Поиск

Новый предмет, введенный в образовательных учреждениях СПО, «Основы бюджетной грамотности» является одним из необходимых предметов для формирования общих компетенций выпускников техникумов и колледжей.

При разработке концепции преподавания этого предмета в первую очередь необходимо определить исходные базовые положения, на которых будет основываться обучение студентов.

Анализ учебной и специальной литературы, изучение нормативных документов Министерства образования и Министерства финансов позволили сформулировать главные принципы, такие как:

1. Обучение студентов бюджетной грамотности имеет не только образовательные цели. Оно должно решать и задачи социализации подростков, воспитание ответственных и активных граждан.

2. Образовательная программа должна быть построена на обсуждении того, что студентам понятно и близко – получение государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, благоустройства, дорожного строительства и т.д. на уровне их муниципального образования, населенного пункта.

3. Процесс обучения должен строиться на использовании интерактивных методов обучения, предполагающих активное участие студентов в образовательном процессе, при минимальном количестве занятий классического лекционного типа.

4. Наряду со специфическими компетенциями, предполагающими развитие знаний в сфере бюджетной грамотности и умения их использовать на практике, предполагается, что образовательная программа позволит сформировать у учащихся активную гражданскую позицию, содействовать развитию таких общих компетенций, как умение договариваться (искать компромисс), умение работать в команде, умение отстаивать свою точку зрения, уважение к чужому мнению.

          При таком подходе определяется и основная цель курса: способствовать формированию ответственной гражданской позиции через понимание задач и функций бюджетов всех уровней.

         Очень важно донести до студентов значимость бюджетного процесса, для чего формулируется основной вопрос «Что и как мы получаем из бюджета?» .

Более развернуто необходимо сформулировать ряд уточняющих положений:

- Основные направления расходов бюджета.

- Государственные услуги.

- Субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса.

- Ограниченность бюджетных ресурсов.

- Принципы распределения полномочий (кто за какие направления отвечает).

          Студенты должны иметь четкое представление о механизмах реализации бюджетных принципов, особенно о государственных и муниципальных целевых программах.

           Кроме перечисленного, необходимо определиться с перечнем компетенций, которые будут сформированы у студентов.

В соответствии с Европейской системой квалификаций под результатами обучения понимается набор знаний, умений, навыков или компетенций, освоенных учащимся, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения соотносится с тем, что учащийся должен знать, понимать и делать по завершению обучения по курсу «Бюджетная грамотность».

          Учащийся в результате изучения курса «Бюджетная грамотность» должен сформировать следующие компетенции:

1) когнитивные компетенции (предполагающие дальнейшее практическое

использование понятий, а также скрытых знаний, приобретенных, опираясь на полученный в ходе освоения курса опыт (приобретаются в процессе разбора кейсов, во время деловых игр и т.п.);

2) функциональные компетенции (умения), а именно то, что учащийся должен уметь делать в сфере общественных финансов (приобретается за счет посещения лекций);

3) личностные компетенции, предполагающие поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретается учащимся в ходе участия во всех активных методах обучения);

4) этические компетенции, предполагающие наличие определенных личностных ценностей, а также позитивного мировоззрения.

            В результате освоения курса учащийся должен:

иметь представление об особенностях и роли государственных и муниципальных финансов в национальной экономике;

понимать сущность бюджета, особенности его формирования и исполнения, а также специфику процесса бюджетирования, ориентированного на результат;

уметь находить и анализировать нормы права, регламентирующие процессы

формирования и использования государственных и муниципальных финансов (бюджета, государственной программы и т.п.);

владеть поиском информации о состоянии и динамике государственных и

муниципальных финансов в глобальной сети Интернет, а также о формах и методах общественного участия в бюджетном процессе.

            Для эффективного обучения студентов, обеспечения усвоения вышеперечисленных компетенций необходимо применение современных форм и методов организации учебной деятельности, таких как:

1. Проблемная/экспертная лекция – изложение информации по теме урока с использованием презентационных материалов. Данная форма носит интерактивный характер и предполагает активное вовлечение обучающихся посредством уточняющих вопросов, вопросов об имеющемся у обучающихся опыте и знаниях. Экспертная лекция проводится приглашенным экспертом (например, сотрудником финансового или контрольного органа

муниципального образования). Тематика лекций определяется темой занятия. Примерный перечень тем:

- Роль государства/местного самоуправления в предоставлении услуг.

- Государственный/местный бюджет как источник ограниченных ресурсов для исполнения функций государства/местного самоуправления.

- Бюджетная сбалансированность;

- Источники формирования доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы;

- Основные направления расходов бюджета.

 - Субсидии и иные формы поддержки физических и юридических лиц;

- Уровни бюджетной системы. Принципы распределения полномочий.

Межбюджетные трансферты;

- Бюджетный процесс. Инициативный бюджет. Возможности контроля со стороны граждан за расходованием бюджетных средств.

- Программа поддержки местных инициатив, как форма партнерства и финансового взаимодействия государства и населения

2. Дискуссия – организация обсуждения с обучающимися проблемных вопросов по обсуждаемой тематике заранее определенным проблемным вопросом.

Примеры возможных вопросов для обсуждения:

- Различные подходы к определению справедливого распределения ограниченных ресурсов, основания для выбора приоритетов при распределении ресурсов;

- Аргументы «за» и «против» увеличения дефицита государственного бюджета и государственного долга в развитых странах;

- Подходы к выбору показателей для оценки результатов деятельности органов исполнительной власти/органов местного самоуправления при использовании инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

- Аргументы «за» и «против» передачи отдельных полномочий на муниципальный уровень;

- Различия интересов отдельных групп граждан при получении информации о бюджете;

- Мотивация и границы возможного участия граждан в бюджетном процессе;

- Плюсы и минусы возможных мер поддержки физических и юридических лиц со стороны государства.

3. Деловая игра – моделирование отдельных элементов бюджетного процесса и ситуаций, связанных с принятием решений по управлению ресурсами. Предполагаемые темы для деловых игр:

- Поиск ресурсов для проведения капитального ремонта жилых домов;

- Разработка государственной (муниципальной) программы;

- Проведение обсуждения гражданских инициатив между различными

заинтересованными группами граждан и представителями органов местного

самоуправления);

4. Учебная экскурсия – организация посещения финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования, организация совместного с родителями посещения общественных (публичных) слушаний по тематике курса;

5. Самостоятельная работа (в том числе, совместно с родителями), в том числе

– Поиск и анализ информации по рассматриваемой тематике, размещенной в открытом доступе,

- Выполнение заданий для самопроверки.

Литература:

1. А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2015 г. 

2. Банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г. 

3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации.