Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «ситуация успеха», обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.
Задачи: 1. Создание комплекса психолого-педагогических условий, способствующих успешной деятельности в образовательном процессе школы.
2. Практическая реализация модели успешности образовательного процесса в школе.
3. Формировать стремление к здоровому образу жизни.
4. Разработка практических рекомендаций по адаптации создания модели успешной деятельности в образовательном процессе школы.
Целевая группа: обучающиеся уровня начального общего образования.
Сценарий мастер-класса (до начала раздаются цветные жетоны с цитатами на успех, затем рассаживаются по трем микрогруппам по цвету жетонов):
- (Алексеева А.А.) Знакомство. – Добрый день, дорогие коллеги. Давайте познакомимся. Называем
свое имя и коротко сообщаем свой недавний успех в любой сфере или то, чем вы гордитесь в данное время.
Говорят, успех приходит к тем, кто рано встает. Нет! Приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. С этой оптимистичной ноты начнем мастер-класс!
- Сегодняшнее образование уделяет особенное внимание к ребенку; принятие его
личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.
- Рассмотрим как создается ситуация успеха в коллективе 3 «а» класса через
внеурочную деятельность. Представим класс в виде «цветочка», «лепестки» - это внеурочные занятия (фольклорный кружок, риторика, час здоровья, «Умелые руки», танцевальный, хор).
- Фольклорный кружок. С прощлого года весь класс занимается в фольклорном
ансамбле «Кылысах», художественный руководитель Николаева Н.М. Дети научились играть на хомусе и других национальных инструментах. Благодаря родителям, на каждого ученика сшит национальный костюм и приобретен инструмент хомус. Ансамбль в 2016 году принял участие в улусном, республиканском и международном конкурсах. Такие достижения, как:
- Лауреат 1 степени в IV Международном фестивале «Москва верит талантам» в рамках проекта «Таланты России» в г.Москва (приглашены на супер-финал в г.Санкт-Петербург);
- Диплом 2 степени в республиканском конкурсе «Бриллиантовые нотки» в г.Якутск (приглашены на фестиваль в г.Сочи);
- Гран-при в улусном фольклорном конкурсе имени Мохначевских (награждены комплектом национальных инструментов на сумму 45000 рублей).
- Риторика + час здоровья.Со второго класса работает проект «Здоровей-ка». В
прошлом году все учащиеся подготовили разные сообщения с презентацией по теме «ЗОЖ». Выступили перед своим классом и параллельными классами. В этом году начали выступать перед 1 и 2 классами. С декабря выступаем в детских садах «Родничок», «Кырачаан Ымыылар», «Сардаана», «Кэнчээри». Поэтому сообщения исправлены нацеленно на аудиторию малышей и переведены на родной язык. Детишки очень внимательно слушают сообщения школьников, в конце отвечают на вопросы, тем самым понимаем, что им интересно.
Кроме этого, учащиеся принимают активное участие в НПК и различных чтениях. Имеются высокие результаты в 2016 году.
- Лауреат 1 степени Всероссийского летнего турнира-конференции «Юный исследователь-Юг» в г.Сочи;
- 6 призеров во Всероссийском конкурсе «Юный исследователь» (г.Обнинск): Диплом 1 степени-3 учащихся, Диплом 2 степени-3 учащихся;
- Победитель в номинации «Юный исследователь водных стихий» в республиканском НПК «Ступенька к творчеству» в г.Якутск;
- 4 призера в республиканском НПК «Юный исследователь», проведенной в Горном улусе;
- 6 призеров в улусном НПК «Юниорские чтения» в с.Бердигестях;
- 1 место в улусном конкурсе ораторов «Аман Ес» среди начальных классов;
- Победитель в номинации «Тереебут тылы умсугуйааччы» улусном конкурсе ораторов «Аман Ес»;
- 1 место в улусных чтения имени Григория Данилова среди 1-5 классов;
- Звание «Юный патриот» в школьном военно-патриотическом чтении среди мальчиков 1-4 классов, посвященном 23 февраля;
- Диплом 2 степени в школьном военно-патриотическом чтении среди мальчиков 1-4 классов, посвященном 23 февраля;
- Диплом 3 степени в школьном военно-патриотическом чтении среди мальчиков 1-4 классов, посвященном 23 февраля.
- «Умелые руки».Все дети любят делать поделки из разных материалов. Готовые
работы фотографируем и высылаем на разного уровня творческие конкурсы по интернету. Дети занимают призовые места и получают дипломы и грамоты. Особенно повышается самооценка тех учащихся, которые не участвуют в олимпиадах, чтениях.
- Танцевальный + хор. В школе ежегодно в декабре проводится традиционный
танцевальный конкурс «Поколение NEXT». Каждый год готовим танцевальный номер всем классом. В прошлом году конкурс прошел по теме «Бальные танцы». Наш класс подготовил танец – менуэт. Родители учащимся сшили красивые костюмы золотистого цвета, у каждого был парик с белыми волосами. Наш номер очень понравился общественности улуса, и детей несколько раз приглашали принять участие в различных улусных мероприятиях, также танцевали на Ёлке Главы улуса. Выступление на сцене придает уверенности детям, учит не бояться перед публикой и умению вести себя в обществе. В этом году успешно выступили на «Ситцевом балу братьев Семена и Софрона Даниловых» (наших знаменитых земляков-писателей).
Хор ведет учитель музыки. На любых песенных конкурсах выступаем всем классом. Это воспитывает учащихся сплоченности и коллективизму. В конкурсе, посвященном Дню 8 марта, отмечены номинацией «Дебют конкурса»; в конкурсе военной песни заняли 2 место. Сейчас ведется активная подготовка к Смотру песни и строя, посвященный Дню Защитников Отечества.
Проведя мониторинг самооценки коллектива за два года, оценили ситуацию в классе. Рост самооценки идет в положительную сторону.
Таким образом, стараемся дать детям всестороннее развитие, где каждый может в чем-то проявиться. И это послужит созданию ситуации успеха ученика. Ведь успешный ученик, будет успешен во всем.
- Ситуация успеха на уроке (Дмитриева С.В.)
Моя коллега рассказала вам, как создать ситуацию успеха во внеурочное время. А я расскажу вам о некоторых приемах, которые я использую во время урока, чтобы создать ситуацию успеха.
Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха на уроке повышает учебную мотивацию, развивает познавательный интерес, активность к уроку. Поддерживает благоприятный климат в классе. Стимулирует к высокой результативности труда и конечно же, повышает качество обучения.
На своих уроках я использую такие приёмы:
- Похвала.
Самый простой прием, который можно использовать на каждом уроке. Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. Тем более, если этот ученик из неблагополучной семьи. Ведь дети из такой семьи не получают от родителей должного внимания. Поэтому неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, у меня в классе есть мальчик из неблагополучной семьи, который со второго класса состоял на учете КДН по поведению. Мальчик срывал уроки, грубо вел себя и по отношению к учителю, и к одноклассникам. С социальным педагогом и психологом школы велась работа с семьей мальчика. Оказывается, мальчик просто хотел внимания со стороны учителя и родителей. Сейчас мальчик активист класса, хорошист учебы. Вышел из учета КДН.
- Снятие страха.
Обычно ученики бояться допустить ошибки, преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Важно научится вербально создавать правильный настрой. Можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной", закрепить эмоцию позитива "У вас обязательно получится", заинтересовать лично "Это задание я могу поручить только тебе", позволить порадоваться даже незначительному успеху "Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя". Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д.
- Задание разной сложности.
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим подходом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания. Например, у меня в классе есть ученик с диагнозом «дисграфия». Он диктант пишет с многочисленной ошибкой. И чтобы повысить его самооценку, и привить интерес к русскому, родному языку, я даю ему индивидуальные задания. К примеру, во время диктанта он вместе с другими пишет диктант, но перед ним лежит текст диктанта. Он может спокойно посмотреть текст, проследить и проверить. Еще у него очень хорошая память. Поэтому он хорошо выучивает правила, и если не может проявить себя в письме (во время диктанта, изложения, сочинения), то он очень хорошо выполняет письменные задания.
- Самостоятельный выбор задания.
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
- Практическая часть.
- Сейчас поработаем в группах. Каждая группа должна создать ситуацию успеха
одному из этих детей:
а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;
б) ребенок, неуспевающий в учебе;
в) ребенок с низкой самооценкой.
Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.
- Защита проектов слушателей.
- Ребенок, испытывающий трудности в чтении:
- совместное чтение
- ролевые игры
- похвала
- наизусть
- иллюстрированные книжки
- упражнения по проговариванию звуков
- короткие тексты
- творческие задания (на развитие мелкой моторики)
- выступление перед классом.
- Ребенок, неуспевающий в учебе:
- работа с семьей (поддержка, похвала, контроль, режим дня, условие)
- здоровье (витаминизация, режим питания, занятие спортом)
- самооценка (похвала, занятие по интересу, работа с учителями-предметниками)
- мотивация (педдиагностика способностей и интересов, участие в познавательных мероприятиях)
- взаимоотношения со сверстниками (совместные игры, походы, поддержка друзей).
- Ребенок с низкой самооценкой:
- поощрение
- подбор кружков по интересам
- выявление способностей и интересов
- поручение
- похвала
- выявление причины
- шефство
- психологическое сопровождение
- ситуация успеха
- привлечение семьи
- привлечение к участию в мероприятиях.
VII. В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. В центрах дополнительного образования набирают талантливых, способных детей и добиваются результатов с успешными детьми. А в школе учитель должен создать ситуацию успеха на каждого ученика и во время урока, и во внеурочной деятельности.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!