Поиск

Упражненияна релаксацию

мышечного тонуса у дошкольников

 

 

Формула общего спокойствия

 

Дети принимают позу покоя: сидят на стульях, ноги чуть расставлены, руки свободно лежат на коленях. Формула общего спокойствия произносится логопедом в начале занятия тихим голосом, в замедленном темпе, с длинными паузами:

Игра у нас есть вот какая

Очень легкая и простая:

Замедляются движения,

И нет больше напряжения

Играет любая медленная мелодия, дети расслабляются.

 

Упражнение «Кулачки»

Дети сидят на стульях и крепко сжимают кулачки (руки лежат на коленях). Воспитатель говорит: «Как трудно и неприятно так сидеть, руки устали. Распрямите пальцы, распрямите кулачки. Руки отдыхают, им стало легко. Спокойный вдох-выдох

И вдох-выдох. А теперь то же самое стихотворение (этот и последующие стихи говорит воспитатель)

Руки, на коленях

Стисну кулачки.

Крепко с напряжением

Держу, раз, два, три.

Затем свободно выдыхаю

И так отдыхаю

Как приятно без напряжения,

Пусть лежат спокойно руки

Играет любая медленная мелодия, дети, расслабляются,

 

Упражнение «Олень»

Дети сидят на стульях. Руки подняты и скрещены вверху над головой, пальцы широко расставлены Воспитатель говорит: «Напрягите руки. Они стали твердые, как рога у оленя. Так трудно держать руки, неприятно. Опустите руки вниз, расслабьте, пусть они отдыхают. Вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь стихотворение

Мы в оленей превратились,

И рога у нас на голове.

Мы против ветра не склонились

Вперед идем мы по траве.

Ветер утих, и без напряжения

Наземь опускаем руки

Наши мышцы отдохнули

И расслабились.

Под спокойную мелодию дети расслабляются

 

Упражнение «Подъемный кран»

Дети сидят на стульях. Правая рука согнута в локте и с напряжением поднимается вверх. Затем, расслабленная, медленно опускается на колено; то же самое левой рукой. Воспитатель рассказывает детям, что так работает подъемный кран, и как трудно и неприятно руке чувствовать такое напряжение, и как легко, когда рука в расслабленном состоянии» После этого дети, делают упражнение еще раз под стихотворение:

С напряжением рука поднимается вверх.

Словно кран поднимает груз.

А затем медленно опускается вниз,

Кончилась работа, кончился наш труд.

 

Упражнение «Пружинки»

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, представьте себе, что пальцы ног вы поставили на пружинки. Они подпрыгивают вверх и толкают носки ног. Прижмем пружинки. Ноги в напряжении, им трудно. Отпустили пружинки, пальцы ног немного поднялись. И пятки остались на полу. Ногам стало легко, они отдыхают. Вдох-выдох

А теперь то же самое делайте под стихотворение:

Ну и классные пружинки

Что упираются в ботинки.

Ты носочки опускай

На пружинки нажимай.

Сильнее, сильнее нажимай,

А потом уже отдыхай

ъ

Упражнение «Ножницы»

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, вы все работали ножницами. А теперь ножницами станут ваши ноги. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете по тексту выполнять движения:

Вот ножницами ноги стали,

Медленно мы их подняли.

То разводили, то сводили,

И без напряжения опустили.

Как трудно было ногам, когда они работали, словно ножницы. И как легко им сейчас. Вдох-выдох, вдох-выдох. Повторим это упражнение еще раз. Вы хорошо почувствуете работу своих мышц ног и разницу между напряжением и расслаблением».

 

Упражнение «Сердитый язык»

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Что-то наш язычок сегодня распустился. Вместо того, чтобы помогать произносить слова, он напрягся и толкает зубы так трудно и неприятно делать. Язык сразу устал» А когда отдохнул, начал произносить слова. Послушайте об этом стихотворение и делайте то же самое:

Дошел наш язык до беды

Говорить стал от балды:

Стал язык толкать зубы,

Чтобы их выпихнуть за губы.

Притомился, перестал

И на место сразу стал.

Наш расслабился язык,

Работать так он не привык