Поиск

                                                                    «Школа становится очагом духовной жизни,                        

                                                                          если учителя дают интересные и по со-

                                                                          держанию и по форме уроки… 

                                                                          Но замечательные, блестящие уроки есть

                                                                          там, где имеется ещё что-то замечательное,

                                                                          кроме уроков, где имеются и успешно

                                                                          применяются самые разнообразные формы

                                                                          развития учащихся вне уроков».

                                                                                          В.А.Сухомлинский

  

    Зажечь искорку интереса в глазах учеников, сделать учение посильным и радостным – не простая задача для каждого учителя. Поэтому, одним из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку можно считать организацию внеклассной работы, более тесную связь обучения и воспитания учащихся. Изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит применения в жизненной практике школьников, и именно внеклассная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных учащимися знаний, расширить их общий кругозор. Поэтому необходимо вовлекать как можно большее количество учащихся во внеклассную работу. Она должна быть оптимально полезной и максимально направленной  на предмет.

   Внеклассная работа это система неоднородных  по  содержанию,  назначению,    по         методике проведения и формам, воспитательно-образовательных    внеурочных мероприятий, выходящих за рамки учебных программ,   которая должна стимулировать интерес к предмету и базироваться на программном материале и подготовке , полученной учащимися на уроке, чтобы давать им возможность применять свои знания ,навыки и умения.  Если мы будем правильно сочетать внеклассную и классную формы работы, то обеспечим большую гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. 

      При организации внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать интересы учащихся, их стремления, творческие, организаторские и  исполнительские возможности. Для этого необходимо включать их в общественно полезную деятельность, каждому найти занятие по способностям и интересам.   Работу необходимо строить на принципах добровольности и массовости, увлекательности, наглядности и доступности. Если каждый ученик найдёт занятие по душе, то учителю не придётся призывать его к активности, он сам будет стремиться участвовать во внеурочных мероприятиях.

       В отличие от уроков на внеклассных занятиях ученики могут изготавливать наглядные пособия, организовать выставку, провести конкурс, викторину, фестиваль, инсценировать сказку или песню и т. д. (Приложение-1).  Кроме всего, во внеурочной работе появляется  возможность практического применения знаний  иностранного языка. Учащиеся  могут использовать навыки и умения, сформированные на уроках, одновременно совершенствуя  и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы.                  

      Внеурочное общение учащихся на иностранном языке служит важным средством мотивации, которое необходимо для речевой практики и овладения языком.              

     Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны. Среди них можно выделить: по количественному составу 3 основные группы: 

  1.массовые временные формы (олимпиады, конкурсы, утренники, вечера и т.д.),

  2.групповые постоянно действующие (кружки, радиопередачи, редколлегия газет и т.д.),

  3.индивидуальные (различные поручения при подготовке и проведении мероприятий);

                    по содержанию выделяются следующие группы: 

    1.соревновательные (конкурсы, игры, викторины, КВН и т. д.),  

    2.средства массовой информации (стенгазеты, объявления, стенды, выставки и т. д.),

    3.культурно-массовые формы работы (вечер-праздник, вечер-встреча, вечер-портрет),

    4.политико-массовые формы работы (акции, форумы, фестивали и т. д.)

  Существует ещё одна форма внеклассной работы - кружок. В нём могут проводиться различные виды работы, его можно назвать синтетической формой внеклассной работы. Группировать участников кружков следует с учётом их возраста, уровня знаний ими иностранного языка и их интересов. В группах, объединяющих школьников младшего и среднего возраста, особое внимание уделяется проведению занимательных мероприятий, вызывающих интерес к дальнейшему изучению иностранных языков (Приложение-2).  Их обучают правильно говорить на иностранном языке, прививают культуру ведения беседы. Для развития памяти учащиеся заучивают стихотворения, разучивают и исполняют песни. 

   В работе со старшей возрастной группой могут быть использованы практически все предлагаемые формы работы. Они могут не только самостоятельно руководить работой драматического кружка, кукольного  театра, но и организовывать и проводить все другие формы внеклассной работы как культурно - массового, так и соревновательного характера, а также принимать участие в работе кружков для учащихся среднего возраста. Всё зависит лишь  от того рода деятельности, который будет предложен учащимся при организации или проведении той или иной формы внеклассной работы.  Проводимая таким образом работа вне урока является органическим дополнением к школьному уроку и средством повышения эффективности обучения.

    Но процесс обучения должен идти в ногу со временем. В связи с этим не случайно  не только на уроках, но  и во внеурочной деятельности  активно используются новые технологии, среди которых важную роль играют Интернет и мультимедиа, их использование влияет на создание ситуации успеха и на поддержание интереса к изучению иностранного языка.
Используя готовые образовательные цифровые ресурсы  во внеклассной работе, мы пытаемся адаптировать их к  каждой конкретной группе учащихся с учетом индивидуальных особенностей детей,  а так же работаем над созданием новых ресурсов.
Мы говорим об использовании ИКТ во внеклассной работе,  которые моделируют условия коммуникативной деятельности. Их использование позволяют увеличить объём языковой тренировки, развивают образное мышление, активизируют страноведческие знания учащихся (Приложение-3). С этой целью мы принимаем участие в телекоммуникационных викторинах, конкурсах, проектах (Приложение-4). Одним из плюсов является возможность использовать  эту работу, как групповую, так и для  индивидуальной работы.
Несомненно, что ИКТ помогают повысить интерес  обучающихся к учебе и  улучшить результаты учебной деятельности.