Поиск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению учащихся. Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.

Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. В настоящий момент средние общеобразовательные учреждения не располагают достаточным объёмом ресурсов для того, чтобы осуществлять на практике принципы индивидуального подхода при обучении школьников, принимая во внимание имеющиеся запросы. В данных условиях межведомственные, сетевые структуры, партнёрские проекты и программы способны обеспечить дифференцированное обучение в соответствие с познавательными интересами учащихся.

Основная цель программы – содействие профессиональному самоопределению учащихся и развитию жизненно важных компетенций.

Задачи программы:

  • определение профессиональных интересов учащихся;
  • ориентация учащихся в проектной деятельности;
  • содействие формированию компетенций, способствующих успеху на рынке труда.

Образовательная программа «Проектная деятельность школьников» разработана на основе пособия Поливановой К.Н.: Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008 (ISBN – 978-5-09-016135-0).

Программа реализуется для учащихся 10-ого класса в течение учебного года по 2 часа. На программу рассчитано 70 часов.

Ученики выбраны в соответствии с их достижениями в области социального проектирования и развития организационно-управленческих навыков для углубленного изучения материала. 

Составляющие части программы:

  1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы.
  2. Проектная деятельность: определение понятия.
  3. Проектная деятельность школьников.
  4. Организация проектной деятельности на разных этапах школы.

При реализации программы используются методы формирования личностного развития ученика:

  • объяснительно-иллюстрационные: объяснения, рассказы, беседы, иллюстрации, инструктаж, алгоритмизация;
  • методы организационной деятельности: репродуктивные, творческие, самостоятельная работы, проектная деятельность;
  • методы стимулирования и мотивации деятельности: соревновательные, поощрение, создание «ситуации успеха», эмоциональное воздействие.

Тематическое планирование по программе

«Проектная деятельность школьников»

 

№ п./п.

Содержание

№ занятия

Кол-во часов

1

Тема 1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы

1-22

22

2

Развитие школьника

1-4

4

3

Содержание образования

5-6

2

4

Учебная деятельность.

7-10

4

5

Проектная деятельность

11-12

2

6

Основные блоки проектирования

13-16

4

7

Проектирование в бизнес структуре

17-18

2

8

Стили управления проектами

19-20

2

9

Резюме

21-22

2

10

Тема 2. Проектная деятельность: определение понятия

23-36

14

11

История проектирования

23-24

2

12

Проект – это

25-28

4

13

Социальное проектирование

29-30

2

14

Проект и научное исследование

31-34

4

15

Результативность

35-36

2

16

Тема 3. Проектная деятельность школьников

37-54

18

17

Проектная деятельность – ведущая деятельность школьника

37-40

4

18

Проектная деятельность как особая форма учебной работы

41-44

4

19

Образовательное проектирование и ученическое проектирование

45-48

4

20

Организация малых групп

49-50

2

21

Основы менеджмента социальной сферы

51-52

2

22

Проектный план

53-54

2

23

Тема 4. Организация проектной деятельности на разных этапах школы 

55-68

14

24

Развитие типов коммуникации участников образовательного процесса

55-58

4

25

Оценивание проектной работы

59-60

2

26

Оценка учебных достижений в проектной деятельности

61-64

4

27

Организационный аспекты школьного проектирования

65-68

4

28

Итоговое занятие

69-70

2

Итого: 70 часов

 

Учебно-методическая литература по программе

«Проектная деятельность школьников»

  

  1. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г.
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008г.;
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010г.
  4. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008г.

Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006г.