Поиск

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия.

В нашем учреждении реализуется проект по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи и освоение ими программы обучения. Данная программа включает в себя:  

          - обследование детей с ТНР (ОНР) с целью выявления их особых образовательных потребностей специалистами  (врач-педиатр, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)  и воспитателями группы  компенсирующей направленности;

         -  коллективные совещания специалистов дошкольного учреждения и воспитателей группы компенсирующей направленности для совместного обсуждения результатов обследования детей;

         -     составление единых индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных  маршрутов.

Целью коррекционно – развивающей работы является выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по им психолого-медико-педагогической сопровождению.

Коррекционно – развивающая работа представляет собой системукомплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в  условиях образовательного процесса, включающую в себя диагностическое, профилактическое, коррекционно–развивающее направления, обеспечивающие оптимальный уровень речевого и психического развития дошкольника.

В ходе реализации проекта по разработке индивидуальных образовательных маршрутов в условиях ФГОС ДО, учителем – логопедом  выделяются основные критерии для мониторинга обучающегося в логопедической группе:

  • Понимание речи
  • Фонетико – фонематическая сторона речи
  • Словарный запас
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь

По результатам мониторинга  выстраивается алгоритм работы:

 - изучение ребенка (заключения ПМПК, заключений врачей-специалистов, беседы с родителями, наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности);

- логопедическое обследование импрессивной и экспрессивной речи, анализ результатов диагностики;

- заполнение индивидуальной речевой карты;

- составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на учебный год;

- разработка индивидуальных коррекционных планов работы с детьми с учетом выявленных речевых дефектов. 

Далее следует непосредственная коррекционно-логопедическая работа с детьми:

- проведение индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми;

- организация консультаций с психологом для проблемных детей;

Следующий этап работы – это проведение промежуточной диагностики, анализ результатов.

На этом этапе важным становитсяучастие в коллективном совещании, с целью обсуждения динамики развития детей, оценки этапных результатов коррекционно-воспитательной работы  и  выработки единого плана коррекционно-образовательной работы.

Далее следует непосредственная индивидуально-коррекционная работа с детьми с учетом анализа и корректировки индивидуальных планов.

На конец учебного года проводится итоговая диагностика речевого развития, анализ результатов.

На заключительном этапе, в коллективном совещании, обсуждается динамика развития детей и  эффективности коррекционно-образовательной работы за учебный год.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам ведется с учетом тематического плана составленного на учебный год. Построение образовательного процесса вокруг одной  темы дает большие возможности для развития детей. Тематический подход позволяет оптимально организовать образова­тельный процесс для детей с нарушениями речи.Одной теме уделяется не менее одной недели.

Таким образом, благодаря тесному взаимодействию всех участников образовательного процесса в разработке индивидуального маршрута детей с нарушениями речи, для освоения программы обучения, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные возможности при поступлении в школу.