На сегодняшний день во всем мире широкое распространение получили информационно – коммуникативные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения. Воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самоопределение и самостановлении.
При использование ИКТ на занятиях повышается мотивация учений и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИКТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшего профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении. При использование ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей дает новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно ведут к вытеснению термина «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования определяют как создание условий учащихся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Учащегося легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создает мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному росту степени усвоения материала по сравнении с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствует развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогает реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов знаний, а также разнообразить формы обратной связи, не только с детьми, но и с родителями.
Применение мультимедийных средств, в дополнительном образовании, в частности в музыкальном, до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение ИКТ в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материально – техническим обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения. Преимущества ИКТ заключается в:
- возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
- интегрирование обычного урока с ИКТ позволяют педагогу сделать обучение более интересным, разнообразным, интенсивным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворить потребности современных детей.
- помощи преподавателю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и всё дальнейшее освоение информационных технологий.
Использование современных технологий на уроке:
- для профессиональной подготовки исполнителей;
- как источник вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего);
- как помощь преподавателю образно и интересно подать материал;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учеником, между преподавателем и родителями обучающегося;
- расширить кругозор ученика.
Основными направлениями использования ИКТ на уроках являются: визуальная информация (иллюстрации, наглядный материал);демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия); самостоятельная поисковая и творческая работа.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. Сюда относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи, каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. Преподаватель выступает как консультант, так и контролер усвоенных знаний.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа – система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
На уроках фортепиано модно применять такие ИКТ, как:
- различные видео- и аудио – ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр);
- музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
Личный опыт применения ИКТ на уроках фортепиано и во вне урочной деятельности.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а научно – познавательная игра. Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура. Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве, что применимо не только на уроках, но и в самостоятельных занятиях.
Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. После, обсуждаем и сравниваем с нашей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально – творческое мышление. На заключительных этапах работы применяю способ работы как записывание на видео или аудиоаппаратуру (телефон, диктофон, видеокамеру), после чего даю слушать ученику и он, слушая себя со стороны, делает сам себе замечания. Очень часто в своей работе использую ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете, не только для детского репертуара, но и для личного пользования.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая свое собственное понимание предметного содержания обучения. Помимо образовательной функции, в своей работе ИКТ я применяю и в воспитании. Очень важно в наше современное время быть с ребенком «на одной волне». Общаться с детьми не только в рамках школы и работы на уроке, когда ребенок реагирует на замечания учителя, но и когда общаешься с ребенком в социальных сетях, обмениваться аудио- и видео файлами интересных современных обработок шедевров мировой музыки. А также записями великих фортепианных мастеров. ИКТ применимо не только в работе с учениками, но и с родителями. Помимо регулярной телефонной связи, все чаще мною применимы программы – мессенджеры, что существенно облегчает работу с родителями. Применение ИКТ возможно не только в обучении, но и воспитании и внеклассной работе с учениками и их родителями. Современные гаджеты и программы к ним позволяют общаться и передавать информацию об учебе и внеурочной деятельности с помощью «одного клика», не выходя из дома, что существенно упрощает роль родительского контроля над детьми. Это также позволяет и упрощает общение между родителем и учителем. При помощи сети Интернет, и социальных сетей и различных мессенджеров и приложений в телефонах и компьютерах стало проще и мобильнее общаться с родителями. Детьми, давать домашнее задание, проверять знания. А также находить, подготавливать и проводить мероприятия, организовывать конкурсные поездки. Привлечение и мотивация не только учеников, но и родителей к увлечениям и общению с детьми, родителями и учениками.