Пояснительная записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с постнеклассической моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Предполагаемые результаты работы по программе:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
введение основ экологического образования;
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
организовать курс лекций для учащихся и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Структура и содержание программы
Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.
Структура программы определена механизмом включения в воспитательный план отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
Система экологического воспитания и образования в классе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
Научный уровень информации Системность излагаемой информации Интеграция предметных знаний Экологизация теоретического учебного материала Практические работы, проектная деятельность учащихся |
Тематические недели Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины Просветительская работа с учениками и родителями Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев. |
Экскурсии Научно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская и познавательная деятельность |
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку мероприятий для отдельного класса с учетом возрастных и психологических особенностей детей 6-7 классов.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения |
Задачи
|
Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления |
Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. |
Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению»* Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции «учусь управлять собой или моя экологическая культура»* |
|
Основная школа |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов (хакасов), для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
- Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
- Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
- Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Виды деятельности
по экологическому образованию и воспитанию
Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
Эколого-ориентированные классные часы, мероприятия. Экологические практикумы для учащихся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур. Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, к памятникам зодчества и на объектам современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей Озеленение класса, школьной территории |
Объединения по интересам Школьные экологические и природоохранные объединения Клубы Научные общества, Студии изобразительного и прикладного искусства Кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», «Игровое моделирование в прикладной экологии» и другие, Школьный экологический театр
Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)
|
При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:
- Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
- материалами конференции, проведенной департаментом природопользования и образования администрации Владимирской области (2010), опытом работы педагогов, размещенном на образовательном портале (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ Борцовской СШ №5, обладающего экологической культурой.
Участники Программы.
Участниками Программы являются:
- Учащиеся 6 класса, которые изучают экологию на классных часах и экологических мероприятиях, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов, участвовать в олимпиадах, НПК , конкурсах и экологических акциях.
- Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, классных часах, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
Мероприятия по реализации Программы:
- Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ | Мероприятия |
1 | Благоустройство школьного двора |
2 | Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними |
3 | Озеленение кабинета биологии |
4 | Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов |
5 | Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке |
6 | Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки |
7 | Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт |
8 | Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» |
9 | Проведение предметных недель, месячника экологии. |
10 | Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
11 | Участие в районной экологической конференции школьников |
12 | Участие в районных мероприятиях по экологии |
13 | Ведение элективных курсов экологической направленности |
14 | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
15 | Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» |
16 | Школьная туристическая игра |
17 | Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам |
18 | Участие в акции «Неделя в защиту животных» |
19 | Трудовые десанты, экологические субботники |
20 | Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации. |
21 | Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу |
22 | Работа школьного эколого-краеведческого кружка |
23 | Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» |
24 | Школьный день Здоровья |
25 | Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) |
26 | Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. |
27 | Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» |
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности
Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)
Рейтинговая система
Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)
Литература:
- Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
- Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
- Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
- Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
- Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
- Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
- Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.