Дистанционная форма при проведении курсового обучения наиболее удобна и
продуктивна для получения дополнительной профессии, поскольку слушатель
самостоятельно выбирает место, сроки, и то направление профессиональной
деятельности, которое ему действительно необходимо. Ключевой особенностью
модели обучения, используемой нашим техникумом, является широкий доступ к
образовательным ресурсам на основе ИКТ, с упором на индивидуализацию,
гибкость, контекстный подход к подаче информации. В основе данной модели
лежит принцип интерактивности, обеспечивающий развитие сотрудничества как по
вертикали - между преподавателем и слушателями, так и по горизонтали
непосредственно между самими слушателями.
В марте 2012 года в техникуме был открыт центр дистанционного обучения в
рамках программы «Совершенствование и укрепление организационной
структуры и материально-технической базы профессионального образования
Краснодарского края».
Проведя опрос населения, мы проанализировали необходимость и
актуальность различных профессий. Вследствие этого были разработаны программы
по двум специальным. курсам: «Секретарь суда» и «Основы создания сайтов».
Методисты дистанционного центра разместили на сайте техникума и в
информационных киосках, находящихся в рекреациях нашего учебного заведения
инструкцию о подаче заявки на обучение. Первое занятие (инструктаж) проходило в
кабинете дистанционного обучения, где будущих слушателей ознакомили с работой
в системе дистанционного обучения. После чего они получили индивидуальные
пароли и логины для входа на сайт и доступа к своему курсу.
Мы используем 2 технологии:
курсы, полностью основанные на удаленной работе слушателей;
смешанные курсы, на которых теория изучается с помощью системы
дистанционного обучения, а отработка практических навыков проводится на
аудиторных занятиях (семинарах).
Впервые мы реализовали принцип удаленной работы через курс «Секретарь
суда». Данный курс состоит из нескольких дисциплин. Первые лекции по ним
доступны всем слушателям, а в дальнейшем процесс обучения становится
индивидуальным. Доступ к лекционному материалу открыт на сайте системы
дистанционного обучения, и слушатели могут ознакомиться с ним в удобное для
них время.
3. Теоретический материал, представленный в виде лекций, содержит как текстово-графическую информацию, так и мультимедийную. Кроме того широко используется глоссарий, ссылка к которому организуется напрямую из лекционного материала.
Например, в лекции встречается словосочетание "Абсолютная монархия", пояснение которого имеется в глоссарии, при щелчке на данном слове, в отдельном окне открывается его описание из глоссария.
В конце каждой темы проводится контроль знаний. Наиболее часто используются следующие формы контроля:
- ответ в виде написания краткого эссе (в конце лекции имеются вопросы, ответы на которые вводятся слушателями в отдельное поле. Система автоматически фиксирует время ответа. При оценивании ответов тьютор не только выставляет отметки, но и в специальном окне вводит комментарий). Также имеется функция автоматической рассылки оценок с комментариями слушателям.
- выполнение задания с различными типами оформления ответа (ответ в виде текста, ответ в виде файла, ответ вне сайта, т.е. ответ присылается тьютору по почте, либо проводится устный опрос по скайпу).
Приведенные формы контроля требуют непосредственного участия тьютора в оценивании знаний слушателей. Однако в системе используются и такой метод контроля как тестирование. Тьютор заранее выставляет требования к ответам, количество попыток, ограничение по времени и т.д. На основе данных критериев система сама выставляет оценку.
Для закрепления теоретических знаний проводятся практические занятия - семинары. Выполнив свою работу, слушатель размещает ее на сайте и участвует в оценке работ других слушателей.
План семинара состоит из нескольких фаз со списком задач для каждой фазы.
1. Фаза настройки. Задачи тьютора:
Вступительное слово
Выдача инструкции для работы, описание требований по оформлению работы, установление сроков сдачи работы
Редактирование формы оценки (настройка процедуры оценивания работ)
2. Фаза представления работ.
Распределение функции оценивания работ
3. Фаза оценивания.
Оценивание работ слушателями
4. Фаза оценивания тьютором оценок слушателей.
Отчет об оценках семинара доступен как во время проведения семинара, так и по его окончании. При таком способе обучения слушатель получает полезные навыки не только по самостоятельному поиску дополнительных материалов, но и навыки проведения анализа информации. В процессе обучения слушатели могут ознакомиться с общей ведомостью прохождения курса. Также сайт Системы дистанционного обучения содержит чат и форум (свой для каждого курса), где
5
пользователи обмениваются информацией по интересующим их вопросам как между собой, так и с тьютором.
В процессе обучения организуются индивидуальные on-line консультации слушателей с преподавателем (тьютором) по определенному графику и проводятся видеоконференции, на которых обсуждаются основные трудности в освоении материала. По завершении обучения в техникуме проводится итоговый экзамен. Слушатели, успешно завершившие курс обучения и сдавшие экзамен, получают свидетельства.
В 2012-2013 учебном году проводилась подготовка слушателей на дополнительных курсах «Компьютер для преподавателя» и «Работа в программах компьютерной графики» по технологии полностью удаленной работы слушателей
и на курсе "Сетевой администратор офисных и домашних компьютеров» по технологии частичного удаления (смешанный курс), который проходил в 2 стадии:
1) теоретическая часть - проводилась аналогично принципу курса «Секретарь суда» с помощью дистанционных технологий;
2) практическая часть - аудиторные занятия (семинары), на которых отрабатывались навыки полученных теоретических знаний.
Итоговый экзамен проводился в техникуме. Все слушатели успешно завершили курс обучения и получили свидетельства.
Опыт проведения курсов по системе дистанционного обучения с применением инновационных технологий выявил некоторые проблемы, связанные с работой Интернет-канала в крае, трудоемкостью подготовки учебного материала; и, соответственно, были найдены пути их решения. В частности, техникум перешел на оптоволоконные технологии. Постепенно расширяется штат тьюторов за счет обучения преподавателей работе в оболочке системы дистанционного обучения. Эти мероприятия способствуют открытию в этом учебном году новых курсов дистанционного обучения.