КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФК 6 КЛАСС
№ урока в учебном году | № урока в четверти | Наименование разделов и тем |
Кол- во часов |
Дата проведения урока | |
по плану | факт-кая | ||||
1 четверть | 27 | ||||
Мониторинг | 6 | ||||
ТБ на уроках физической культуры. Развитие двигательных качеств. Теория: Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. | |||||
Тест на определение уровня развития скоростно-силовых качеств: прыжки через скакалку за 1 минуту и прыжок в длину с места. | |||||
Тест на определение уровня развития силовых способностей: поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту. Тест на определение уровня развития гибкости: наклон вперед из положения сидя на полу. | |||||
Тест на определение уровня развития силовых способностей: подтягивание на высокой (ю) и низкой (д) перекладине. Тест на определение уровня развития координационных способностей: челночный бег 3 по 10м. | |||||
Тест на определение уровня развития скоростных способностей: бег 30м. | |||||
Тест на определение уровня развития выносливости: бег 1000м. Теория: Дыхание во время выполнения физических упражнений | |||||
Легкая атлетика | 7 | ||||
Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Высокий старт. Теория: Питание и питьевой режим | |||||
Бег 60 м. КН. Теория: Двигательный режим | |||||
Прыжки в длину с разбега. Теория: Пагубность вредных привычек. | |||||
Прыжки в длину с разбега. КН. Теория: Основные причины травматизма. | |||||
Метание мяча с 4-5 шагов. Теория: Режим дня школьника. | |||||
Метание мяча с 4-5 шагов. КН | |||||
Бег 1200 м. КН. Теория: Значение ЗОЖ для здоровья человека. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. | |||||
Баскетбол | 6 | ||||
Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Стойка игрока, перемещения в стойке | |||||
Ведение мяча на месте и в движении | |||||
Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении | |||||
Броски одной и двумя руками с места и в движении | |||||
Остановка мяча в прыжке и в шаге. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении | |||||
Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски | |||||
Волейбол | 8 | ||||
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставным шагом боком, лицом, спиной вперед | |||||
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте | |||||
Нижняя прямая подача | |||||
Верхняя и нижняя передачи мяча через сетку в парах | |||||
Передачи мяча сверху на месте и после перемещения вперед | |||||
Игровые задания с ограниченным числом игроков | |||||
Игра по упрощенным правилам в миниволейбол | |||||
Игра по упрощенным правилам в миниволейбол | |||||
2 четверть | 21 | ||||
Оздоровительная гимнастика | 3 | ||||
1 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Комплекс корригирующих упражнений для мышц позвоночника, спины и живота при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Теория: Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. | ||||
2 | Комплекс упражнений при умственном и физическом переутомлении. Гимнастика для глаз. Оздоровительные ходьба и бег. Теория: Профилактика близорукости. | ||||
3 | Комплекс упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Основы аутогенной тренировки. | ||||
Упражнения с культурно-этнической направленностью | 3 | ||||
4 | Русские народные подвижные игры. | ||||
5 | Русская национальная игра лапта. Правила соревнований. | ||||
6 | Народные игрища русских. | ||||
Гимнастика с элементами акробатики | 15 | ||||
7 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой | ||||
8 | Лазанье по канату в три приема. Метание набивного мяча 1 кг (см). КН. Теория: Профилактика плоскостопия. | ||||
9 | Кувырок назад, кувырок вперед. Два кувырка вперед слитно. Перелазание через препятствия. | ||||
10 | Стойка на лопатках. Висы и упоры. Теория: Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. | ||||
11 | Мост из положения стоя с помощью. | ||||
12 | Акробатическая комбинация. Теория: Элементы самомассажа | ||||
13 | Акробатическая комбинация. КН | ||||
14 | Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. | ||||
15 | Упражнения в равновесии. Комбинация из ранее изученных элементов на гимнастическом бревне. КН | ||||
16 | Опорный прыжок ноги врозь. Вскок в упор присев, соскок прогнувшись | ||||
17 | Опорный прыжок ноги врозь. КН | ||||
18 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | ||||
19 | Упражнения на брусьях. Подъем переворотом на н/ж. Махом назад соскок. | ||||
20 | Комбинация из ранее изученных элементов на брусьях. КН | ||||
21 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. КН | ||||
3 четверть | 30 | ||||
Лыжная подготовка + баскетбол | 18+9 | ||||
1 | Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. Ведение мяча 15м с обводкой стоек туда и обратно (через 3 м) (сек). КН | ||||
2 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Скользящий шаг без палок. Теория: Требования к температурному режиму. | ||||
3 | Повороты переступанием. Теория: Понятия об обморожении. | ||||
4 | Остановка мяча прыжком и в шаге. Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. Челночный бег 3 по 10м с ведением мяча (сек). КН | ||||
5 | Скользящий шаг с палками. Теория: Профилактика простуды. | ||||
6 | Попеременный двушажный ход. Теория: Виды лыжного спорта. | ||||
7 | Остановка прыжком в шаге и прыжком | ||||
8 | Подъем «елочкой». Подъем «полуелочкой». Теория: Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. | ||||
9 | Повороты переступанием в движении | ||||
10 | Передача двумя руками от груди в движении в парах | ||||
11 | Одновременный бесшажный ход. Теория: Упражнения для разогревания. | ||||
12 | Попеременный двушажный ход | ||||
13 | Передачи мяча в тройках с перемещением | ||||
14 | Торможение «плугом». Теория: Значение занятий физкультурой для здоровья человека. | ||||
15 | Спуски с пологих склонов | ||||
16 | Броски после ведения. Штрафной бросок из 10 (количество попаданий). КН | ||||
17 | Прохождение дистанции до 3,5 км | ||||
18 | Прохождение дистанции до 3,5 км | ||||
19 | Комбинации из ранее изученных элементов в технике перемещений; стойка, остановки, ускорения. Бросок в кольцо после ведения мяча (количество попаданий из 10). КН | ||||
20 | Попеременный двушажный ход | ||||
21 | Одновременный двушажный ход. | ||||
22 | Комбинации из ранее изученных элементов в технике перемещений; стойка, остановки, ускорения. Броски мяча с 3 м и ловлей после от скока от стены 30 сек (количество раз). КН | ||||
23 | Прохождение дистанции 2 км. КН | ||||
24 | Торможение и поворот упором. | ||||
25 | Учебная игра в баскетбол | ||||
26 | Преодоление естественных препятствий в зимнем лесу на лыжах и без лыж. | ||||
27 | Игры на лыжах. Теория: Защитные свойства организма и профилактика заболеваний средствами физической культуры. | ||||
Единоборства | 3 | ||||
28 | ТБ при проведении приемов самообороны. Способы захвата. Теория: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. | ||||
29 | Способы и приемы обороны при захвате за голову. | ||||
30 | Способы и приемы обороны при захвате за плечи. | ||||
4 четверть | 27 | ||||
Волейбол | 5 | ||||
1 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. Теория: Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. | ||||
2 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку | ||||
3 | Нижняя прямая и нижняя боковая подача. Подача мяча в волейболе (верхняя, нижняя) (из 5 раз). КН | ||||
4 | Верхняя и нижняя передачи мяча на месте и после перемещения вперед. Прием и передача мяча на месте из 10 раз. КН | ||||
5 | Учебная игра в мини волейбол. Теория: Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. | ||||
Мониторинг | 5 | ||||
6 | Тест на определение уровня развития скоростно-силовых качеств: прыжки через скакалку за 1 минуту и прыжок в длину с места. | ||||
7 | Тест на определение уровня развития силовых способностей: поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту. Тест на определение уровня развития гибкости: наклон вперед из положения сидя на полу. | ||||
8 | Тест на определение уровня развития силовых способностей: подтягивание на высокой (ю) и низкой (д) перекладине. Тест на определение уровня развития координационных способностей: челночный бег 3 по 10м. | ||||
9 | Тест на определение уровня развития скоростных способностей: бег 30м. | ||||
10 | Тест на определение уровня развития выносливости: бег 1000м. | ||||
Легкая атлетика | 8 | ||||
11 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега | ||||
12 | Прыжки в высоту с разбега. КН | ||||
13 | Бег 60 м. КН | ||||
14 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Теория: Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. | ||||
15 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. КН | ||||
16 | Медленный бег до 15 мин. | ||||
17 | Бег 1200 м. Теория: Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. | ||||
18 | Развитие двигательных качеств. Теория: Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. | ||||
Футбол, минифутбол | 6 | ||||
19 | Перемещения игрока в футболе. Приемы остановки игрока и мяча. Теория: Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. | ||||
20 | Финт в футболе. Дриблинг. Жонглирование мячом (количество ударов). КН | ||||
21 | Ловля мяча в футболе (амплуа вратаря). Игра вратаря. Бросок мяча рукой на дальность (м.). КН | ||||
22 | Стойки игроков, перемещения; Бег 30 м. с ведением мяча (с.). КН | ||||
23 | Повороты, ускорения; Удары по воротам. Удар по мячу ногой на точность попадания (из 8 раз). КН | ||||
24 | Удары по мячу. Ведение мяча. Удар по мячу ногой на дальность (м.). КН | ||||
Основы туризма | 2 | ||||
25 | Правила поведения в лесу. Способы ориентирования. Поведение в экстремальных ситуациях | ||||
26 | Способы установки палаточного лагеря. ТБ обращения с огнем. Действия при пожаре в лесу. Теория: Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка). | ||||
Плавание | 1 | ||||
27 | ТБ поведения на воде. Имитация плавательных движений. Водные виды спорта. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре (6 класс) составлена на основе:
Закона « Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта;
учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич – М.: Просвещение, 2010)
Базисного учебного плана МБОУ « СОШ №153»;
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Общая часть
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Программа обучения состоит из трех взаимосвязанных разделов: теоретического, практического и контрольно-диагностического. Практический раздел программы содержит средства формирования базовых двигательных умений и навыков у учащихся, развитие их двигательных способностей, повышение уровня физической подготовленности в виде разнообразных физических упражнений.
Контрольно-диагностический раздел программы включает в себя ориентировочные количественные показатели для оценки уровня физической подготовленности учащихся разного пола с использованием тестовых заданий, систему диагностических тестов для определения уровня развития двигательных способностей, предусмотренных программой, а также испытания Комплекса ГТО 3-4 ступени для учащихся 11-12 и 13-15 лет соответственно.
Освоение теоретического раздела проходит в процессе уроков ФК. Разделы «Туризм» и «Плавание» изучаются на теоретических уроках в связи с отсутствием материально-технической базы. Уроки из раздела «легкая атлетика» проводятся на стадионе «Локомотив» по той же причине.
Основная форма организации учебного процесса - урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, проектная деятельность).
Для реализации рабочей программы на уроках физической культуры используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, практические работы, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы проведения урока такие, как: фронтальный, поточный, игровой, индивидуальный, групповой, соревновательный, с элементами круговой тренировки.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется качеством усвоения теоретического материала, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, уровнем развития двигательных способностей учащихся, а также результативностью выполнения норм Комплекса ГТО.
Цели изучения физической культуры в 6 классе:
Изучение физической культуры в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и способностей, повышение индивидуальной физической подготовленности, расширение функциональных возможностей основных систем организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей, специальной и корригирующей направленностью;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- освоение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни, воспитании волевых, нравственных и эстетических качеств личности;
- приобретение навыков физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, умений самостоятельно организовывать и проводить занятия физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга.
Место физической культуры в базисном плане
Курс «Физическая культура» изучается 6 год и является продолжением изучения предмета в начальной школе. Данная рабочая программа предназначена для муниципального образовательного учреждения для учащихся 6 классов и рассчитана на один учебный год (не более 35 недель) 3 часа в неделю.
Содержание учебного процесса в 6 классе
Лёгкая атлетика:
Основная направленность | |
На овладение техникой спринтерского бега | Высокий старт от 15 до 30 м, Бег с ускорением от 30 до 50 м, Скоростной бег до 50, Бег на результат 60 м |
На овладение техникой длительного бега | Бег в равномерном темпе до 15 мин, Бег на 1200м |
На овладение техникой прыжка в длину | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега |
На овладение техникой прыжка в высоту | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега |
На овладение техникой метание малого мяча в цель и на дальность |
Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6м, в горизонтальную и вертикальную цель Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту Ловля набивного мяча (2кг) двумя руками после броска вверх; с хлопками ладонями после приседания |
На развитие выносливости | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка |
На развитие скоростно-силовых способностей | Возможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толчки и броски набивных мячей весом до 3кг с учётом возрастных и половых способностей |
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками) |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных лёгкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля. |
Гимнастика:
Основная направленность | |
На основании строевых упражнений | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте |
На освоение общеобразовательных упражнений без предметов на месте и в движении | Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах |
На освоение общеобразовательных упражнений с предметами |
Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг) Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками |
На освоение и совершенствование висов и упоров |
Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; мах назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскоком поворотом Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев |
На освоение опорных прыжков | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110см) |
На освоение акробатических упражнений | Два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью |
На развитие координационных способностей |
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической скамейке, брусья, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры использованием гимнастических упражнений и инвентаря |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазание по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами |
На развитие скоростно-силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча |
На развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнение с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнение с предметами |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирование физической нагрузки |
Спортивные игры
Основная направленность | |
Баскетбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) |
На освоение ловли и передача мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) |
На освоение техники ведения мяча |
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой |
На овладение техникой бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м |
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок |
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На освоение тактики игры |
Тактика свободного нападения, Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков, Нападение быстрым прорывом (1:0) Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 |
Футбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения) |
На освоение ударов по мячу и остановок мяча |
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема Остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы и подошвой |
На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой |
На овладение техникой ударов по воротам | Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель |
На освоение индивидуальной техники защиты |
Вырывание и выбивание мяча Игра вратаря |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам |
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На освоение игры | Тактика свободного падения, Позиционные нападения без изменения позиции игроков, Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1, с атакой и без атаки ворот |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игра и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 |
Волейбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения) |
На освоение техники приема и передач мяча | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения. Передачи мяча над собой. То же через сетку. |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, Игра и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках |
На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму) | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакции, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполнение также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3 |
На развитие выносливости | Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек до 12мин |
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Ведение мяча в высокой, высокой низкой стойке с максимальной частотой в течение 7_10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность |
На освоение техники нижней прямой подачи | Нижняя прямая подача мяча расстояния 3-6 м от сетки |
На освоение техники прямого нападающего удара | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов; прием, передача, удар |
На освоение тактики игры |
Тактика свободного нападения Позиционное нападение без изменения позиций игроков(6:0) |
Самостоятельные занятия
|
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски и удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля |
Лыжная подготовка:
Основная направленность | |
На освоение техники лыжных ходов | Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5км. Игры: «остановка рывком», «эстафета с передачей палок», «с горки на горку» и др. |
Содержание учебных тем курса «физическая культура» в 6 классе
№ | Раздел программы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
27 часов | 21 час | 30 часов | 27 часов | 105 | ||
1 | Основы знаний по физической культуре | В процессе уроков | ||||
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 15 | 15 | |||
3 | Оздоровительная гимнастика | 3 | 3 | |||
4 | Легкая атлетика | 7 | 8 | 15 | ||
5 | Волейбол | 8 | 5 | 13 | ||
6 | Баскетбол | 6 | 9 | 15 | ||
7 | Футбол. Минифутбол | 6 | 6 | |||
8 | Плавание | 1 | 1 | |||
9 | Туризм | В процессе уроков гимнастики и лыжной подготовки | 2 | 2 | ||
10 | Упражнения с культурно-этнической направленностью | 3 | 3 | |||
11 | Единоборства | 3 | 3 | |||
12 | Лыжная подготовка | 18 | 18 | |||
13 | Мониторинг развития двигательных качеств | 6 | 5 | 11 | ||
14 | Подвижные игры | В процессе уроков | ||||
15 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | В процессе уроков | ||||
16 | Развитие двигательных качеств | В процессе уроков | ||||
17 | всего | 105 |
Требования к уровню подготовки ученика 6 класса
В результате изучения физической культуры ученик 6 класса должен
знать
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основную направленность и содержание оздоровительных систем физического воспитания и спортивной подготовки;
- основные правила выполнения двигательных действий и развития физических качеств;
- правила закаливания организма и основные способы самомассажа;
- гигиенические требования и правила техники безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
уметь
- составлять и выполнять упражнения утренней гигиенической гимнастики и специализированной зарядки, правильной осанки, развитию физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития организма;
- выполнять основные гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх и единоборствах;
- осуществлять самонаблюдение, техникой выполнения двигательных действий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- по коррекции осанки, развитию физических качеств,
- выполнять индивидуальные комплексы корригирующей гимнастики,
- выполнять физические упражнения и заниматься спортом в условиях активного отдыха и досуга;
демонстрировать:
Испытания комплекса ГТО 6 класс (3-4 ступень) (см. приложение 1)
Нормативы 6 класс (см. приложение 2)
Формы контроля знаний, умений и навыков:
- текущий контроль-оценивание техники выполнения упражнений по темам
- промежуточная аттестация - бег на 30 м, 60 м, 1000 м, 1500 м, метание мяча, прыжки в длину, подтягивание, акробатические упражнения, лазание по канату, прыжки со скакалкой, прыжки в высоту с разбега, челночный бег, лыжная подготовка, спортивные игры - технические приёмы владения мячом, тестовые упражнения по видам спорта, прыжки в длину с места, подтягивание, поднимание туловища, метание набивного мяча.
- итоговая аттестация
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За ответ, в котором: | За тот же ответ, если: | За ответ, в котором: | За непонимание и: |
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. | В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. | Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | Не знание материала программы. |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За выполнение, в котором: | За тоже выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. |
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.
|
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Учащийся умеет: - самостоятельно организовать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. |
Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. |
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. |
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Материально- техническое оснащение преподавания курса физической культуры.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (5-6 экземпляров
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||||
основная школа | старшая школа | ||||||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | - | - | |||
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) | - | Д | - | |||
1.4 | Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре | Д | - | - | |||
1.5 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | - | Д | - | |||
1.7 | Авторские рабочие программы по физической культуре | Д | Д | - | |||
1.8 | Учебник по физической культуре | Д | Д | - | |||
1.10 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению | Д | Д | - | |||
1.11 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Д | - | |||
2 | Печатные пособия | ||||||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | - | - | |||
2.2 | Плакаты методические | Д | Д | - | |||
5 | Учебно-практическое оборудование | ||||||
5.1 | Гимнастика | ||||||
5.1.1 | Стенка гимнастическая | П | П | - | |||
5.1.2 | Бревно гимнастическое напольное | Д | - | - | |||
5.1.3 | Бревно гимнастическое высокое | Д | Д | - | |||
5.1.4 | Гимнастический снаряд (козел) | Д | Д | - | |||
5.1.6 | Перекладина гимнастическая | Д | Д | - | |||
5.1.10 | Канат для лазания с механизмом крепления | П | П | - | |||
5.1.11 | Мост гимнастический подкидной | П | П | - | |||
5.1.12 | Скамейка гимнастическая жесткая | П | П | - | |||
5.1.27 | Маты гимнастические | П | П | - | |||
5.1.28 | Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) | П | П | - | |||
5.1.29 | Мяч малый (теннисный) | К | К | - | |||
5.1.30 | Скакалка гимнастическая | К | К | - | |||
5.1.31 | Мяч малый (мягкий) | К | К | - | |||
5.1.33 | Обруч гимнастический | Ф | Ф | - | |||
5.1.36 | Сетка для переноса малых мячей | Д** | Д** | По возможности | |||
5.2 | Легкая атлетика | ||||||
5.3 | Спортивные игры | ||||||
5.3.1 |
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой |
Д | - | - | |||
5.3.2 |
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
П | - | - | |||
5.3.3 |
Мячи баскетбольные |
П | П | - | |||
5.3.4 |
Сетка для переноса и хранения мячей |
Д | Д | - | |||
5.3.5 |
Жилетки игровые с номерами |
К** | К** | По возможности | |||
5.3.6 |
Стойки волейбольные универсальные |
Д | - | ||||
5.3.7 |
Сетка волейбольная |
Д | - | - | |||
5.3.8 |
Мячи волейбольные |
П | П | - | |||
5.3.9 |
Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей |
Д | Д | - | |||
5.3.14 |
Мячи футбольные |
П | П | - | |||
5.3.16 |
Компрессор для накачивания мячей |
Д | - | ||||
6 | Спортивные залы | ||||||
6.1 |
Спортивный зал игровой |
Д | - | ||||
6.4 |
Кабинет учителя |
Д | - | ||||
6.5 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Д | - | ||||
Основная литература:
Учебно – методический комплект.
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010)
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.
Для обучающихся:
1. Виленский М.Я. и др. Физическая культура 5-7кл. Просвещение. 2002г.
2. Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. – Кемерово, 1999г.
Интернет – ресурсы
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
nsportal.ru
http: //WWW.1september.ru – фестиваль педагогических идей
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://collection.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. Сборник методических разработок для школы.
http://www.edu-reforma.ru/ - Образовательный портал. Мой университет.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
http://olympic.ware.com.ua/ OlympicWare. Этот веб-сайт полностью посвящен Олимпийским играм. Его базы содержат данные о всех Олимпиадах начиная с 1896 года (первые игры в Афинах).
http://www.infosport.ru/press/fkvot/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
http:// www.zavuch.info- информационный портал для работников системы образования
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал
ОБУЧАЮЩИЕСЯ В 6 КЛАССЕ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ:
Физическое упражнение |
мальчики | девочки | ||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
ТЕСТИРОВАНИЕ | ||||||
Бег 30м. (сек) | 6,0 | 5,9 | 5,4 | 6,2 | 6,1 | 5,6 |
Прыжок в длину с места (см) | 130 | 143 | 166 | 125 | 138 | 161 |
Метание набивного мяча 1 кг (см) | 305 | 350 | 430 | 315 | 355 | 425 |
Челночный бег 3 по 10м (сек) | 9,1 | 8,9 | 8,4 | 9,9 | 9,6 | 9,0 |
Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин. (раз) | 30 | 36 | 40 | 20 | 28 | 30 |
Подтягивание из виса лежа на перекладине 95см (юноши), 110см (девушки) (раз) | 6 | 9 | 14 | 7 | 10 | 14 |
Наклон вперед из положения сидя (+см) | 4 | 6 | 9 | 6 | 9 | 12 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) | 70 | 80 | 90 | 40 | 60 | 100 |
Бег 1000м (мин) | 5.01 | 4.46 | 4.16 | 5.43 | 5.28 | 4.58 |
НОРМАТИВЫ: | ||||||
Бег 60м (сек) | 11,2 | 10,6 | 10,0 | 11,4 | 10,8 | 10,4 |
Прыжок в длину c разбега (см) | 260 | 300 | 320 | 220 | 260 | 300 |
Прыжок в высоту (см) | 85 | 100 | 110 | 80 | 95 | 105 |
Метание мяча 150гр (м) | 18 | 25 | 30 | 14 | 17 | 20 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 3 | 4 | 6 | |||
Бег 1500 м (мин) | 8.10 | 7.50 | 7.30 | 8.40 | 8.20 | 8.00 |
Бег на лыжах 2 км (мин) | 15.00 | 14.30 | 14.00 | 15.30 | 15.00 | 14.30 |
6 класс баскетбол
№ | ТЕСТ | ОЦЕНКА | |||||
«5» | «4» | «3» | |||||
М | Д | М | Д | М | Д | ||
1 | Ведение мяча 15м с обводкой стоек туда и обратно (через 3 м) (сек) | 10 | 11 | 10,5 | 11.5 | 11 | 12 |
2 | Челночный бег 3 по 10м с ведением мяча (сек) | 8,6 | 9,0 | 8.9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
3 | Штрафной бросок из 10 (количество попаданий) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (количество попаданий из 10) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
5 | Броски мяча с 3 м и ловлей после от скока от стены 30 сек (количество раз) | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
6 | Групповые и индивидуальные тактические действия | по технике исполнения | |||||
7 | Ведение мяча на месте, в движении | по технике исполнения, 2-3 раза | |||||
8 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | по технике исполнения |
6 класс футбол
№ | ТЕСТ | ОЦЕНКА | |||||
«5» | «4» | «3» | |||||
М | Д | М | Д | М | Д | ||
1 | Бег 30 м. с ведением мяча (сек.) | 6,5 | 6,8 | 7,2 | |||
2 | Удар по мячу ногой на дальность (м.) | 25 | 23 | 18 | |||
3 | Жонглирование мячом (количество ударов) | 9 | 8 | 6 | |||
4 | Удар по мячу ногой на точность попадания (из 8 раз) | 4 | 3 | 2 | |||
5 | Бросок мяча рукой на дальность (м.) | 8 | 7 | 5 | |||
6 | Групповые и индивидуальные тактические действия | по технике исполнения |
Оценка упражнения |
Мальчики | Девочки | ||||
отлично | хорошо | удовлет | отлично | хорошо | удовлет | |
Жонглирование мячом. Кол. раз | 10 | 9-7 | 6 | |||
Передача мяча с 3 м. с отскоком от стены. кол, раз | 12 | 11-8 | 7 | |||
Удары на точность с 10м. по воротам из 5 попыток. Кол. раз | 3 | 2 | 1 |
6 класс волейбол
№ | ТЕСТ | ОЦЕНКА | ||||||
«5» | «4» | «3» | ||||||
М | Д | М | Д | М | Д | |||
1 | Подача мяча в волейболе (верхняя, нижняя) (из 5 раз) | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
2 | Прием и передача мяча на месте из 10 раз | 7 | 6 | 4 | 6 | 5 | 4 | |
3 | Прямой нападающий удар на месте | по технике исполнения | ||||||
4 | Групповые и индивидуальные тактические действия | по технике исполнения | ||||||