Поиск

Пояснительная записка

количество учебных часов – 34

образовательная область – физическая культура

направленность – развивающая

тип программы – межпредметная

возрастная группа – 9 класс

Программа  элективного курса  «Будущие защитники» ориентирована на дальнейшее обучение учащихся 10-11 классов в оборонно-спортивном профиле и направлена на формирование представлений учащихся в области военно-профессиональной деятельности.

                Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания вопросу военной подготовки в школе. У обучающихся нет представления о воинской службе, об обязанностях, отсутствует понятие престижа службы в армии. На данный момент при изучении таких предметов как ОБЖ, физическая культура на ознакомление с этим направлением выделяется ничтожно малое количество часов.

       В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать представление у учащихся о начальной военной подготовке, о деятельности структурных подразделений МО, МЧС.

       Содержание данного курса предполагает не только материал по физической культуре, но и ОБЖ, истории, обществознанию.

        Прежде всего, курс ориентирован на юношей и девушек, желающих связать свое дальнейшее профессиональное обучение в структурных подразделениях МВД, МЧС, и др. различных силовых структурах.

        Программа элективного курса «Будущие защитники» составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова М.:П,2008, Комплексной программы  физического воспитания  учащихся 1-11 классов В.И.Ляха,М.:П.,2008.

        Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает прохождение курса в течение года, возрастная группа – учащиеся 9 класса.

        Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают практические занятия, лекционные занятия, экскурсии, встречи.

        Для более успешного прохождения данного курса предполагается взаимосвязь между школой, ДОСААФ, МЧС, ПЧ, силовыми структурами города. В связи с этим планируются: 

ü  Посещение ДОСААФ;

ü  Посещение стрелкового тира;

ü  Экскурсии в пожарную часть;

ü  Встречи с работниками МЧС, спасателями, работниками военкомата, ПЧ.

 Из оборудования в наличии должны быть:

ü  Автоматы Калашникова,

ü  Пневматические винтовки,

ü  Противогазы.

ü  Полоса препятствия;

ü  Тренажерный зал

  

Цель курса:

Формирование представлений о профессиональной деятельности сотрудников силовых структур.

Задачи курса:

  1. Воспитание у школьников осознанного отношения к дальнейшей профессиональной ориентации.
  2. Формирование знаний и первоначальных практических навыков и умений в области НВП.
  3. Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих подготовку к выбору профессии, связанной с силовыми структурами.

Формы контроля:

  1. Планируется участие учащихся, изучающих данный курс в городской игре «Испытай себя»;
  2. Показательные выступления в рамках месячника ВПВ;
  3. Творческий отчет «Служить Родине – это...»;
  4. Участие в городских соревнованиях по стрельбе.
  5. Тест «Основы воинской службы»

Ожидаемые  результаты:

ü  Формирование военно-профессиональной ориентации;

ü  Формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;

ü  Развитие физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения военнослужащих по вооруженной защите РФ;

ü  Овладение знаниями в области НВП;

ü  Освоение практических навыков в огневой, строевой подготовке;

ü  Формирование осознанного отношения в выборе профессии;

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения элективного курса «Будущие защитники» учащиеся должны:

знать/понимать

ü  Об истории создания Вооруженных сил РФ;

ü  Структура ВС РФ;

ü  Основные положения воинского устава;

ü  Строевые команды;

ü  Порядок сборки-разборки автомата Калашникова;

ü  О правилах стрельбы и ТБ при огневой подготовке;

уметь

ü  Выполнять основные строевые приемы (упражнения) в соответствии с воинским уставом;

ü  Производить сборку-разборку автомата Калашникова;

ü  Выполнять стрельбы из различных исходных положений;

ü  Демонстрировать порядок использования средств индивидуальной защиты;

ü  Выполнять КСУ по физической подготовке;

ü  Использовать приобретенные знания и умения для дальнейшей проф.ориентации.

Личностные результаты:

ü  формирование чувства ответственности за личную и общественную безопасность;

ü  освоение знаний об обязанностях граждан по защите государства;

ü  владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения.

 

Метапредметные  результаты:

ü  проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

ü  ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

ü 

Предметные  результаты:

ü  освоение знаний по начальной военной подготовке;

ü  овладение  практическими умениями  в строевой, огневой подготовке;

ü  формирование способности организовывать и проводить самостоятельные занятия по профессионально-прикладной физической подготовке.

Содержание элективного курса

«Будущие защитники»

            Структурно программа состоит из 6 разделов.

Раздел 1: Основы военной службы. (5 ч)

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил, рода войск и их предназначение. Символы воинской чести. Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации.

Раздел 2:Гражданская оборона(2ч)

Гражданская оборона, основные понятия и определения.

Безопасность и защита человека. Опасные и чрезвычайные ситуации.

Раздел 3:Строевая подготовка (6 ч)

Общие положения. Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Правила воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выполнение приемов с оружием на месте.

Раздел 4: Физическая подготовка(6ч)

Упражнения на развитие силы и выносливости;

Упражнения на развитие быстроты и выносливости;

Раздел 5:Специально-прикладная подготовка(4 ч)

Основные средства защиты органов дыхания. Порядок пользования средствами индивидуальной защиты.

Упражнения профессионально-прикладной направленности;

Раздел 6: Огневая подготовка(10ч)

Автомат Калашникова, пневматическая винтовка: работа частей механизмов, подготовка  к стрельбе.

Правила и ведение стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки. Сборка-разборка автомата.

Учебно-тематический план

Содержание раздела Общее кол-во часов
1 Основы военной службы 5
2 Гражданская оборона 2
3  Строевая подготовка 6
4 Физическая подготовка 6
5 Специально-прикладная подготовка 4
6 Огневая подготовка 10
5 Итоговое занятие 1
Всего 34

Тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Всего

часов

Теория

Практика

Форма

Образовательный

продукт

I Основы военной службы 5 4 1

1

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил, рода войск и их предназначение. 2 2 -

лекция

Создание презентаций на тему «Вооруженные силы РФ – защитники Отечества»

2

3

Символы воинской чести. 2 1 1 Лекция, практикум

4

Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации. 1 1 - Лекция, презентация, экскурсия в ДОСААФ, тестирование
II Гражданская оборона 2 2 -
5 Гражданская оборона, основные понятия и определения 1 1 -

Круглый стол,

экскурсия

6 Безопасность и защита человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. 1 1 - Лекция, презентация, экскурсия в ПЧ, МЧС презентация
III Строевая подготовка 6 1 5
7 Общие положения строевого устава ВС Российской Федерации 1 1 - Лекция, презентация

8

9

10

Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. 3 - 3 Тренировочные занятия
11

Правила воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

1 - 1 Тренировочные занятия

12

Итоговое занятие по строевой подготовке 1 - 1 Показательные выступления
IV Физическая подготовка 6 6

13

14

15

Упражнения на развитие силы и выносливости;

3 - 3 Тренировочные занятия

16

17

18

Упражнения на развитие быстроты и выносливости;

3 - 3 Тренировочные занятия
V Специально-прикладная подготовка 4 1 3

19

20

Основные средства защиты органов дыхания. Порядок пользования средствами индивидуальной защиты.

2 1 1

Лекция,

Тренировочные занятия

21

22

Упражнения профессионально-прикладной направленности;

2 - 2 Тренировочные занятия
VI Огневая подготовка 10 2 8
23

Автомат Калашникова, пневматическая винтовка: работа частей механизмов, подготовка  к стрельбе.

1 1 - Лекция

24

25

26

27

Сборка-разборка автомата. 4 1 3 Тренировочные занятия

28

29

30

31

32

33

Правила и ведение стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки. 5 - 5 Тренировочные занятия, посещение стрелкового тира Участие в городских соревнованиях по стрельбе
34 Итоговое занятие 1 1 - Круглый стол «Служить Родине – это…»
Итого: 34 11 23

Учебно-методические средства

  1. Варламов В.Б., Гамолко С.Н.Допризывная подготовка 10-11 класс: примерное календарно-тематическое планирование. Минск. Национальный институт образования, 2009
  1. Воробьев Ю.А.. ОБЖ. 9 класс. М.: Астрель.2008.
  2. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы.-М.:П.,2008
  3. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.- Ростов н./Д: Феникс, 2008
  4. Программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы под ред. Смирнова А.Т. –М.:П.,2008
  1. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).
  2. Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1998.
  3. Купцов А. Г. Беломор и автомат Калашникова // Странная история оружия: С. Г. Симонов, неизвестный гений России, или кто и как разоружил русского солдата. — М.: Крафт, 2001. 
  1. Монетчиков С. Б. История русского автомата. — СПб.: Атлант, 2005.
  1. Смирнов А.Т.. ОБЖ. 11 класс. М.: Просвещение. 2006.
  2. ТитовС.В.. Тематические игры по ОБЖ. 5-11 кл. Методическое пособие для учителей. М.: «Творческий центр», 2004.
  3. Физическая культура. 10-11 классы: сборник элективных курсов.//Авт. сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова, Е.Г.Хаустова.- Волгоград: Учитель, 2009
  4. Фролов М.П. ОБЖ. 5-9 кл. Дидактические материалы к учебнику Ю.А.Воробьев.  ОБЖ. 8 класс. М.: «Дрофа», 2004 .