Поиск

Программные задачи:

Учить детей осознанному отношению к природе, понимать важность охраны природы.

Формировать интерес к жизни диких животных (ежа, белки, лисы) и растений, особенностям их обитания.

Уточнить знания детей о Красной книге.

Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением в грамматически правильной форме.

Формировать культуру речевого общения.

Развивать эстетическое восприятие природы, наслаждаться её красотой, оберегать её.

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, умение правильно вести себя в природном окружении.

Активизация словаря: дикие животные, деревья: ель, сосна, дуб, берёза, Красная книга.

Предметная среда: игрушка-заяц, Лесовичок, д/и «Как вести себя в природе», иллюстрации с изображением деревьев: берёза, дуб, ель, сосна, стрелочки, корзина, орешки, Красная книга.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких  животных,

деревьев, чтение произведений о лесе, загадывание загадок, д/и «Как вести себя в природе».

Ход занятия:

Дети, я получила сегодня письмо от нашего старого знакомого Лесовичка. Он приглашает всех в гости, а куда отгадайте!

Воспитатель загадывает детям загадку:

« Есть у ребят, зелёныё друг,

                                                        Весёлый друг, хороший,

  Он им протянет сотни рук,

                                                        И тысячи ладошек»

-Что это? (Лес)

Теперь понятно, куда он нас приглашает? (ответы детей: в лес)

-Да, Лесовичок приглашает в гости к лесным жителям. Но прежде, чем отправиться в лес давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не нарушить тишину и покой обитателей леса.

Воспитатель предлагает выбрать нужное правило:

1.Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: срывать листья с веток, венки сплести из цветов, букеты нарвать: «Подумаешь - здесь много зелени, и ещё вырастет».

3.Наконец – то можно пошуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

4.Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6.Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

(Предложить карточки, изображающие  разное поведение в лесу. Дети отбирают нужные карточки).

Объясняют, почему отобрали именно эти.

-Молодцы! Знаете как вести себя в лесу.

-Тогда в путь!

Дети идут в лес. (имитация леса: иллюстрации с изображением леса, можно использовать ёлочки, деревья).

-А вот и лес. (звучит грамзапись из серии «Времена года» П.И. Чайковского).

-Воспитатель:

« Здравствуй лес, дремучий лес,

                                                     Полный сказок и чудес!

                                                     Кто в глуши твоей таится?

                                                     Что за зверь? Какая птица?

                                                     Всё открой не утаи,

                                                     Ты же видишь мы свои!»

Лес – это большой дом, в нём много жильцов.

-Кто эти жильцы? (ответы детей: цветы, деревья, травы, птицы, звери).

-Дети, а пословицы о лесе вы знаете? (ответы детей)

  1. «Лес – богатство и краса, береги свои леса»
  2. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет – посади»

-Посмотрите, да здесь какие-то стрелочки?

-Как вы думаете, зачем здесь стрелочки?

(ответы детей)-

-Да, это Лесовичок их расставил, чтобы вы не заблудились в лесу!)

-Дети посмотрите, здесь какая-то записка: «Отгадайте загадки»

-Воспитатель загадывает детям загадки:

    «Что же это за девица?

                                                      Не швея, не мастерица,

                                                      Ничего сама не шьёт,

                                                      А в иголках круглый год» (Ель)

-Да, это ель. А что вы знаете о ели? (ответы детей: Ель нас радует своей зеленью круглый год. В густых её ветках живут животные. Ель называют музыкальным деревом.

-Почему, как вы думаете? (Ответы детей: изготавливают музыкальные инструменты: скрипки, гитары, пианино, а ещё она бывает у нас каждый год в гостях на Новый год и слушает про себя песни).

                                                      «Они до небес хотят дорасти,

                                                         Небо ветвями хотят подмести.

         Чтобы, в течение года,

                  Ясной стала погода» (Сосна)

-Дети, а что вы знаете о сосне? (ответы детей)

-Как называются леса, в которых растут эти деревья? (Хвойные)

-А почему? (Вместо листьев у них хвоя).

-А как назвать одну? (Хвоинка)

В хвойном лесу хорошо и легко дышится.

-А вот послушайте ещё загадки:

« Все детки на ветках,

      С рожденья в беретках,

 С деревьев упадут –

                Береток не найдут» (Жёлуди)

-На каком дереве растут жёлуди? (ответы детей)

-Что вы знаете о дубе? (ответы детей)

Дуб – самое мощное дерево наших лесов. В нём много энергии, когда чувствуешь себя плохо, что – то болит, подойти нужно к дубу, прислониться к нему, постоять немного, и он даст тебе свои силы. Кора дуба содержит лекарственное вещество, когда болят зубы, их полоскают настоем коры дуба и зуб пройдёт. Для животных и птиц дуб – настоящая кормушка.

-А вот ещё загадка.

«Не заботясь о погоде,

       В сарафане белом ходит,

       А в один из тёплых дней

                   Май серёжки дарит ей» (Берёза)

-А как вы догадались? (ответы детей)

-Чем каждой весной берёза нас угощает? А вы знаете примету: из берёзы весной течёт много сока, то…(ответы детей: лето будет дождливое)

-А что можно сделать из древесины? (мебель, фанеру, из бересты плетут корзины, сумки, лапти)

Берёза – дерево очень полезное для лечения.

-А что применяют в медицине? (берёзовые почки)

Берёзка – любимое дерево в России. Любят за её красоту, за то, что лечит от многих болезней.

-А вы знаете, как берёза может вылечить человека? (ответы детей: болит голова, прислонись к берёзе, обними её и боль пройдёт. В жару берёза спасает от жары, потому что ствол у берёзы даже летом холодный и крона пушистая даёт тень)

-Молодцы! Отгадали загадки, интересно рассказали о деревьях.

-Какие из этих деревьев лиственные? Какие хвойные? Почему? (ответы детей)

-А какие ещё бывают леса? (смешанные)

-Почему их так называют?

-А сейчас я вам предлагаю отдохнуть: представьте себя деревьями (каждый выбирает своё любимое дерево)

Физкультминутка

« Мои корни глубоко вросли в землю,

        Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.

                                               Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

                                                Ветер сбивает росу.

                                                Плавно руками помашем,

                                                Это к нам птицы летят,

                                                Как они сядут, покажем-

                                                Крылья мы сложим назад»

-Отдохнули. Идём дальше. Куда нас ведёт стрелочка?

Дети посмотрите на пеньке что – то лежит.

Да это опять записка от Лесовичка: «Дети, я за вами наблюдаю, вы молодцы!

Отгадали загадки о деревьях, но я вам приготовил загадки о животных. Отгадайте их».

-Дети отгадаем загадки? (ответы детей)

Тогда слушайте:

«Не портной, а с иголками» (Ёж)

-Где зимует ёж?

-Чем питается?

-Как обороняется (ответы детей)

-Следующая загадка:

«Хожу в пушистой шубке,

                                                        Живу в густом лесу.

                                                        В дупле на старом дубе,

                                                        Орешки я грызу» (Белка)

-Где устраивает своё дупло?

-Что защищает от холода?

-Чем питается белка?

-Зачем белке хвост? (ответы детей)

-Молодцы! Много интересного вы рассказали об обитателях леса – животных.

-Пора в путь дальше по лесу.

( Раздаётся шорох. Под ёлкой сидит зайчонок .Он весь дрожит)

-Не бойся маленький, мы тебя не обидим. Как и этот зайчик, природа просит у нас защиты.

-Как мы можем ей помочь? (ответы детей: Мы ей поможем, если будем правильно себя вести в лесу: не бросать мусор, не рвать и не топтать цветы, ягоды, не ломать ветки, не кричать в лесу и.т.д.)

-А ещё существует такая книга, в которую занесены животные и растения, которых на Земле почти не осталось (показ книги).

-Как она называется? Почему? (ответы детей: Красная книга).

-Да, это Красная книга. Её обложка красного цвета. Выбран он не случайно.

Ведь красный цвет- сигнал тревоги, опасности.

Воспитатель читает стихотворение:

 «Охраняются Красною книгой

           Столько редких животных и птиц,

           Чтобы выжил простор многоликий

  Ради света грядущих зарниц.

           Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

  Чтобы души не стали пусты,

               Охраняются звери, охраняются змеи,

                                                      Охраняются даже цветы.

      Дерево, цветок, трава и птица,

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

       На планете мы останемся одни.

       Нор звериных, птичьего гнезда,

Разорять не будем никогда.

                 Пусть птенцам и маленьким зверятам,

       Хорошо живётся с нами рядом»

-Не бойся зайчонок, мы будем охранять животных, растения, оберегать их, помогать им.

-Появляется Лесовичок.

-Дети вы молодцы! Много знаете и о животных и о лесе, и о деревьях, о том, как вести себя в природе.

Как важно бережно обращаться со всеми живыми существами. Ведь и ваше здоровье во многом зависит от чистоты воздуха, от деревьев, растений, от всей природы.

-А сейчас мне пора уходить, обходить свои владения дальше, на прощание я вас хочу угостить лесными орешками(орешки лежат в корзине).

-Лесовичок, а дети тебе сейчас прочитают стихотворение про твой удивительный лес:

«Ты расти на радость людям,

  Мы дружить с тобою будем,

                                                      Добрый лес, могучий лес,

                                                      Полный сказок и чудес!»

-Давайте скажем. До свидания!

-Дети уходят.