ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению учащихся. Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.
Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. В настоящий момент средние общеобразовательные учреждения не располагают достаточным объёмом ресурсов для того, чтобы осуществлять на практике принципы индивидуального подхода при обучении школьников, принимая во внимание имеющиеся запросы. В данных условиях межведомственные, сетевые структуры, партнёрские проекты и программы способны обеспечить дифференцированное обучение в соответствие с познавательными интересами учащихся.
Основная цель программы – содействие профессиональному самоопределению учащихся и развитию жизненно важных компетенций.
Задачи программы:
- определение профессиональных интересов учащихся;
- ориентация учащихся в проектной деятельности;
- содействие формированию компетенций, способствующих успеху на рынке труда.
Образовательная программа «Проектная деятельность школьников» разработана на основе пособия Поливановой К.Н.: Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008 (ISBN – 978-5-09-016135-0).
Программа реализуется для учащихся 10-ого класса в течение учебного года по 2 часа. На программу рассчитано 70 часов.
Ученики выбраны в соответствии с их достижениями в области социального проектирования и развития организационно-управленческих навыков для углубленного изучения материала.
Составляющие части программы:
- Современное состояние образования: проблемы и перспективы.
- Проектная деятельность: определение понятия.
- Проектная деятельность школьников.
- Организация проектной деятельности на разных этапах школы.
При реализации программы используются методы формирования личностного развития ученика:
- объяснительно-иллюстрационные: объяснения, рассказы, беседы, иллюстрации, инструктаж, алгоритмизация;
- методы организационной деятельности: репродуктивные, творческие, самостоятельная работы, проектная деятельность;
- методы стимулирования и мотивации деятельности: соревновательные, поощрение, создание «ситуации успеха», эмоциональное воздействие.
Тематическое планирование по программе
«Проектная деятельность школьников»
№ п./п. |
Содержание |
№ занятия |
Кол-во часов |
1 |
Тема 1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы |
1-22 |
22 |
2 |
Развитие школьника |
1-4 |
4 |
3 |
Содержание образования |
5-6 |
2 |
4 |
Учебная деятельность. |
7-10 |
4 |
5 |
Проектная деятельность |
11-12 |
2 |
6 |
Основные блоки проектирования |
13-16 |
4 |
7 |
Проектирование в бизнес структуре |
17-18 |
2 |
8 |
Стили управления проектами |
19-20 |
2 |
9 |
Резюме |
21-22 |
2 |
10 |
Тема 2. Проектная деятельность: определение понятия |
23-36 |
14 |
11 |
История проектирования |
23-24 |
2 |
12 |
Проект – это |
25-28 |
4 |
13 |
Социальное проектирование
|
29-30 |
2 |
14 |
Проект и научное исследование |
31-34 |
4 |
15 |
Результативность |
35-36 |
2 |
16 |
Тема 3. Проектная деятельность школьников |
37-54 |
18 |
17 |
Проектная деятельность – ведущая деятельность школьника |
37-40 |
4 |
18 |
Проектная деятельность как особая форма учебной работы |
41-44 |
4 |
19 |
Образовательное проектирование и ученическое проектирование |
45-48 |
4 |
20 |
Организация малых групп |
49-50 |
2 |
21 |
Основы менеджмента социальной сферы |
51-52 |
2 |
22 |
Проектный план |
53-54 |
2 |
23 |
Тема 4. Организация проектной деятельности на разных этапах школы |
55-68 |
14 |
24 |
Развитие типов коммуникации участников образовательного процесса |
55-58 |
4 |
25 |
Оценивание проектной работы |
59-60 |
2 |
26 |
Оценка учебных достижений в проектной деятельности |
61-64 |
4 |
27 |
Организационный аспекты школьного проектирования |
65-68 |
4 |
28 |
Итоговое занятие |
69-70 |
2 |
Итого: 70 часов
Учебно-методическая литература по программе
«Проектная деятельность школьников»
- Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008г.;
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010г.
- Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008г.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006г.