Поиск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока по теме: «Причины, виды и последствия безработицы.

Государственное регулирование безработицы» составлена для обучаемых по профессии  «Слесарь-ремонтник», которые обучаются по рабочей  программе дисциплины «Основы экономики».

В результате изучения темы «Причины, виды и последствия безработицы.

Государственное регулирование безработицы»

 студент  должен

знать:

- понятие безработицы;

- ее виды;

- основные причины и последствия безработицы;

- методы регулирования безработицы;

- функции центра занятости;

уметь:

- применять теоретические знания на практике.

В рабочей программе дисциплины «Основы экономики» для  обучаемых по профессии  «Слесарь-ремонтник», которые обучаются по рабочей  программе дисциплины «Основы экономики».

отводится 1 час на тему «Причины, виды и последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы».

Тема «Причины, виды и последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы» является одной из важных при изучении дисциплины «Основы экономики».  Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть трудящихся не может найти применения своему труду. Она бывает различных видов, типов и форм. Длительная безработица обесценивает трудовой капитал, и чем дольше человек не работал, тем труднее ему найти работу. Вдобавок он все ниже оценивает свои возможности, не только на рынке труда, но и вообще как работника, а это не способствует изменению его статуса. Существует несколько методов регулирования безработицы. Государство проводит социальную политику в области занятости населения. Некоторым людям, оставшимся без работы, достаточно предоставить информацию о рабочих местах, дать необходимую консультацию. Других надо перепрофилировать, поскольку по своей специальности они вряд ли устроятся.

Занятие включает следующие этапы:

Организационный момент. Преподаватель проверяет подготовку обучаемых к занятию, отмечает отсутствующих, сообщает порядок проведения занятия, а также объясняет цель урока одновременно с сообщением темы и мотивирует  обучаемых на системную активную работу на уроке.

 1 этап – Контроль знаний. Письменный опрос по предыдущей теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства».

2 этап – конкурс «Разминка». Группа делится на 3 команды. Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

            3 этап – Изучение нового материала. Проводится в виде презентации по теме «Причины, виды и последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы». Представляя презентацию, преподаватель объясняет тему, обучаемые осуществляют запись лекций.

Подведение итогов. Преподаватель проверяет знания обучаемых, полученные в ходе урока в виде фронтального опроса. Сообщает о качественной характеристике работы группы,  выставляет оценки за работу. Обучаемые анализируют ошибки.

Выбранная форма проведения урока  внесет разнообразие в учебный процесс, будет способствовать индивидуальному характеру работы обучаемых, воспитывает ответственность, способствует развитию умения доказывать свои умозаключения.

Основная цель занятия: состоит в формировании у обучаемых навыков самостоятельной работы при изучении нового материала, а также применения полученных теоретических  знаний  в будущей практической деятельности.

 

ПЛАН УРОКА

по дисциплине «Основы экономики »

  профессия: Слесарь-ремонтник

 

Тема занятия: «Причины, виды и последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы»

Вид занятия: комбинированный урок.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Мотивация темы и формы проведения: проблема безработицы является актуальной темой в настоящее время. Знания причин появления безработицы, ее видов, типов и форм, умение рассчитывать уровень безработицы, определять методы ее регулирования могут способствовать сокращению безработицы и повышению эффективности  проведения социальной политики.

Выбранная форма проведения урока основана на системе межпредметных связей и способствует углубленному усвоению обучаемыми учебного материала. Она внесет разнообразие в учебный процесс, будет способствовать индивидуальному характеру работы студентов.

Методы обучения: Информационный, исследовательский.

Продолжительность занятия45 минут.

ЦЕЛИ  УРОКА:

Обучающая – познакомить обучаемых с понятием «безработица», с ее видами, с основными причинами безработицы и ее последствиями, с методами регулирования безработицы и функциями центров занятости.            

Воспитательная – формирование интереса к выбранной специальности; воспитание ответственности за порученное дело; развитие навыков самоконтроля и самооценки.     

Развивающая – развитие у обучаемых навыков самостоятельной работы при опережающем обучении; развитие чувства ответственности. 

Задача урока: ознакомить учащихся с причинами безработицы, регулированием занятости, донести до сознания обучающихся мысль о том, что знание теоретических основ о безработице необходимо любому человеку для того, чтобы хорошо ориентироваться в вопросах занятости населения.

Методическое обеспечение занятия:

  1. Карточки с заданием к самостоятельной работе.
  2. Презентация темы в слайд-фильме.
  3. Схемы.

Оборудование:

1.  Компьютер;

2. Мультимедийный проектор.

Междисциплинарные связи: Технология ремонта швейного оборудования.

Внутридисциплинарные связи: урок строится на знаниях, полученных по темам «Распределение доходов, социальная помощь», «Государство в рыночной        экономике», «Экономический рост в обществе. Экономические кризисы», « Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства».

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: выявление уровня знаний, приобретенных в ходе урока в форме устного фронтального опроса.

Рефлексия на конец урока.

По карточкам рефлексии обучаемые отмечают своё настроение на конец урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ      

  1. Приложение 1. Карточки письменного опроса.
  2. Приложение 2. (Слайды с презентацией темы).
  3. Приложение 3. (Схемы по теме).

Ход урока

Организационный момент. Взаимное приветствие. Преподаватель проверяет подготовку обучаемых к занятию, отмечает отсутствующих, сообщает порядок проведения занятия, а также объясняет цель урока одновременно с сообщением темы и мотивирует  обучаемых на системную активную работу на уроке.

 1 этап – Контроль знаний. Письменный опрос по предыдущей теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства». (Приложение 1. Карточки письменного опроса.)

2 этап – конкурс «Разминка». Группа делится на 3 команды. Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

Конкурс “Разминка”

Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Вопросы-шутки.

Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайте

И баллы скорей получайте!
Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)

Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)

Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)

Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей …(налог)

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
    Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
    Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
    Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
  4. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
    Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
  5. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
    Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
  6. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
    Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
  7. Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”
    Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
  8. Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?
    Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
  9. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  10. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
  11. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
  12. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
  13. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
  14. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:

  1. Бережно расходовать. (экономить)
  2. Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
  3. Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
  4. Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
  5. Приносящий выгоду. (выгодный)
  6. Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
  7. Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
  8. Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
  9. Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)

Конкурс “Русские пословицы”

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

(За каждую пословицу или поговорку – 1 балл).

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.

            3 этап – Изучение нового материала. Проводится в виде презентации по теме «Причины, виды и последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы». Представляя презентацию, преподаватель объясняет тему с помощью презентации темы в слайд-фильме (приложение №2) с использованием схем (приложение№3) , обучаемые осуществляют запись лекций.

В ходе объяснения раскрытие следующие вопросы:

1.  Сущность безработицы.

2.  Причины безработицы.

3.  Виды безработицы.

4. Изменение безработицы.

5. Уровень безработицы.

6. Методы регулирования безработицы.

7. Центры занятости населения

Подведение итогов. Преподаватель проверяет знания обучаемых, полученные в ходе урока в виде фронтального опроса. Сообщает о качественной характеристике работы группы,  выставляет оценки за работу. Обучаемые анализируют ошибки.

Выбранная форма проведения урока  внесет разнообразие в учебный процесс, будет способствовать индивидуальному характеру работы обучаемых, воспитывает ответственность, способствует развитию умения доказывать свои умозаключения.

Основная цель занятия: состоит в формировании у обучаемых навыков самостоятельной работы при изучении нового материала, а также применения полученных теоретических  знаний  в будущей практической деятельности.

Заключение: в настоящее время проблема безработицы является острой для многих стран с рыночной экономикой. Умение ориентироваться в вопросах безработицы и занятости населения, применять знания о причинах появления безработицы, знания ее видов, типов и форм, методы её регулирования. Методы регулирования безработицы могут способствовать не только сокращению безработицы, но и повышению эффективности  проведения социальной политики в целом.

Литература:

  1. Муравьева Т.В., Зиньковскакя Н.В., Волкова Н.А. Экономика фирмы-М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  2. Пястолов С.М. Экономическая теория-М.: ОИЦ "Академия",2010.
  3. Пястолов С.М. Экономическая теория. Практикум-М.: ОИЦ "Академия",2010.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории-М.: ООО Издательство «Форум» ,2009.
  5. Соколинский В.М. Экономическая теория-М.: ООО «Издательство КноРус», 2009.
  6. Слагода В.Г. Экономическая теория -М.: ООО Издательство «Форум», 2009.
  7. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории-М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  8. КонсультантПлюс: специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей, 2010.

 

Приложение № 1.

Карточки для самостоятельной работы

Письменный опрос по дисциплине «Основы экономики»

по теме: «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Вариант 1.

  1. Стоимости денег.
  2. Перечислите функции денег.
  3. Понятия денег и кредитных денег.
  4. Перечислите расходы федерального бюджета (не менее 10 статей расходов).
  5. Для регулирования каких денег используются банковские пластиковые карты?


а) кредитных;

б) электронных;

в) бумажных.


  1. Доходы от внешнеэкономической деятельности относятся к:


а) налоговым;

б) неналоговым;

в) поступлениям из бюджетных фондов.


__________________________________________________________________________________

 

Письменный опрос по дисциплине «Основы экономики»

по теме: «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Вариант 2.

  1. Виды денег.
  2. Связь между долей населения и долей дохода (Лоренс, график).
  3. Понятия функций денег и цены.
  4. Понятие бюджета домашнего хозяйства и виды бюджета.
  5. Какая функция денег необходима для определения цены товара?


а) как средство обращения;

б) как средство платежа;

в) как мера стоимости.


  1. Бюджет, когда статьи доходов выше статей расходов, называется:


а) профицитный;

б) дефицитный;

в) сбалансированный.


__________________________________________________________________________________

Письменный опрос по дисциплине «Основы экономически»

по теме: «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Вариант 3.

  1. Электронные деньги.
  2. Бюджет – это…
  3. Перечислите налоговые доходы федерального бюджета.
  4. Понятие налогов и взаимосвязь между ставкой налога и налоговыми поступлениями.
  5. Какая функция денег предполагает появление кредитных денег?


а) как средство обращения;

б) как средство платежа;

в) мировых денег.


  1. К каким деньгам относятся бумажные деньги?


а) заместителям действительных денег;

б) действительным;

в) мировым.


_______________________________________________________________________________

Письменный опрос по дисциплине «Основы экономически»

по теме: «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Вариант 4.

  1. Бумажные деньги.
  2. Бюджетная система в Российской Федерации.
  3. Перечислите неналоговые доходы и доходы от целевых бюджетных фондов.
  4. Кривая Лэффера.
  5. Какая функция денег необходима для купли-продажи товаров и услуг?


а) как средство обращения;

б) как средство платежа;

в) как мера стоимости.


  1. К каким деньгам относятся монеты из драгоценных металлов?

а) мировым;                                   б) кредитным;                                   в) действительным.