая нефть покрыла водную поверхность и, поэтому, пришлось плыть под водой. У самой шлюпки я услышал взрыв. А когда, схватившись за борт шлюпки, я вынырнул из воды, то услышал второй взрыв. Я оглянулся — от танкера на поверхности океана осталось одно мас­ляное пятно.

Все так. Но в одном пункте его показания расходились с показа­ниями команды.

Вопрос. Как вы думаете, в каком?

Ответ. Капитан услышал два взрыва, так как сначала до него дошел звук по воде, а затем по воздуху, так как скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А команда в лодке слышала только один взрыв, так как звук пришел к ним по воздуху.

Рассказ 10

Серано де Бержерак рассказывает:

- Однажды, занимаясь физическими опытами, я непостижи­мым образом был поднят вместе со своими склянками высоко в воздух. Когда же через несколько часов мне удалось спуститься вновь на землю, то, к изумлению, я очутился не в родной Франции, и даже не в Европе, а в Канаде.

- И как этому найти объяснение? — был задан вопрос.

- По-моему, это объяснить весьма просто. Пока я был отделен от земной поверхности, планета наша продолжала по-прежнему вра­щаться на восток. Вот потому, когда я опустился, под ногами вме­сто Франции был материк Америки.

Вопрос. Почему подобный способ путешествия — не более чем фантазия?

Ответ. Поднявшись в воздух, человек в сущности остается свя­занным с газообразной оболочкой Земли, которая участвует во вра­щении Земли вокруг оси. Воздух вращается вместе с Землей, увле­кая с собой все, что в нем находится. Если бы воздух не участвовал во вращении земного шара, то стоя на Земле мы постоянно чув­ствовали бы сильнейший ветер.

Рассказ 11

Капитан Врунгель, вернувшись с очередного кругосветного пу­тешествия, рассказывает:

- У нас в кают-компании на стене висит ружье. Старинное охотничье ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже — как бабахнет. Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают – компанию, и что же вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля проби­ла насквозь аквариум с моими золотыми рыбками... Вода вылива­ется через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыги­вают, бьются о дно... Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников.

Вопрос. Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоре­чит закону физики?

Ответ.: Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребез­ги, так как давление передается водой одинаково по всем направле­ниям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги.

Рассказ 12

- Друзья мои, ведь мы еще не завтракали, — объявил Мишель Ардан своим спутникам по межпланетному путешествию. — Из того, что мы потеряли вес, не следует, что потеряли аппетит.

Не долго думая, Ардан хлопнул ладонью по дну опрокинутой бутылки. У горлышка тут же образовался водяной шар, величиной с кулак.

Вопрос. Почему вода приняла форму шара?

Ответ. В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, так как жидкость предоставлена своим внутренним молекулярным силам и поэтому принимает минимальную поверх­ность, а минимальная площадь поверхности у сферы.

Учитель. Вот и закончился наш турнир эрудитов. Интересна физика в рассказах. И вообще много интересного в окружающем нас мире. Но нам нужна истина, и только истина. Не стесняйтесь ошибаться и спорить. Но не рассчитывайте на легкую победу, на открытие с налета, на осенившую вас идею. Неустанно наблюдай­те, читайте, думайте.

В заключение мне хочется пожелать вам больших успехов в учебе.