Поиск

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • познакомить ребят с понятием блокада;
  • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
  • осознать тяжесть того времени для детей и сверстников.

(под музыку «Дети войны» Т. Гвардцители)

Учитель:  Сегодня 23 января знаменательный день для всей странны и мира! 23 января 1944 года завершилась почти 900 дневная блокада легендарного города Ленинграда (г.Санкт-Петербурга).

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

На защиту Отечества и своего города встали не только взрослые, но и дети.

15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Я предлагаю окунуться в ужасную атмосферу того времени.

(фрагмент видеоролика -

 – Блокадный Ленинград) – 4 мин. 5 сек.

На защиту родного города поднялись все его жители.  До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час,  и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории  нашей страны и в судьбах ребят.

В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными  в госпиталях, работали за станками.

Самостоятельно посмотреть определение и вид:

БАРРИКАДА.ДОТ

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.  Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.  Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.  При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

(Просмотр видеоролика - 

 – Дети блокады: // из дневника Тани Савичевой) – 5мин. 42 сек.

В это ужасное время в Ленинграде работали театры и школы, жителям славного города необходимо было черпать силы в культуре и образовании, поднимать дух и верить в светлое будущее.

Я предлагаю вам сегодня написать письмо тому самому сверстнику, тому ребенку, который жил во время блокады, что вы могли бы ему пожелать, как поднять дух оголодавшего обессилевшего ребенка в годы блокады Ленинграда.

(написание письма сверстнику, ребенку блокадного Ленинграда)

(звучит музыка – Варя Стрижак «Мама, Не Плачь») -

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.